Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


    Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Современное традиционное состояние школьного образования можно охарактеризовать, по меньшей мере, следующими тенденциями: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. С чем, на взгляд современных теоретиков, это связано? С напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения?
    На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
    Традиционное построение уроков, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально “вытравили” из школы детерминанты развития человека - прямостояние, пространство, движение, физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность и многое другое. Всё это привело к тому, что дети в процессе обучения находятся в состоянии хронического чувственного угнетения и чувственного недоразвития.
    Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без труда для здоровья, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Наука сегодня свидетельствует, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях расширения функциональных возможностей, повышения работоспособности детей, укрепления их здоровья.
    Виновник ухудшения здоровья детей – система образования, а главным образом – начальная школа, т.к. здесь происходит главный срыв детского здоровья. Наша задача – сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах.
    Основными задачами педагогического коллектива являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
    Различные споры в научных и педагогических кругах – вводить или не вводить уроки по валеологии – неоправданны. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь “Не навреди”.
    Каждый учитель должен решать конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. Именно поэтому реализация валеологического пространства требует значительных усилий: коррекции прежних образовательных программ, разработки и внедрения новых здоровьесберегающих технологий обучения.
    Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий, сберегающих здоровье современного школьника, имеют оздоровительная система В.Ф.Базарного, проблемное обучение, уроки физической культуры, цикл занятий валеологии, уроки ознакомления с окружающим миром, природоведения и т.д.
    С этой целью разработана новая концептуальная платформа строительства школы и целостная методологическая система телесного сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся, основанная на принципах трудового и художественного творчества.
    С 1997 года на протяжении 8 лет мною ежедневно проводятся учебные занятия в режиме смены динамических поз. Для этого используется специальная мебель – конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник – основа энергетики человеческого организма.

* вместо традиционной сгорбленной позы – режим меняющихся поз, когда можно сидя и стоя работать в течение урока;
* телесная стойкость – это стойкость духовная, психическая и волевая. Должна быть обязательная смена динамических режимов;
* конторки (в соответствии со стандартами и ростом каждого ученика, имеющие возможность регулирования);
* коврики (под стоячими конторками) резиновые (или самодельные);
* поиск необходимой информации ведётся на большом расстоянии. “Ребёнок нормальный растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе”;
* развитие чувствительности ведётся только на фоне постоянной борьбы добра со злом;
* при обучении письму шариковая ручка заменяется пером;
* замена люминисцентных ламп обыкновенными лампочками – во избежание давления на зрение детей;
*офтальмотренажёры (“Бегущий огонёк”), смена ритма, движения “Бегущего огонька”;
* упражнение для профилактики и предупреждения близорукости “Восьмёрка”;
* полный отход от прямых линий: прямая линия – это заглушение развития личности, волна – это основа восприятия;
* вертушки (лески), на которых располагается информация к уроку;
* “держалки” у учителя и у учащихся;
* карточки с информацией в любом месте класса, вплоть до выключателя;
* в ходе урока подразумевается различные физические нагрузки, вплоть до упражнений (сидения) на полу (ковре);
* работа в группах;
*в ряде школ введено раздельное обучение (по причине различного восприятия окружающего мира, психического и физического развития, т.к. девочки в этом возрасте опережают мальчиков в развитии);
* особое внимание уделяется трудовому воспитанию;
* хоровое пение способствует развитию логического мышления;
* класс – дом (обои, коврики…);
* самое важное – работа с родителями – оздоровительный ликбез.

Данная методика – это первая в отечественной и зарубежной практике попытка интеграции межведомственных интересов народного образования и здравоохранения.
    В основе этой системы лежат здоровьеразвивающие принципы:
I принцип предлагает построение занятий в режиме “подвижных объектов”, переключение зрения с ближнего на дальнее.
II принцип заключается в повышении активности деятельности детей, в том числе и зрительно-ручной координации, с помощью построения занятий в режиме динамических поз.
III принцип – развитие здоровья – это методика сенсорных тренажей в режиме любого урока. Это техническая система, с помощью которой осуществляется зрительно-двигательный тренаж (“Эффект бегущего огонька”).
    В данной технологии имеется множество методов разгрузки зрительного напряжения и утомления организма ребёнка. Я использую схемы зрительно-двигательных траекторий, по которым должен двигаться взгляд в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо-влево, по “восьмёрке”. Упражнение выполняется только стоя. Для коллективного использования схема выполнена в максимально возможную величину, а для индивидуального – плакат. В упражнении со зрительными метками используются не только яркие объекты в различных местах класса, но и яркие таблицы, схемы для урока математики и русского языка, подвешенные на лесках.
    Как было сказано выше, поддерживание здоровья в ходе учебного процесса представляет собой методику сенсорных тренажей в режиме любого урока, то есть техническая система, с помощью которой осуществляется зрительно-двигательный тренаж. Это яркие импульсивные световые вспышки. Метод предполагает периодическое переключение ближнего зрения на дальнее с помощью таких вспышек. Отличительным моментом методики является активное побуждение зрительно-двигательной активности в пространстве, в том числе выполнение ритмических, импульсивных движений глазами, головой и туловищем (синтез двигательной и зрительной активности). В классе установлен тренажёр, в котором синтезирован зрительно-цветовой ритм с музыкальным. Периодическое внесение в процесс урока переключения ближнего зрения на дальнее, а также активизации зрительно-координаторного чувства с помощью импульсивных движений способствовали не только предупреждению общей утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития зрения.
   Во время работы над сохранением и укреплением здоровья младших школьников одним из важных вопросов, на мой взгляд, стал следующий: “Какое направление должно стать приоритетным в работе классного руководителя в современных условиях, чтобы воспитание было успешным?”
   Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.
    Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для дальнейшего профессионального становления.

