План-конспект занятия по экологии в 1-м классе по модифицированной программе "Цветовая экология"

Разделы: Экология


Цель: сформировать представление детей о жизненном цикле растений.

Задачи:

  • образовательные:
    • познакомить с многообразием плодов растений, с их приспособлением к расселению;
    • проследить весь цикл развития растений;
    • закрепить умение правильно называть части растений;
    • установить связь между цветением, плодоношением и многообразием растений в природе;
    • закрепить названия первоцветов;
    • овладеть терминологией: плоды, семена, крылатки, приспособленность, расселение;
  • развивающие:
    • развивать общеучебные навыки:
      • умение выделять главное, общее, частное;
      • применение полученных теоретических знаний при проведении практической работы;
      • способность делать выводы, задавать вопросы;
      • умение группировать предметы по общему признаку;
    • формировать способность рефлексировать свою деятельность;
  • воспитательные:
    • воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;
    • продолжить формирование основ экологической культуры;
    • отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия:

  • коллаж из иллюстраций растений;
  • цветущие комнатные растения, ящик со всходами бобов;
  • наборы карточек с изображением взрослого млекопитающего и его детеныша;
  • конверт с карточками “Веселые метаморфозы”, стадии развития божьей коровки и лягушки;
  • баночки с набором семян: фасоли, бобов, салата листового, васильков, настурции, укропа, огурцов, кабачков, вишни, калины, сосны, клена, дуба, абрикоса, гороха, лука-чернушки;
  • разрезные карточки с изображением семян растений: “сухие и сочные плоды”;
  • иллюстрация цветущего растения фасоли;
  • схема цикла развития бобового растения;
  • продукты: яблоко, огурец, колбаса, хлеб, печенье, сахар, вода;
  • иллюстрация с изображением плода фасоли в разрезе (демонстрационный материал);
  • карточки с изображением семян с различными приспособлениями к распространению (по количеству детей);
  • фишки пустые и фишки с изображением крыла;
  • обручи: 1 оранжевый, 10 зеленых;
  • иллюстрации растений, занесенных в Красную книгу;
  • карты-схемы с изображением сухих плодов и листьев деревьев, имеющих эти плоды;
  • цветные карандаши;
  • фишки с изображением улыбающегося и грустного человеческого лица.

Предварительная работа:

  • экскурсии в осенний лес, поляну;
  • посев бобов в ящик с землей;
  • рассматривание семейных фотографий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первый час занятия.

I. Вводная часть.

–  Кто вы такие? (Ответы детей)

– На кого вы похожи? (На родителей)

Задание 1. Игра “Найди маму”.

Детям раздаются карточки с изображением детенышей и взрослого животных.

Игровая задача: сопоставив внешний облик взрослого животного и его детеныша, составить пару.
Примерные карточки: свинья – поросенок; зайчиха – зайчонок; собака – щенок; лошадь – жеребенок; лиса – лисенок; волчица – волчонок; кошка – котенок; корова – теленок; лосиха – лосенок и т.п. по количеству детей.

– Вы все правильно нашли маму детенышей. Что вам помогло правильно выполнить задание? (Ответы детей). Но есть случаи, когда дети совсем не похожи на родителей.

Задание 2.

– Достаньте, пожалуйста, из конверта №1 карточки, рассмотрите их. Кто на них изображен? (Лягушка, божья коровка).
Еще их дети. Детеныши похожи на родителей? (Нет). Как они называются? (Яйца, личинки, куколки; икринки, головастики).
Да, трудно нам было бы найти маму головастика и маму личинки божьей коровки.

Беседа и рассматривание семян. Обозначение цели занятия.

– Сейчас я вам покажу еще детей, совсем не похожих на своих родителей.
– Что это? (Семена).
– Где их родители? (Растения).
– Мы сегодня с вами познакомимся с разнообразием семян, узнаем откуда они берутся и для чего они нужны. Будем играть, работать с карточками, вы сами изготовите лото и поиграете в него.

II. Основная часть.

– Посмотрите внимательно на семена, какие они: цвет, форма, размер? (Ответы детей).
– Чьи же это дети? (Растений).
– Да, у всех растений тоже есть дети, и они абсолютно не похожи на родителей; их называют плодами. Рассмотрите, пожалуйста, карточки №2 и 3 (см. выше).
– На какие две большие группы делят плоды? (Сочные и сухие).
– Плоды каких растений вы видите на них? (Ответы детей).

Задание 3. Игра “Найди фасолинку”

– Полюбуйтесь на семена фасоли. Одинаковые ли они? (Нет).
– Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
– Выберите себе по одной фасолинке. Рассмотрите внимательно, запомните свою.

Игровая задача: запомнить рисунок фасолинки и отыскать “свою” среди многих.

– Все эти фасолинки родились на этом материнском растении. (Показ иллюстрации растения фасоли). Но какие они разные? Совсем как брат и сестра у одних и тех же родителей. Жизнь на Земле бесконечна. Цель живого существа – оставить после себя потомство. Для чего, как вы думаете? (Для того, чтобы снова выросли фасолинки и другие растения)

Второй час занятия.

