Цель:
1. Совершенствовать навыки письменного деления
на однозначное число, умения
решать задачи и уравнения.
2. Развивать логическое мышление, творческое
воображение, речь.
3. Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: иллюстрации к сказке (см. Приложение 1, Приложение 2),
карточки с числами.
Тип урока: закрепление пройденного
материала.
Ход урока:
Организация класса.
Вступительное слово учителя о целях и задачах
урока.
– У нас сегодня необычный урок математики. Мы
отправимся в путешествие по сказке. Я буду
рассказывать сказку и, как только вы услышите
число, назовете его.
– В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры.
Отец и мать у них умерли. Отдал Иван–царевич
сестер своих замуж за царей: Бронзового,
Серебряного и Золотого царства. Прожил год Иван–царевич без сестер и заскучал. Решил он
навестить сестер и отправился в путь.
– Какое число вы услышали?
(3).
– Поясните, какое это число?
(Однозначное, нечетное).
– Почему?
(В записи используется одна цифра. Нечетное,
потому что не делится на 2).
– По дороге Иван-царевич повстречал Елену
Прекрасную и полюбили они друг друга. Но злой
Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич
поехал выручать свою любимую. А мы будем ему
помогать, потому что не даром говорят “Один в
поле не воин”.
– Что это?
(Пословица.)
– Назовите пословицы о дружбе, какие вы знаете.
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей, Друг дороже
денег, Нет друга – ищи, нашел – береги, Друзья
познаются в беде, Старый друг лучше новых двух и
другие.)
– Вышел Иван – царевич к реке, видит: огромный
камень закрывает дорогу. А под ним написано
задание. Нам нужно выполнить задание, чтобы
дальше продолжить путь. (На доске записаны
примеры:
302 . 4 603 . 8 |
3600 : 6 7200 : 8 |
156 + 604 347 + 253 |
400 – 166 860 – 450 |
60 – 20 . (51 : 17) | 50 . (84 : 28) – 150 | 10 . 6 + 30 : 3 |
Дети решают примеры, находят
ответы на карточках, на обратной стороне которых
находятся буквы. Выстраивают буквы по порядку
решенных примеров, получается надпись: “В добрый
путь”.)
– Ребята, какая надпись у нас получилась?
– Вот мы с вами и отправляемся в добрый путь.
Открыл нам камень дорогу.
– Долго ехал Иван-царевич по лесу, пока дорога не
привела его к Бабе Яге. Она давно враждовала с
Кощеем Бессмертным и поэтому согласилась помочь
Ивану-царевичу, но только с условием, что он, в
свою очередь, поможет ей решить задачу. А задачу
она приготовила вот такую: “Есть у меня два
сундучка. В них 60 драгоценных камней. Когда я из
первого сундучка взяла несколько камней, то в
сундучках их стало поровну. Сколько камней было в
каждом сундучке сначала?”
– Все ли есть данные, чтобы решить эту задачу?
(Нет.)
– Ох, и хитрая Баба Яга.
– Каких данных нет?
(Сколько камней взяла Баба Яга.)
– Ребята, а какое число камней можно взять, чтобы
в сундучках их стало поровну?
(Четное число камней.)
– Почему?
(Потому что делится на 2.)
– Назовите, сколько камней можно взять.
(6, 8, 10, 12.)
– Да, ребята, Баба Яга столько и взяла – 12 камней.
– А теперь повторите условие задачи. Повторите
вопрос задачи.
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Почему?
(Не знаем, сколько осталось камней, когда Баба
Яга взяла 12.)
– Можем ли мы это узнать?
(Да.)
– Как?
(60 – 12 = 48 камней было в двух сундучках.)
– Что узнаем вторым действием?
(Сколько камней было в каждом сундучке. 48 : 2 = 24
камня.)
– Ответили мы с вами на вопрос задачи?
(Нет.)
– Почему?
(Не знаем, сколько камней было в первом сундучке
сначала.)
– Как узнаем?
(24 + 12 = 36 камней.)
– Почему узнавали сложением?
(Потому что Баба Яга взяла камни, а мы положили
назад).
– Проверьте, правильно ли мы решили задачу?
– Сколько было камней?
(60).
– Сколько камней мы получили в каждом сундучке?
(36 и 24, а всего 60).
– А теперь ребята, Баба Яга решила, чтобы вы
изменили условие задачи.
– Кто сможет составить новую задачу?
(Выслушиваются ответы детей. Например, “В двух
сундучках было 60 камней. Когда в один сундучок
положили 12 камней, то камней в сундучках стало
поровну. Сколько драгоценных камней было
сначала?”).
У доски один ученик решает задачу с объяснением.
– Да, трудные задачи задала нам Баба Яга, но мы с
ними справились.
– Теперь, – сказала Баба Яга, – помогу и я
вам. Чтобы войти в подземелье, где спрятана Елена
Прекрасная, надо открыть три больших замка. Чтобы
найти ключ от этих замков, нужно решить примеры:
7410 : 3 4850 : 5 |
37600 : 4 81600 : 6 |
8316 : 6 5064 : 8 |
Первый столбик решают у доски с объяснением,
второй и третий столбик решают самостоятельно.
– Молодцы, правильно решили примеры, открылись
замки. Скажем спасибо Бабе Яге. Помогли мы с вами
Ивану–царевичу освободить Елену Прекрасную и
решили они отправиться в гости к сестрам.
– Как вы думаете, на чем отправились Иван-царевич
с Еленой Прекрасной?
(На лошади).
– Но перед ними новое препятствие, и придумал его
Кощей. Поможем Ивану–царевичу по чертежу
составить задачу на движение:
V = 15 км/ч
Дети составляют задачи. Например, “Лошадь
движется со скоростью 15 км/ч и прошла 90 км.
Сколько времени она была в пути?”
– Составьте задачи, обратные данной.
– Ребята, пока Иван-царевич с Еленой Прекрасной
находятся в пути, мы с вами решим несколько
уравнений:
72 – Х = 18 . 3 | 700 : b = 7 . 100 | 15 . a = 630 : 7 |
– Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Путь
Ивана-царевича тоже завершается. Он встретился
со своими сестрами, женился на Елене Прекрасной,
и они стали жить-поживать и добра наживать.
Итог урока:
– Что вам особенно понравилось на уроке?
– Что повторили?
(Выслушиваются ответы детей).
– Всем огромное спасибо за работу.