Цель: сформировать представление детей о жизненном цикле растений.
Задачи:
- образовательные:
- познакомить с многообразием плодов растений, с их приспособлением к расселению;
- проследить весь цикл развития растений;
- закрепить умение правильно называть части растений;
- установить связь между цветением, плодоношением и многообразием растений в природе;
- закрепить названия первоцветов;
- овладеть терминологией: плоды, семена, крылатки, приспособленность, расселение;
- развивающие:
- развивать общеучебные навыки:
- умение выделять главное, общее, частное;
- применение полученных теоретических знаний при проведении практической работы;
- способность делать выводы, задавать вопросы;
- умение группировать предметы по общему признаку;
- формировать способность рефлексировать свою деятельность;
- развивать общеучебные навыки:
- воспитательные:
- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;
- продолжить формирование основ экологической культуры;
- отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.
Оборудование, наглядные пособия:
- коллаж из иллюстраций растений;
- цветущие комнатные растения, ящик со всходами бобов;
- наборы карточек с изображением взрослого млекопитающего и его детеныша;
- конверт с карточками “Веселые метаморфозы”, стадии развития божьей коровки и лягушки;
- баночки с набором семян: фасоли, бобов, салата листового, васильков, настурции, укропа, огурцов, кабачков, вишни, калины, сосны, клена, дуба, абрикоса, гороха, лука-чернушки;
- разрезные карточки с изображением семян растений: “сухие и сочные плоды”;
- иллюстрация цветущего растения фасоли;
- схема цикла развития бобового растения;
- продукты: яблоко, огурец, колбаса, хлеб, печенье, сахар, вода;
- иллюстрация с изображением плода фасоли в разрезе (демонстрационный материал);
- карточки с изображением семян с различными приспособлениями к распространению (по количеству детей);
- фишки пустые и фишки с изображением крыла;
- обручи: 1 оранжевый, 10 зеленых;
- иллюстрации растений, занесенных в Красную книгу;
- карты-схемы с изображением сухих плодов и листьев деревьев, имеющих эти плоды;
- цветные карандаши;
- фишки с изображением улыбающегося и грустного человеческого лица.
Предварительная работа:
- экскурсии в осенний лес, поляну;
- посев бобов в ящик с землей;
- рассматривание семейных фотографий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Первый час занятия.
I. Вводная часть.
– Кто вы такие? (Ответы детей)
– На кого вы похожи? (На родителей)
Задание 1. Игра “Найди маму”.
Детям раздаются карточки с изображением детенышей и взрослого животных.
Игровая задача: сопоставив внешний облик
взрослого животного и его детеныша, составить
пару.
Примерные карточки: свинья – поросенок; зайчиха
– зайчонок; собака – щенок; лошадь – жеребенок;
лиса – лисенок; волчица – волчонок; кошка –
котенок; корова – теленок; лосиха – лосенок и т.п.
по количеству детей.
– Вы все правильно нашли маму детенышей. Что вам помогло правильно выполнить задание? (Ответы детей). Но есть случаи, когда дети совсем не похожи на родителей.
Задание 2.
– Достаньте, пожалуйста, из конверта №1
карточки, рассмотрите их. Кто на них изображен?
(Лягушка, божья коровка).
Еще их дети. Детеныши похожи на родителей? (Нет).
Как они называются? (Яйца, личинки, куколки;
икринки, головастики).
Да, трудно нам было бы найти маму головастика и
маму личинки божьей коровки.
Беседа и рассматривание семян. Обозначение цели занятия.
– Сейчас я вам покажу еще детей, совсем не
похожих на своих родителей.
– Что это? (Семена).
– Где их родители? (Растения).
– Мы сегодня с вами познакомимся с разнообразием
семян, узнаем откуда они берутся и для чего они
нужны. Будем играть, работать с карточками, вы
сами изготовите лото и поиграете в него.
II. Основная часть.
– Посмотрите внимательно на семена, какие они:
цвет, форма, размер? (Ответы детей).
– Чьи же это дети? (Растений).
– Да, у всех растений тоже есть дети, и они
абсолютно не похожи на родителей; их называют
плодами. Рассмотрите, пожалуйста, карточки №2 и 3 (см.
выше).
– На какие две большие группы делят плоды? (Сочные
и сухие).
– Плоды каких растений вы видите на них? (Ответы
детей).
Задание 3. Игра “Найди фасолинку”
– Полюбуйтесь на семена фасоли. Одинаковые ли
они? (Нет).
– Чем они отличаются друг от друга? (Ответы
детей).
– Выберите себе по одной фасолинке. Рассмотрите
внимательно, запомните свою.
Игровая задача: запомнить рисунок фасолинки и отыскать “свою” среди многих.
– Все эти фасолинки родились на этом материнском растении. (Показ иллюстрации растения фасоли). Но какие они разные? Совсем как брат и сестра у одних и тех же родителей. Жизнь на Земле бесконечна. Цель живого существа – оставить после себя потомство. Для чего, как вы думаете? (Для того, чтобы снова выросли фасолинки и другие растения)
Второй час занятия.