   Какие моменты должен включить в работу с классом классный руководитель, выполняя программу “Здоровье”?

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями города для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
  2. Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей других предметов.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
  4. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
  5. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  6. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).

Функции классного руководителя начальных классов в реализации программы “Здоровье”:

  1. Изучение физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы, программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
  2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
  3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
  4. Проведение совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
  6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.
  7. Тесное сотрудничество с учителем физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
  8. Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья.

    Большой раздел в рабочей тетради классного руководителя может быть отведён материалам диагностических исследований класса. Это могут быть схемы, таблицы, графики, анкеты, записи бесед с детьми и родителями. Ниже представлены некоторые варианты диагностик по направлению деятельности классного руководителя “здоровье”.
   Заполнив эту таблицу (таблица 1), а затем проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. Анализ уровня тревожности, который проявляется физиологической симптоматикой, может помочь снизить определённую степень перегрузки учеников.

Таблица 1.

Виды недомоганий, которые я испытываю

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Сонливое состояние        
Раздражительность,

Невозможность сосредоточиться

       
Головные боли        
Боли в желудке        
Головокружение        

   Таблица 2 необходима классному руководителю при подготовке психолого-педагогических консилиумов и для учёта особенностей здоровья детей в процессе учебной деятельности.

Таблица 2.

Ф.И.О.

Заболевания

Рекомендации учителю

Правила взаимодействия
с учащимися

       

    Таблица заполняется врачом после очередного медосмотра. Графа “Рекомендации учителю” содержит информацию о том, как в процессе школьной деятельности учитывать проблемы здоровья детей, например, как помочь ребёнку на уроке, если ему стало плохо, чем занять в это время остальных детей. Последняя графа заполняется в ходе консилиума, куда приглашаются все педагоги, работающие в этом классе, врач и классный руководитель. Здесь могут быть рекомендации по оказанию помощи ребёнку, проболевшему длительное время (сроки дополнительных занятий, консультаций, индивидуальной работы с педагогом).
    Деятельность учителя начальных классов и классного руководителя начальных классов должна осуществляться в едином направлении для достижения желаемого результата – успешности учебно-воспитательного процесса без потерь здоровья школьников, но и не забывая о всестороннем развитии личности школьника. Только физически, психически и нравственно здоровый ребёнок может широко реализовать свои возможности, осуществляя свои потребности.

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе (14 февраля).

Тема: “Разделительный Ъ”.
Цели:
1) Познакомить учащихся с понятиями: “компьютер”, “Интернет”, “сайт”, “электронный адрес”
2)Развивать умение слышать, видеть и употреблять разделительный Ъ.
3) Развивать умения различать орфограммы в словах, правильно писать под диктовку, списывать с печатного текста.
4) Развивать умение различать слова с Ъ.
5) Воспитывать аккуратность, орфографическую зоркость, взаимовыручку, чувство ответственности. Оборудование: - таблицы, тексты, магнитная доска, компьютер,…

Ход урока

1. Организационный момент – стоя за конторками.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.

- Друзья, откройте тетради, запишите число. Классная работа.

2. Минутка чистописания соединение заглавной и строчной букв Вв.
СМЕНА МЕСТ! (все сели)

3. Словарная работа (по Фаизову).
- Подберите антонимы к словам: сзади – впереди, грустно весело
- Почему эти слова словарные?
(над каждым словом идёт работа по отдельности!)
*поставьте ударение; *назовите орфограммы;
*произнести орфоэпически грамотно вслух; *произнести шёпотом;
*сказать соседу; *прокричать неслышно; *произнести мысленно;
*записать в следующей рабочей строке, не глядя на доску;
*поставить ударение и подчеркнуть орфограммы; *проверить написание с написанием на доске
- А следующее слово очень сложное. Посмотрите: замените существительным следующую фразу: приятно проводить время. Времяпрепровождение
- В этом слове очень много безударных гласных вр_м_пр_пр_в_ждение.
- Вставим безударные гласные, пользуясь словарём. (коллективно)
- Напишите, не глядя на доску, поставьте ударение, подчеркните орфограммы в слове.
- Проверьте все три слова по орфографическому словарику П.А.Грушникова.
- Вырастим с этими словами красивое предложение.
- Что? (времяпрепровождение)
- Что делает? (ждёт)...В н ж в в.
- Воспроизведите, пожалуйста, это предложение.
Впереди нас ждёт весёлое времяпрепровождение.
- Дайте характеристику этому предложению.
- Подчеркните грамматическую основу.
- Да, это действительно так, но ещё и с пользой для ума.
СМЕНА МЕСТ! с использованием офтальмотренажёра “Восьмёрка”.

