Развивающее обучение детей в области художественной деятельности бывает продуктивно, когда на занятиях обеспечено органичное единство учения и творчества. Для этого требуется отличать то, чему можно и нужно учить детей, от того, что прямому научению не поддаётся. Учить детей необходимо. Не разрушать сложившееся в дошкольном детстве отношение к художественной деятельности и не переучитывать на “правильное” изображение, а подпитывать их творчество, вооружая его новыми средствами. Потому что ребёнок растёт, и скоро “малышовые” рисунки, как их не хвали взрослые, перестанут его удовлетворять, и изобразительное творчество начнёт разрушаться. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться. Учить можно не только приёмам и операциям, которые принято называть “техническими”, но и способам действия, опробовав которые ребёнок подготавливает себя к творчеству. Другое условие - это применение педагогических средств пробуждения творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребёнку должно стать интересно то, что ему предстоит делать. Занятие, которое будет конспективно описано ниже, является ключевым для целой группы взаимосвязанных уроков в начальных классах. На предыдущих занятиях ученики знакомились с общностью и различиями линий - пятен - силуэтов, преобразованием их друг в друга, соизмеряя их по величине (большие, средние, маленькие) и форме (округлые, угловатые, смешанные). В результате, ничего не зная о предстоящем задании, каждый ребёнок подготовил из чёрной бумаги более двадцати пятен - силуэтов разнообразных форм и величин. Цель первой - учебной - части данного занятия показать детям действия поиска таких соединений пятен-силуэтов, чтобы получились выразительные фигуры человека, животного, сказочного существа. Для этого, кроме произведения искусства, используется методический приём, когда образ - замысел рисунка складывается не только “в голове”, а и непосредственно на листе бумаги. Поэтому образ воображения возникает не стихийно, а произвольно, - как результат решения определённой задачи: учебной, поставленной учителем, или (позже) творческой, которую поставил себе сам ребёнок. Это способствует развитию именно продуктивного воображения детей. Для этого я вырезаю несколько таких же, как у детей, пятен-силуэтов, прикрепляю пятна на фланелеграф. Теперь пятна-силуэты, вырезанные из бархатной бумаги можно свободно перемещать по нему.
Учебную задачу дети решают вместе со мной. Условия задачи - использовать только те пятна, что выбрал учитель. Цель - соединить эти пятна в выразительную фигуру.
Для первого положения фигуры я сама выбираю и соединяю между собой два пятна (большое и среднее) с таким расчётом, чтобы все ученики легко могли переставить себе (угадать), кого я задумала изобразить, а затем сами выбрали несколько мелких недостающих пятен и поместили их на свои места. При этом учащиеся стараются показать только, кто изображается, то есть сделать фигуру узнаваемой. Действуют так же, как рисуют фигуру человека или животного, поочерёдно присоединяя друг к другу голову, туловище, руки, ноги и т. д. В результате фигура из пятен-силуэтов почти всегда получается статичной, неопределённой по позе и состоянию - невыразительной. Затем показываю детям такие действия поиска, благодаря которым фигура станет выразительной. Для этого предлагаю им сначала придумать ей имя, а потом угадать, что она - фигура, имеющая имя, - делает, какая она. Намёк (подсказку) на определённое действие можно увидеть во взаимоположении среднего пятен, особенно в повороте, и все ученики это сразу заметят. Кто-то один скажет, что она “пляшет”, “танцует”, “веселится” (Рис.1).
Чтобы показать, что из одних и тех же пятен можно составить разные фигуры, я, изменив вертикальное положение листа на горизонтальное, предлагаю детям сделать ещё две картинки (местоположения других пятен дети ищут самостоятельно), все называют каждое действие, чтобы они закрепились в памяти учеников (Рис.2, Рис.3).
Таким образом, в учебных задачах поиск решения осуществляется совместно с учителем и учениками. Однако всё, что делаю или говорю - это не примеры правильного решения, а вопросы, позволяющие ученикам предположить, как действовать дальше. Ищут решение сами ученики, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом, поправляя или дополняя другого, а моя задача только направить ход решения в соответствии с тем общим способом, который учащиеся осваивают в процессе решения задачи, - способом поиска выразительных соединений форм, величин, пятен, линий, объёмов и т.д.