I. Вводная беседа.

– Хотите посмотреть, что произошло с теми бобами, которые мы положили в ящик со всходами бобов. (Высказывания детей).

Вывод: если семя, плод растения попадет в нужные условия, то оно проснется, выпустит корешок, появятся первые листочки и начнет расти, развиваться.

– Какие это условия? (Ответы детей).
– Что же дальше будет с нашими бобами, вы узнаете, раскрасив эту картинку.

Задание 4.

Раскраска детьми карты-схемы “Цикл развития бобового растения”

– Что у вас получилось? (Растение, став взрослым, выпустило цветки, а затем на месте каждого цветка появился стручок, в котором созрели фасолинки).
– Что произойдет с нашими бобами? (Ответы детей).
– Красивые цветки у фасоли? (Красивые).
– Появятся ли семена или плоды, если сорвать цветок?

II. Основная часть.

Беседа о приспособленности семян к распространению.

– Растения очень заботятся о своих детях – плодах и семенах, так же как ваши мамы. Что делает мама, когда вы собираетесь в путешествие?
Складывает в рюкзак или сумку бутерброды, фрукты, овощи, воду, одним словом, еду, продукты. (Демонстрируется рюкзак и набор продуктов). Мать-растение тоже позаботилось о своем ребенке. (Демонстрация иллюстрации бобового семени в разрезе). Это зародыш будущего растения, а это все полезная еда для него, пока не появятся корешки и листья, которыми оно начнет самостоятельно добывать пищу для себя. Еще вам мама покупает билет на: (дети называют) автобус, самолет, корабль, поезд и т.д., чтобы вы прибыли к месту назначения. У семян тоже есть “билет”. Посмотрите внимательно на семена: клена, сосны, салата, одуванчика.

Задание 5. Игра с семенами клена. “Чья крылатка дольше и дальше пролетит?”.

– Какие же это билеты? (Ответы детей). Да, у семян есть различные приспособления к распространению.

Задание 6.

Рассматривание иллюстрации: “Приспособление к распространению плодов и семян” . Рассказы детей.

– Почему семенам необходимо улететь, уплыть и т.д. подальше от материнского растения?

Задание 7. Подвижная игра “Займи место”.

– Перед вами круг (обруч желтого цвета), где лежат фишки, возьмите по одной. Кому попалась фишка с рисунком крыла – тот имеет право занять отдельный круг зеленого цвета, у кого оказалась фишка пустая, тот остается в данном круге. (Фишки по количеству детей, половина с крылом). Дети, представьте себе, что вы растения. Каким растениям живется лучше: тем, которые занимают небольшую площадь, или тем, которые растут свободно на большом расстоянии друг от друга? (Ответы детей)

Вывод: если семена будут падать рядом с материнским растением, то им всем будет недоставать влаги, света. Они будут очень слабы и не смогут принести плоды.

Задание 8.

Правила поведения.

– Перед вами иллюстрация первоцветов в весеннем лесу. Назовите их. (Ответы детей). Их становится все меньше и меньше. Отчего?

Вывод: если мы не дадим растениям оставить потомство, то будет очень плохо, они могут исчезнуть совсем. Нельзя рвать, пока не появился “ребенок”.

Задание 9.

– Перед вами лежат две карточки: “летающие семена” и “листья деревьев с летающими семенами”. Если вы их раскрасите и разрежете, то у вас получится интересная игра-лото “Найди пару”.

Дети выполняют задание. Играют с товарищем по парте. Педагог проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.

III. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

– Что вам понравилось сегодня на занятии?
– Что вам показалось трудным?
– Что вы хотели бы сделать по-другому?
– Прошу вас показать фишкой, какое у вас было настроение. (Лица улыбающиеся и грустные).
– Занятие окончено.

Используемая литература:

  1. Алексеев Ю.Ж. Деревья и кустарники. Москва, АВЕ,1997 г.
  2. Былова А.М. Экология растений. Москва. “Вентанта-Граф”, 1999 г.
  3. Багрова Л.А. “Я познаю мир”. Детская энциклопедия растений. Москва, АСТ, 2001 г.
  4. Браун В. Настольная книга любителя природы. Л., Гидрометеоиздат, 1985 г.
  5. Губанов И.А. Определитель сосудистых растений центра европейской России. Москва, “АРГУС”, 1995 г.
  6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.
  7. Симонова Л.П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. Москва. “Агар”, “МИК”, 1998 г.
  8. Смирнов А. В. Мир растений: Рассказы о культурных растениях. – М.: Молодая гвардия, 1988 г.
  9. Черныш И.В. Удивительные растения. – М.: ООО “Издательство АСТ”; ООО Издательство Астрель”, 2002 г.
  10. Экологическое образование учителю биологии. 1, 2, 3, 4 части. ЧИПКРО, 1991 г. Флора и фауна Челябинской области.