Под управленческой поддержкой в лицее понимается создание условий для профессионального, т.е. творческого роста педагогов лицея. Педагог профессионально растёт тогда, когда учится самостоятельно преодолевать препятствия, возникающие в его профессиональной деятельности. Если он испытывает затруднения в преодолении препятствий, ему необходима управленческая поддержка. Чем выше уровень профессионализма, тем легче педагог справляется с решением педагогических проблем.
Выделяют следующие уровни профессионального
мастерства:
"Лестница профессионального роста"
Таком образом, организация МР на основе управленческой поддержки заключается в создании условий для творческого роста педагогов. Грамотная управленческая поддержка помогает адаптироваться новым учителям в коллективе, новаторам - внедрять новые образовательные технологии, педагогам-исследователям - разрабатывать авторские методики и программы. В своём выступлении я более подробно остановлюсь на организационных и мотивационных, т.е. выполняющих роль стимула условиях.
Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей. (Ли Якокка)
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет ее направленность. Так, у учителя может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Заинтересовать учителей в профессиональном развитии - значит надолго обеспечить успех своего ОУ.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями: желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, т.е. стать профессионально более успешным.
Задача методической работы состоит прежде всего в том, чтобы подготовить учителя к успешному решению профессиональных задач.
Особенности организационной модели НМР способствует карьерному росту педагогов. Карьера - это продвижение работника по служебной лестнице. Может быть несколько вариантов такого продвижения. Учитель может продвигаться вверх - становиться руководителем подразделения, директором. Или перемещаться по горизонтали - становиться руководителем новых структурных подразделений, группы учителей. Организационная модель НМР в лицее основана на кафедральном принципе построения, где внутри кафедр по областям знаний работают предметные лаборатории, кроме этого создаются ВТК учителей. Таким образом, созданы условия для профессионального самоутверждения, самореализации и карьерного роста педагогов по горизонтали: учитель-наставник, руководитель кафедры, ПЛ, ВТК. Следует подчеркнуть, что деятельность ПЛ и ВТК также способствует профессиональному росту педагогов. Участие в совместных разработках удовлетворяет потребность учителей в профессиональном общении, здесь происходит обмен опытом, новой информацией.
В широком смысле под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности, где наряду с должностным продвижением реализация происходит также в процессе профессионального роста, что и является одной из важнейших задач НМР.
Мы рассмотрели мотивационные условия, способствующие профессиональному росту педагогов. Важную роль в профессиональном развитии педагогов играют организационные условия.
- Большая часть педагогов лицея (37) имеет методические часы, что является немаловажным стимулом, пробуждающим педагогов к МР. Самое главное - количество оплачиваемых методических часов зависит от того, что лежит в основе самообразовательной деятельности: работа над методической темой или это авторская педагогическая разработка.
Рассмотрим, как осуществляется УП самообразовательной деятельности педагогов. Каждый учитель разрабатывает индивидуальный маршрут самообразовательной деятельности, который рассматривается и утверждается на заседании предметной лаборатории. Индивидуальный маршрут самообразовательной деятельности разрабатывается с учётом следующих рекомендаций.
Выбор формы, способа разработки творческой темы
Форма, способ изучения |
Вид оформления работы |
Место защиты, предъявления |
Изучение источников Анализ собственной деятельности. Апробация новых подходов Изучение теории и практики применения. Разработка моделей уроков. Разработка собственных средств наглядности. Разработка в творческой группе, паре. Поиск ключевой идеи. Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Определение условий реализации разработки. |
Реферат. Доклад. стендовый доклад Научная статья. Аннотация. Видеоматериал. Модифицированная (авторская) программа. Спецкурс. Цикл лекций по методике преподавания. Цикл открытых уроков. Методические рекомендации. Программа стажировки педагогов. Руководство работой педагогических мастерских. |
Открытые уроки (область,
город, школа) Методическое объединение. Научно-методический совет. Педсовет. Научно-практическая конференция (область, город). Методическая конференция (школа). Практический семинар (город). Лаборатория (город) Банк передового педагогического опыта (область, город, школа) Научно-методический журнал. Конкурс творческих работ (город, РФ) |
Методическая тема - это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. (Например: "Использование наглядности на уроках математики"). Методическая тема направлена на совершенствование системы обучения.