Даже решая учебные задачи, дети совершают действия, которые нельзя считать исполнительскими или “техническими”. Разумеется, я заранее придумала, кого будет изображать каждая из картинок, и определила местонахождение и характер соединений всех пятен так, что ученики, казалось бы, только угадывают замысел. Однако, если в отношении первой картинки это почти всегда и так происходит, то вторая и третья нередко получаются или частично, или совсем непохожими на задуманное мною.
И этому нельзя препятствовать. Напротив, надо всячески приветствовать, потому что способ, который дети осваивают, потому и общий, что позволяет найти различные соединения пятен в разные фигуры. Самостоятельные “находки” кого-то из учеников совершаются почти всегда интуитивно, объяснить, как они действовали, ученики не смогут. Эти “находки” появляются благодаря творческой активности детей на занятии. Таких учеников (и, следовательно, интуитивных находок) будет больше, если нам удастся создать в классе обстановку общей заинтересованности и увлечённости поиском самых разнообразных соединений пятен. Таким образом, кроме действий, которым надо научить детей, учебные задачи включают и создание ситуаций, пробуждающих творческую активность детей. При решении творческих задач - это обязательное условие успешного развития учеников. Цель каждой творческой задачи - хотя бы отчасти продвинуть детей к тому, чтобы уже в замысел рисунка или изделия они включали отношения того материала (линий, пятен цветов, объёмов и т.п.), в котором замысел будет реализован, то есть выразительные отношения художественной формы.
На данном занятии творческая задача состояла в следующем. Глядя на все свои пятна-силуэты (их было много, разной величины и разнообразных округлых угловатых и смешанных форм), каждый ученик выбирал несколько таких, соединение которых наталкивало его на замысел фигуры кого-то живого: человека, животного, сказочного существа… . При этом запрещалось делать такие же изображения, какие были построены вместе со мной. Поиск соединения пятен ученики осуществляли самостоятельно.
Моё участие состоит в повторении задачи и её условий, поощрении и выразительных соединений пятен, а также в напоминании всех тех поисковых действий, которые были названы при решении учебной задачи. Но напоминаю о них ученику индивидуально только в тех случаях, когда поняла его замысел и видно, что изменение места или положения какого-то одного или двух пятен сделает фигуру более выразительной. Как правило, на эти пятна я не указываю, а говорю ребёнку: “Давай вместе посмотрим на всю фигуру целиком. Я вижу пятно, которое лучше было бы переместить…”. Или, если ученик нашёл это пятно, но переместил неудачно: “Попробуй передвинуть его сначала выше, потом - ниже и посмотри, где оно лучше передаёт действие фигуры”. Иными словами, подсказываю, как можно действовать, но не говорю и не подсказываю, что должно получиться (где надо расположить пятна, какие из них переместить и т.п.) и таким образом стимулирует детей к поиску выразительности, т.е. учу их и при решении творческой задачи.
Решая учебные и творческие задачи, дети пробуют свои возможности в изобразительном искусстве и художественном труде. Установка на пробу состоит в том, что я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развитости их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. Поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства своей художественной деятельности. Другие достигают этого позже. Будут и такие, кто продвигается в учении очень медленно. Существенно могут отличаться успехи одних и тех же детей в освоении специфически изобразительных способов и в обучении трудовым умениям, операциям, технологиям. Всё надо обязательно учитывать. Однако очень опасно по результатам удачных или неудачных проб поспешно разделять учеников на способных, середняков и неспособных. Склонности и интересы у детей ещё неопределенны и не раз будут меняться. Способности же к какому-то виду художественной деятельности есть у каждого, но они ещё, возможно, не выявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.
Изложим кратко ход занятия, тема которого “Поиск соединения пятен разной величины и формы в силуэте выразительной фигуры”.
Материалы и инструменты:
1. По листочку белой бумаги размером около 15х20 см.
2. Клей.
3. Карандаш.
4. Ластик.
Методические пособия:
1. Магнитная доска.
2. Пятна-силуэты из чёрной бархатной бумаги.
3. Фланелеграф.
4. Схема вариантов соединения пятен (только для учителя).
Произведения искусства:
Литография В.Лебедева в книжке Р.Киплинга “Слонёнок”, например, “Страус” или “Бегущий слонёнок” (концовка).