Тип и вид урока: урок-зачет, игра.
Цели:
- Обобщение и систематизация знаний по теме: “Метод координат в пространстве”.
- Выявить уровень усвоения учащимися материала по данной теме, с целью последующей корректировки.
- Развитие устной математической речи.
- Воспитание интереса к математике.
- Создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
Задачи:
- Обучение и воспитание каждого ученика в процессе подготовки, организации и проведения зачетного занятия.
- Контроль знаний, умений и навыков каждого ученика.
- Подготовка учащихся к освоению новых тем.
Преимущества данной технологии:
- Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли пройденный материал, При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости, не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
- Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
- У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
- Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Технология:
- Подготовительный этап.
- Зачетное занятие.
Алгоритм подготовки учащихся к работе на зачетном занятии:
- Учащиеся делятся на три команды, выбирают капитана.
- Подготовка игрового поля: красочного планшета, на котором изображен пейзаж с нанесенным на него маршрутом движения и привалами. Привалы пронумерованы, их 8, старт обозначен флажком. По бокам планшета находятся кармашки, которые также пронумерованы и в них находятся карточки с заданиями для каждого привала.
- Подготовка кубика, на гранях которого написаны задания, при решении которых учащиеся получают ответ-число, показывающее число ходов.
- Карточка для фиксации результатов работы участников игры.
- Подготовка заданий для привалов, кубика и эстафеты.
Алгоритм проведения зачетного занятия
- Команды занимают свои места – старт.
- Капитаны по очереди бросают игровой кубик.
- Команды выполняют задания, выпавшие для них на верхней грани кубика, и определяют число, указывающее, на сколько ходов нужно сместиться. Продвижение по маршруту отмечают цветными магнитами.
- На каждом привале команды выполняют задания, взятые из соответствующего кармана.
- На привалах 3 и 6 команду ожидает сюрприз: “Туман, снегопад, команде вернуться на базу”, “Лавина – срочно спуститься на один переход”.
- На каждом привале учитель (можно с помощью помощников) проверяет правильность выполнения задания.
- Привал 8 – “Эстафета”: на полоске бумаги в столбик записаны формулы, в которых есть пустые места и учащиеся должны их заполнить по очереди, как эстафетную палочку, передавая, ее друг другу.
- Выигрывает команда, которая раньше других поднимется на “Пик знаний”.
- В конце урока подводятся итоги. Победителям можно вручить приз. Оцениваются все индивидуально по участию в игре, учитель все фиксирует в карточке.
Оборудование: планшет – игровое поле; 3 цветных магнита; кубик с заданиями; задания для 7-и привалов; карточка для фиксации результатов работы участников игры; задания для эстафеты; решение всех задач.
Грани кубика
[1]. {1; 0; 0}. || –?
[2].A(–3; m; 5), В(2;–2;–5), С(x; 0; 0) – середина отрезка АВ. m –?
[3]. = 3– 5+ . –?
[4]. = m+ 3+ 4, = 4+ m– 7,. m – ?
[5]. {1; 2; 4},{1; 1;}. – ?
[6]. M (1; 4; 5), N (1;; 2). || –?
Привал 1.
- Почему координатные векторы не компланарны?
- Напишите правила, которые позволяют по координатам данных векторов найти координаты их суммы и разности.
- Как определяется угол между векторами, если они не сонаправлены?
- При каких условиях скалярное произведение двух векторов равно нулю?
- Сформулируйте определение скалярного произведения двух векторов.
- Найдите координаты вектора = 2(+ ) – 3(– ).
Привал 2.
- Напишите разложение любого вектора по координатным векторам.
- Выведите формулу для вычисления длины вектора по его координатам.
- Как определяется угол между векторами, если один из них или оба нулевые?
- При каких условиях скалярное произведение двух векторов отрицательно?
- По какой формуле вычисляется косинус угла между двумя векторами, заданными координатами?
- Даны векторы {–1; 3; 3}, {2; –1; 0} и {1; –1; 2}, = 2 – + . Найдите координаты вектора .
Привал 3.
“Туман, снегопад, команде вернуться на базу”.
Привал 4.
- Расскажите, как задается прямоугольная система координат в пространстве и как определяются координаты вектора?
- Выведите формулу для нахождения расстояния между двумя точками с заданными координатами.
- Как определяется угол между векторами, если они противоположно направлены?
- Чем является скалярное произведение двух векторов: векторной или числовой величиной?
- Может ли косинус угла между ненулевыми векторами быть положительным, и при каком условии?
- Даны векторы = 2– 3+ , = 4– 2 . Вычислите .
Привал 5.
- Расскажите о связи между координатами векторов и координатами его начала и конца.
- Как определяется угол между сонаправленными векторами?
- Выведите формулы, выражающие координаты середины отрезка через координаты его концов.
- Выведите формулы, выражающие координаты точки пересечения медиан треугольника через координаты его вершин.
- Как расположена точка относительно прямоугольной системы координат, если одна ее координата равна нулю?
- Расскажите, как вычислить угол между двумя прямыми в пространстве с помощью направляющих векторов этих прямых.
Привал 6.
“Лавина, срочно спуститься на один переход”.
Привал 7.
- Сформулируйте основные свойства скалярного произведения векторов. Докажите одно из них.