4. Эмоционально-образная беседа.
- Друзья, напомните, пожалуйста, какое сегодня число? (14 февраля)
- А что это за день? (День Святого Валентина)
- Кто отмечает этот день? (варианты ответов)
- Но я видела, и вы готовились к этому празднику, наверное, и у вас есть друзья и подруги…
- В настоящее время очень много пар встречаются, находят друг друга через Интернет, при помощи компьютера. И сегодня мы тоже попробуем найти себе друга / подругу при помощи Интернета.

5. Работа над закреплением.
Задание 1: - Первое, что мы должны сделать – это включить компьютер. Посмотрите, как пишется это слово. Какая орфограмма в слове компьютер?
- Наш компьютер включится при условии, что мы вспомним правило на тему, над которой сейчас работаем. (Тема: “Разделительный Ъ”)
- В каких случаях пишется разделительный Ъ?(правило рассказывают 4-5 человек)
- Включили компьютер. Молодцы!
- Что такое Интернет? (варианты ответов)
- Дословно на русский язык слово Интернет переводится как международная паутина, а паутина очень похожа на сеть. Значит Интернет – это международная компьютерная сеть.
- Войдем в Интернет, если выполним следующее задание:
Задание 2: - Замените слова или выражения одним словом или несколькими и запишите их.
*грибы, которые можно есть (съедобные грибы);
*
сжался, скорчился (съёжился);
*
крытый вход в здание (подъезд);
*
участок дороги, поднимающийся вверх (подъём).
- Выделите приставки, подчеркните разделительный Ъ.
- Итак, все вошли в Интернет и теперь выходим на нужный нам сайт. Сайт – по-другому – страничка. На этом сайте нужно разобрать слова по составу.
Задание 3: - разобрать слова по составу: разъезд, подъехала, съедобные.
СМЕНА МЕСТ - с проведением физкультминутки.
- На сайте размещаются различного вида объявления и пожелания.
Задание 4: - Запишите предложения с разделительным Ъ.
(На отдельных листах написаны отдельные объявления. Некоторые слова и выражения выделены красным цветом, а некоторые буквы обведены в кружок)
1 лист – У под_езда шКолы висит Об_явление.
2 лист – В воскресенье мы пойдём на экскурсию.
3 лист – Мы решили побывать там всем классом.
4 лист – Наступил день от_еЗда.
5 листК девяти часам под_ехал автобус И посадил группу ребят.
6 лист – В_езд На площадку был открыТ.
7 лист – Много интересного узнали мы на экскурсии.
- Прочитайте предложения, которые вы записали.
- Посмотрите на послание на сайте и найдите объявление. Прочитайте его.
(выделено красным цветом)
Объявление: В воскресенье всем классом к девяти часам на площадку.
- Открываем свою электронную страничку и составляем свой электронный адрес.
Задание 5:- На каком языке составляется электронный адрес, как вы думаете?(на английском)
- Для составления электронного адреса используйте буквы, обведённые в кружочек в предыдущем тексте. WWW.Kozm-int-2A.RU
-Какое название нашего города? (Козьмодемьянск)
-Заменяем буквами английского алфавита.(Kozm.)
-Наша школа…-интернат. (int.) -Наш класс…-2А.(2А)
Задание 6: - Отправляем сообщение с указанием своего электронного адреса
(на заранее приготовленных “сердечках”)
Задание 7: - Пока ждём ответа, выполним упражнение 322 на странице 118.
- Выписать слова с разделительным Ъ.(дети работают)
Проверка упражнения.
- Компьютер даёт сигнал о том, что пришло сообщение.(ученик раздаёт всем “сердечки”)
- Вот так мы с вами нашли виртуального друга при помощи Интернета.
Справка: при помощи Интернета можно даже сыграть виртуальную свадьбу, но об этом нам думать ещё рано, поэтому…
Выходим из Интернета.
СМЕНА МЕСТ (все сели)

6. Домашнее задание с.119, упр.325.

7. Итог урока.
- С какими понятиями познакомились сегодня на уроке?
- Какие виды работы выполняли?
- Что особенно понравилось и запомнилось на уроке?
Выключаем компьютер.

8. Конец урока.
Долгожданный дан звонок, вот и кончился урок