Исследовательская тема приводит к появлению нового качества, когда учитель переходит на новую систему деятельности.
Тема исследования предполагает:
- наличие проблемы;
- поиск инструментария;
- диагностику (конкретный класс, конкретный ученик);
- формулировку гипотезы (что произойдет, если изменю…);
- моделирование новых уроков (запуск эксперимента);
- повторную диагностику (что изменилось).
И методическую тему, и исследовательскую тему можно рассматривать как творческую тему (но здесь присутствуют разные уровни творчества). С понятием творческая тема связано понятие авторская разработка, т.е. письменный результат проделанной творческой работы. Результатом работы над методической темой может быть реферат, выступление, доклад, открытый урок и т.д. Исследовательская тема может быть представлена в виде методических рекомендаций, статьи, выступления на конференции, авторской программы учебного предмета, спецкурса и т.д.
Методика работы. Каждый педагог записывает в полученной таблице свою творческую тему и отмечает то, что характерно для ее разработки (можно вносить свои коррективы).
Алгоритм разработки образовательного маршрута.
- Выбор методической темы (в соответствии с методической темой лицея или предметной лаборатории).
- Определение формы или способа изучения, вида оформления работы, места защиты.
- Утверждение темы на заседании кафедры.
- Заключение соглашения.
Образец соглашения можно посмотреть в Приложении 1.
Таким образом, главной задачей самообразовательной деятельности педагогов является перевод от методического самообразования к методическому исследованию.
Доказательством того, что в основе самообразовательной деятельности большего числа педагогов лежит педагогическое исследование, которое является показателем творческого уровня профессионального мастерства, можно считать следующие факты:
- Количество опубликованных работ педагогов лицея . Педагогами лицея опубликовано более 60 работ в различных сборниках и методических пособиях.
- Количество печатных изданий . С момента основания лицея издано 28 наименований печатной продукции. Среди них информационные газеты, сборники рекламного характера, но особую ценность представляют методические пособия и рекомендации для педагогов и учащихся, авторами которых являются наши учителя, в том числе научно-методические сборники. Например, сборник "Исследовательская деятельность педагогов и учащихся", в котором представлен материал по управлению исследовательской деятельностью в лицее, методике и практике организации исследовательской деятельности учащихся и диагностике исследовательских умений педагогов и учащихся, модели уроков, программы и тематические планы исследовательских курсов. Этот сборник выдержал два издания.
Одним из примеров, когда методическая работа учителя перерастает в педагогическое исследование, и как это работает на повышение качества образования, является опыт работы учителя математики Симоновой О.В.
После глубокого анализа МР на заседании кафедры управления были выявлены резервы совершенствования деятельности, а именно, было определено противоречие между инновационной индивидуальной исследовательской деятельностью педагогов и в определенной степени заформализованной деятельностью ПЛ. Для решения выявленной проблемы кафедрой управления было разработано положение о лицейском конкурсе предметных лабораторий (см. Приложение 2).
Это положение было рассмотрено на заседаниях ПЛ и утверждено на МС. Положительный опыт создания дидактических средств в лицее имеется. Седьмой пункт каждого положения послужит стимулом к профессиональному самосовершенствованию.
Следующая группа условий в оказании УП - информационные. В ЛЕН традиционно работает методическая школа. Её основными задачами являются создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области дидактики и методики преподавания, освоение технологий индивидуального и личностного развития, реализация которых позволяет оказывать педподдержку интеллектуального развития лицеистов.
Таким образом, для реализации управленческой поддержки педагогов в лицее созданы на достаточном уровне следующие условия:
- организационные;
- информационные;
- мотивационные;
- нормативно-правовые.
Все эти условия тесно друг с другом связаны и взаимодействуют, оказывая друг на друга влияние. Раскрывая одно из них, мы непроизвольно касались другого. Таким образом, мы можем говорить о том, что в ЛЕН УП носит системный характер.