- Докажите, что центральная симметрия является движением.
- Как расположена точка относительно прямоугольной системы координат, если две ее координаты равны нулю?
- Запишите формулу для вычисления косинуса угла между ненулевыми векторами, заданными координатами.
- Что можно сказать о координатах равных векторов?
- Объясните, почему все точки, лежащие на прямой, параллельной плоскости Oxy, имеют одну и ту же аппликату.
Тема (раздел): “Интеграл”
Тема урока: площадь криволинейной трапеции и интеграл.
Тип и вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок-семинар.
Цели:
- познавательная: формирование умений воспроизводить изучаемый материал в сокращенном виде, умений разъяснять сущность усвоенных правил, умений иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами (на конструктивном уровне).
- развивающая: сформировать у учащихся умения анализировать, сравнивать; развитие самостоятельного мышления.
- воспитательная: создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества.
Задача урока: обобщение и систематизация знаний.
Содержание урока:
- понятие первообразной;
- правила нахождения первообразных;
- площадь криволинейной трапеции;
- вычисление интегралов.
Методы:
- практические – самостоятельная работа: творческая и контролирующая;
- обобщение и систематизация знаний;
- сотрудничества; беседа.
Средства обучения: классная доска, карточки-задания, доклады, плакаты.
Организационная форма: семинар, конструктивная, работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.
Структура урока:
- актуализация и применение знаний;
- контроль усвоения знаний.
Алгоритм подготовки семинара:
- распределить учащихся по группам (списки), выбрать бригадира – докладчика, организатора (2 чел.);
- распределить темы по группам;
- подготовить карточки-задания для самостоятельной работы.
Алгоритм проведения семинара:
- организационный момент;
- сообщение цели семинара;
- защита докладов по темам, решение задач, приготовленных организаторами;
- после каждой защиты задают вопросы, обсуждают доклад, проверяют решение задач, организаторы делают пометки в карточках учета;
- общий итог подводится после самостоятельной работы.
План урока № 1.
I. Организационный этап (3 мин.).
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (2 мин.).
Защита работ группами по темам:
- Первообразная.
- Правила нахождения первообразных.
- Площадь криволинейной трапеции и интеграл
- Вычисление интегралов.
III. Этап закрепления знаний (40 мин.).
IV. Организационный этап (2мин.).
План урока № 2.
I. Организационный этап (2мин.).
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (2 мин.).
III. Этап проверки знаний, умений и навыков (30 мин.).
Самостоятельная работа по карточкам для каждой группы (УОП + УВ).
IV. Заключительный этап (13мин.).
- Собрать листочки с самостоятельной работой.
- Итоги урока-семинара, выводы, оценки.
- Задание на самоподготовку.
Технология.
Урок № 1
I.Организационный этап (1 мин.).
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (2 мин.).
Тема раздела, который мы изучаем “Интеграл”, тема урока “Площадь криволинейной трапеции и интеграл”. Цель нашего урока – семинара: обобщение и систематизация знаний по теме “Площадь криволинейной трапеции и интеграл”. Ваша задача: показать, как вы умеете воспроизводить материал в сокращенном виде, разъяснять сущность усвоенных правил и умение иллюстрировать их своими примерами и фактами.
Алгоритм проведения нашего семинара:
1. Четыре группы по очереди выходят к доске, делают доклады по своим темам и решают практические задания, приготовленные “организаторами”.
2. После доклада идет обсуждение их работ.
“Организаторы” регистрируют участие в работе не только этой группы, но и других участников обсуждения, поэтому будьте активнее: задавайте вопросы, делайте замечания. Все это будет учитываться при подведении итогов и выставлении оценок.
III. Этап закрепления знаний (40 мин.).
- Первый доклад “Первообразная”, 10 мин. Пожалуйста.
- Обсуждение доклада и решенных задач (один из учащихся специально делает ошибку, где она, об этом не знают, ни учитель, ни организаторы).
- Второй доклад “Правила нахождения первообразных”, 10 мин.
- Обсуждение доклада и задач.
- Третий доклад “Площадь криволинейной трапеции и интеграл”, 10 мин.
- Обсуждение.
- Четвертый доклад “Вычисление интегралов”.
- Обсуждение.
IV. Организационный этап (2 мин.).
Урок № 2.
I. Организационный этап (1 мин.).
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (2 мин.).
Цель этого урока: контроль умений решать задачи по теме “Интеграл”. Ваша цель: показать на каком уровне вы освоили умение применять свои знания к решению задач. Работаем 30 мин. Выставляться будут только оценки “4” и “5”, “3” – по желанию на следующем уроке.
Доработать эту тему можно на консультации, поэтому не волнуйтесь и работайте серьезно и спокойно. Не забывайте о сотрудничестве. Вопросы друг другу задавать шепотом. Учителю вопросы не задавать.
Подписать листочки: фамилия; провести поля, чертежи выполнять карандашом с линейкой.
III. Этап проверки знаний, умений и навыков (30 мин.).
Самостоятельная работа.
IV. Заключительный этап (12 мин.).
- Собрать листочки.
- Объявить итоги урока-семинара, оценки с комментариями, отметить участие сильных и слабых учащихся, “организаторов”, бригадиров, докладчиков.
- Задание на самоподготовку.
- Конец урока, спасибо.