I. Вводная беседа.
– Хотите посмотреть, что произошло с теми бобами, которые мы положили в ящик со всходами бобов. (Высказывания детей).
Вывод: если семя, плод растения попадет в нужные условия, то оно проснется, выпустит корешок, появятся первые листочки и начнет расти, развиваться.
– Какие это условия? (Ответы детей).
– Что же дальше будет с нашими бобами, вы узнаете,
раскрасив эту картинку.
Задание 4.
Раскраска детьми карты-схемы “Цикл развития бобового растения”
– Что у вас получилось? (Растение, став
взрослым, выпустило цветки, а затем на месте
каждого цветка появился стручок, в котором
созрели фасолинки).
– Что произойдет с нашими бобами? (Ответы
детей).
– Красивые цветки у фасоли? (Красивые).
– Появятся ли семена или плоды, если сорвать
цветок?
II. Основная часть.
Беседа о приспособленности семян к распространению.
– Растения очень заботятся о своих детях –
плодах и семенах, так же как ваши мамы. Что делает
мама, когда вы собираетесь в путешествие?
Складывает в рюкзак или сумку бутерброды, фрукты,
овощи, воду, одним словом, еду, продукты. (Демонстрируется
рюкзак и набор продуктов). Мать-растение тоже
позаботилось о своем ребенке. (Демонстрация
иллюстрации бобового семени в разрезе). Это
зародыш будущего растения, а это все полезная еда
для него, пока не появятся корешки и листья,
которыми оно начнет самостоятельно добывать
пищу для себя. Еще вам мама покупает билет на:
(дети называют) автобус, самолет, корабль, поезд и
т.д., чтобы вы прибыли к месту назначения. У семян
тоже есть “билет”. Посмотрите внимательно на
семена: клена, сосны, салата, одуванчика.
Задание 5. Игра с семенами клена. “Чья крылатка дольше и дальше пролетит?”.
– Какие же это билеты? (Ответы детей). Да, у семян есть различные приспособления к распространению.
Задание 6.
Рассматривание иллюстрации: “Приспособление к распространению плодов и семян” . Рассказы детей.
– Почему семенам необходимо улететь, уплыть и т.д. подальше от материнского растения?
Задание 7. Подвижная игра “Займи место”.
– Перед вами круг (обруч желтого цвета), где лежат фишки, возьмите по одной. Кому попалась фишка с рисунком крыла – тот имеет право занять отдельный круг зеленого цвета, у кого оказалась фишка пустая, тот остается в данном круге. (Фишки по количеству детей, половина с крылом). Дети, представьте себе, что вы растения. Каким растениям живется лучше: тем, которые занимают небольшую площадь, или тем, которые растут свободно на большом расстоянии друг от друга? (Ответы детей)
Вывод: если семена будут падать рядом с материнским растением, то им всем будет недоставать влаги, света. Они будут очень слабы и не смогут принести плоды.
Задание 8.
Правила поведения.
– Перед вами иллюстрация первоцветов в весеннем лесу. Назовите их. (Ответы детей). Их становится все меньше и меньше. Отчего?
Вывод: если мы не дадим растениям оставить потомство, то будет очень плохо, они могут исчезнуть совсем. Нельзя рвать, пока не появился “ребенок”.
Задание 9.
– Перед вами лежат две карточки: “летающие семена” и “листья деревьев с летающими семенами”. Если вы их раскрасите и разрежете, то у вас получится интересная игра-лото “Найди пару”.
Дети выполняют задание. Играют с товарищем по парте. Педагог проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.
III. Заключительная часть. Рефлексия занятия.
– Что вам понравилось сегодня на занятии?
– Что вам показалось трудным?
– Что вы хотели бы сделать по-другому?
– Прошу вас показать фишкой, какое у вас было
настроение. (Лица улыбающиеся и грустные).
– Занятие окончено.
Используемая литература:
- Алексеев Ю.Ж. Деревья и кустарники. Москва, АВЕ,1997 г.
- Былова А.М. Экология растений. Москва. “Вентанта-Граф”, 1999 г.
- Багрова Л.А. “Я познаю мир”. Детская энциклопедия растений. Москва, АСТ, 2001 г.
- Браун В. Настольная книга любителя природы. Л., Гидрометеоиздат, 1985 г.
- Губанов И.А. Определитель сосудистых растений центра европейской России. Москва, “АРГУС”, 1995 г.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.
- Симонова Л.П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. Москва. “Агар”, “МИК”, 1998 г.
- Смирнов А. В. Мир растений: Рассказы о культурных растениях. – М.: Молодая гвардия, 1988 г.
- Черныш И.В. Удивительные растения. – М.: ООО “Издательство АСТ”; ООО Издательство Астрель”, 2002 г.
- Экологическое образование учителю биологии. 1, 2, 3, 4 части. ЧИПКРО, 1991 г. Флора и фауна Челябинской области.