Этот урок базируется на использовании Учебно-методического комплекса «Живая геометрия» версии 3.1 (Для тех, у кого установлена 4-я версия: чертежи будут работать). Из-за обилия файлов и сценариев данный урок требует тщательной проработки, может быть выстраивания файлов по порядку, чтобы экономить время работы. Урок рассчитан на два академических часа.
Вид урока: урок усвоения новых знаний
Тип урока: урок с использованием компьютерных технологий
Цели:
а) сформулировать определение трапеции и ее элементов, закрепить полученные знания с помощью решения задач
б) развивать пространственное и логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
в) воспитывать интерес к предмету, умение пользоваться компьютерными технологиями в образовательных целях, аккуратность и целеустремленность.
Ход урока:
Часть 1. Треугольники
Повторить все о треугольниках. Организовать фронтальный опрос. За каждый правильный ответ учащемуся предлагается карточка-трапеция. Иллюстрацией к данному этапу служат файлы Приложение 1.gsp (чертеж) и Приложение 1.gss (сценарий к нему). Перемещая точку К, получаем прямоугольный, тупоугольный и разносторонний треугольники. Наличие сценария помогает автоматизировать построение фигур для контроля за классом и для формулирования вопросов к учащимся:
- Какие фигуры мы видим на экране? Дать определение.
- Назовите элементы треугольника, показанные на чертеже.
- Какие еще элементы треугольника вы знаете?
- По представленным иллюстрациям назовите виды треугольников. Дайте соответствующие определения (разносторонний, равнобедренный, равносторонний треугольник).
- Как называются равные стороны у треугольника?
- Какая сторона называется основанием?
- Свойство равнобедренного треугольника.
Часть 2. Математическая сказочка.
Жил-был когда-то давно в Древней сказочной стране маленький трапезный столик по имени Трапезио (иллюстрация в файле Приложение 2.gsp). Он очень любил гулять в одиночестве (можно подвигать ножкой Трапезио для оживления рассказа). Но случилась однажды беда: налетел ураган и понес Трапезио неизвестно куда. Долго ли, коротко ли странствовал бедный столик, только как-то теплым весенним днем опустил его все-таки ураган на землю. Да только страна оказалась совсем необычной – Страна Геометрия. Почувствовал столик, что появились у него какие-то новые элементы, изменились старые, да только увидеть себя ему ну никак не удавалось. Шел Трапезио по этой далекой стране, брел куда-то, и, наконец увидел озеро, наклонился, а там… Смотрела на него неизвестная геометрическая фигура, даже имени своего нового столик узнать не мог. Вдруг, откуда ни возьмись, стайка мальчишек: «Гляньте, какая трапеция выискалась». Так и появилась на свет Трапеция.
Часть 3. Определение трапеции. Виды трапеции.
Возьмем произвольный треугольник (файл Приложение 3.gsp. Выделим все точки по порядку: Z, A, B, C, D), проведем линию, параллельную одной из сторон (Все это проделывается с помощью сценария Приложение 3.gss) и вручную уберем верхнюю часть. Формулируем определение: что это за фигура? (четырехугольник), какими существенными признаками она обладает? (две стороны параллельны, а две другие – нет). Дадим интуитивное определение. Какими элементами обладает четырехугольник? (Вершины (соседние, не соседние), стороны (соседние, не соседние), высоты, диагонали, углы). А сейчас посмотрим как строится трапеция по файлу Приложение 4.gsp, сценарий Приложение 4.gss (Точки выделить в следующем порядке: C, D, E, F).
Начертите трапецию в тетради. Проведите в ней все указанные ранее элементы. Самопроверка: сверьтесь с чертежом в ЖГ (добавить в файле чертежа Приложение 4.gsp отрезок FH, перпендикулярный основанию. Будет ли элемент FH высотой?) В файле Приложение 6. gsp показаны все основные элементы трапеции. А что такое GP? Можно отметить, что высота является расстоянием между основаниями трапеции.
Дать четкое, грамотное определение трапеции.
По чертежу Приложение 5.gsp показать виды трапеций и сформулировать определения для них. Обратить внимание учеников на поведение высоты (или это не высота?) СК в каждом из случаев.
- Разносторонняя
- Прямоугольная
- Равнобедренная (равнобокая)
Здесь же решить задачи на нахождение периметров этих трапеций (задач может быть огромное количество, так как при изменении чертежа меняются и данные). Использовать для этого файл Приложение 5.gsp. Сформулировать и доказать свойство равнобедренной трапеции на примере открытого чертежа (можно еще раз показать как мы вводил понятие трапеции).
Часть 4. Решение задач
Начнем решение задач с доказательства свойства средних линий трапеций.
Сформулировать и доказать теорему о средней линии трапеции.
Решите задачу: основания трапеции равны 10 и 16 см. Найдите длину средней линии данной трапеции (устно).
Средняя линия трапеции равна 16 см, а одно основание больше другого на 4 см. Найдите основания.
Часть 5. Самостоятельная работа
По полученным в ходе урока карточкам решить задачу, указать вид трапеции и начертить все ее элементы. Карточки можно выдать сразу всем с учетом способностей учеников, а можно выдавать их постепенно в качестве приза за правильный ответ, или дополнение, или за доказательство теоремы. Карточки с заданиями находятся в файле Карточки.jpg.
Домашняя работа
Выучить теорему о средней линии трапеции, выполнить задания 61, 62, 67
Часть 6. Рефлексия
Провести экспресс-рефлексию на начало и конец урока с помощью карточек-рожиц: солнышко, улыбающаяся желтая рожица, грустная зеленая рожица.
Обеспечение урока.
Программное обеспечение – УМК «Живая геометрия».
Раздаточный материал – карточки в виде трапеции.
Карточки-рожицы для проведения рефлексии.