Тип урока: Урок изучения новых знаний и их первичного закрепления.
Цели урока:
- познакомить учащихся с новой геометрической фигурой - углом, ввести понятие биссектрисы угла, научиться распознавать острые, тупые и прямые углы.
- развивать у учащихся математическою речь.
- развивать навыки самостоятельной работы в группе.
Модель урока: см. Приложение 1.
I. Организационный этап
Задачи:
Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии; психологическая подготовка учащихся к общению.
Приемы:
“Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)”;
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Задачи:
- Обеспечение мотивации учения учащихся, принятие ими целей урока.
- Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
- Указание целей на специальном стенде “Что сегодня на уроке?”.
- Постановка целей через показ конечных результатов.
Приемы:
Проверка знаний, повторение ранее изученного материала, применение знаний (решение задач и примеров).
Работа в паре “Учитель-ученик”
1в. (ученики)
Предлагается 5 заданий:
1. Составьте и решите задачу:
I - ? на 4 см длиннее
II - ? ----------------- 46 см.
2. Вычислите:
(12*13+87*12)300 =
3. Составьте и решите задачу:
4. Вычислите:
32+22 =
5. Назовите лучи с началом в точке А и, если это возможно, назовите наибольший и наименьший из них.
2в. (учителя)
1. (21)
2. (4)
3. (16)
4. (13)
При выполнении данных заданий мы получили числа 21; 4; 16; 13, которыми закодировано слово (ученики в справочнике находят ключ данного кода и получают слово “угол”).
Учитель: действительно героем нашего урока является угол. Учитель объявляет тему урока: "Как обозначают и сравнивают углы".
Как вы считаете, чему мы должны научиться на данном уроке? (Ученики: на данном уроке мы должны научиться обозначать и сравнивать углы).
III. Этапы усвоения новых знаний по теме “Как обозначают и сравнивают углы” и первичное применение полученных знаний, этап первичной проверки понимания изученного.
Задачи:
- Обеспечение воспитания, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; правил построения на их основе алгоритмов.
- Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).
- Создание содержательных и организационных условий усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
Приемы:
Работа с определением вводимых понятий.
Построение структурно-логических схем изучаемого материала.
Знакомство с понятием угла и обозначением угла.
Практическая работа
1) Обозначение углов
А. Учитель на доске, ученики в тетради строят угол АВС; учитель называет элементы угла (А - вершина, АВ, АС - стороны угла), объясняет способы записи данного угла:
А, ВАС, САВ.
Обращает внимание на то, что вершина угла записывается в середине.
Учащиеся делают вывод: угол имеет вершину и две стороны.
Б. Учащимся предлагается записать название углов, которые построены на доске.
Учащиеся записывают их в тетради:
MKC, D, NOL
В. Работа с учебником: учащиеся выполняют №533 на доске и в тетради.
2) Сравнение углов
Учитель: углы можно сравнить как отрезки, наложением их друг на друга.
A. Показывает сравнение углов, демонстрируя это на доске, и поясняет при этом: 1-ый угол меньше второго, т.к. он целиком оказался внутри 2-ого.
Обращает внимание, что смотреть нужно на положение лучей, а не на их длину.
Б. Если углы совпадут, то они равны (показывает сравнение углов и обращает особое внимание на то, что в данном случае стороны одного угла идут по сторонам другого).
Практическая работа.
- Учащимся предлагается взять в конверте два угла под номерами 1 и 2 и сравнить их (в данном случае один угол больше другого).
- Учащимся предлагается взять в конверте два угла под номерами 2 и 3 и сравнить их (в данном случае углы будут равны).
- Учащиеся выполняют задание из учебника №534 (комментируют его).
3) Понятие биссектрисы угла.
На доске построен угол АВС проведен луч ОВ, который делит угол пополам. Учащимся задается вопрос, какие новые углы образовались и предлагается сравнить их. Учитель демонстрирует на модели угла, что полученные углы равны, выполняя сгиб угла по линии ОВ.
ОВ - биссектриса.
Слово “биссектриса” записывается в тетради.
Практическая работа
Учащиеся берут из конверта любой угол, проводят в нем биссектрису, проверяя свой глазомер, а затем, сгибая угол пополам, проверяют правильность построения.
4) Виды углов
Учитель: с помощью угольника можно построить один особенный угол, который называется прямым углом (давайте эту работу сделаем на доске и в тетради).
Ученики строят и обозначают прямой угол.
Учитель: данный угол встречается нам постоянно, обратите внимание на пересечение линий в вашей тетради - они пересекаются под прямым углом.
Прямой угол обладает важным свойством, характерным только для него.
Сейчас мы продемонстрируем это свойство:
Практическая работа
А. Построить прямой угол на плоскости листа, обозначить вершину угла и лучи, построить второй прямой угол так, чтобы вершины и одна из сторон этих углов совпали.
Что мы можем сказать про другие две стороны угла?
(Ответ: две другие стороны прямых углов образовали прямую, т.е. стороны лежат на одной прямой).
Учитель: в данном случае мы имеем угол, т.к. два луча выходят из одной точки.
Данный угол называется развернутым углом. (Построим угол в тетради и на доске).
Составьте характеристику данного угла. (Ученики - развернутый угол равен двум прямым углам, а прямой угол равен половине развернутого).
Б. Найдите среди углов в конверте развернутый угол. Выполните задание №538 (среди углов найти прямой угол).
В. Прямой угол - действительно особый угол, его сравнивают с другими. Если угол меньше прямого, он называется острым. Если угол больше прямого, он называется тупым. (Среди углов в конверте учащихся находятся острые и тупые углы).
IV. Этап применения знаний и способов действий
Учащимся предлагается закончить фразу и объяснить ее "Если известно, что
угол ВАС прямой, …."
то NAC - …. (ребята записывают название вида угла)
то NAD - ….
то BAO - …
Можно ли утверждать, что угол BAN - развернутый?
На этом этапе можно использовать стихи об углах (см. Приложение 2).
V. Информация о домашнем задании
- Cтр. № 126, 127, № 535, 537, 541, 542.
- Творческое задание: сочинить сказку или стихотворение об углах. (Лучшие творческие работы учащихся приведены в Приложении 3).
VI. Рефлексия. Подведение итогов работы. Постановка целей на следующий урок.
Прием: “Карточки настроения” .