Родительское собрание: "Воспитание любви к природе" (игра-путешествие). 2-й класс

Разделы: Работа с родителями

Класс: 2


Тема. Воспитание любви к природе.

Цели.

  • Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка.
  • Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания во внеклассной и учебной деятельности.
  • Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Оборудование: фотообои с летней природой; выставка детских книг о природе; плакаты; таблица-схема «Что даёт природа человеку»; фонограмма «Звуки природы».

Подготовка.

1. Приглашение родителей на собрание.
2. Организация конкурса детских рисунков и поделок из природных материалов.
3. Фотогазета «Друзья природы». (Фотографии с экологических праздников, подготовленных на занятиях кружка).
4. Подготовка с детьми экологической сказки «Колобок».
5. Подготовка памяток для родителей «Правила поведения в лесу».
6. Подготовка выставки книг и журналов на тему « Любить, ценить и охранять».
7. Оформить плакаты:

  • «Человек, который понимает природу, - благороднее, чище». Л. М. Леонов.
  • «Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать её музыку и проникаться её тишиной». И.И. Левитан.

Ход собрания.

I. Круглый стол по теме собрания.

Звучит фонограмма «Звуки природы». Присутствующие рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала. Родители занимают места за круглым столом.

1. Вступительное слово учителя.

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в школе и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живём.

2. Коллективное обсуждение вопросов.

Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

- Любит ли ваш ребёнок природу? В чём это проявляется?

- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

- Часто ли вы бываете с ребёнком на природе? Как проходят такие прогулки?

- Приходилось ли вам вместе с ребёнком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

- Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

- Приходилось ли вам вместе с ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

II. Беседа «Воспитание любви к природе». (Приложение 2.)

III. Игра – путешествие « Мы идём в поход».

Цели.

  • Воспитание любви к природе.
  • Привлечь внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды.
  • Формировать опыт взаимодействия ребёнка с природой и экологическую культуру.
  • Научить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Оборудование: фонограммы песен, рисунки – схема экологической тропы, листики с буквами, рисунки лесных цветов, гербарий растений, рисунки лекарственных растений, рисунки для конкурса «Лесной компас», карточки с экологическими задачами, медали учащимся «Бывалому туристу», «Начинающему туристу», памятки «Правила поведения в лесу».

( Звучит фонограмма песни «Добро и зло».)

Учитель. Лето – это время увлекательных походов.

- А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю?

Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём. Кроме этого, мы должны серьёзно подумать, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша Земля была чистой и красивой.

(Группа ребят читает стихи.)

  1. Наша планета Земля очень щедра и богата,
    Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!
  2. И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно
    Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.
  3. Ни за что не в ответе, будто самую малость
    Нам на этой планете жить и править осталось.
  4. Мы – не гости на планете, и Земля – наш дом,
    Будет в нём светло и чисто, если мы спасём:
  5. И прозрачные озёра, и еловый лес,
    И цветных полей узоры, и речной простор.
  6. Давайте будем беречь планету,
    Другой такой на свете нету.
  7. Развеем над нею и тучи, и дым.
    В обиду её никому не дадим.
  8. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
    От этого станем мы только добрей!
  9. Украсим всю Землю цветами, садами…
    Все. Такая планета нужна нам с вами!

Песня «Милый лес». (Приложение 1)

Учитель.

По-своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай.

М. Марик

В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители, и дети.

(Звучит фонограмма «Песенка про весёлого туриста».)

I этап. « Разминка»

1. Узнаем названия команд. (В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команд.)

Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. (На пути расставлены «кочки» - круги из картона.) А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберёте все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали! (Команды выполняют задание.)

- Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. ( «Рюкзак», «Компас»)

В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведём итог: кто пройдёт больше «км», та группа и будет победительницей.

2. Нужные вещи в походе.( Для детей и родителей.)

Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.

(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку «1 км».)

  1. Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен,
    Можно в нём уху сварить, чай душистый вскипятить. (Котелок.)
  2. В деревянном домике проживают гномики.
    Уж такие добряки – раздают всем огоньки. (Спички.)
  3. Я маленький, да удаленький,
    Стоит на меня взглянуть,
    И тотчас узнаешь путь. (Компас.)
  4. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине.
    Коль в поход идёшь со мной, я повисну за спиной. (Рюкзак.)
  5. Я горячее храню, я холодное храню,
    Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос.)
  6. Этот глаз – особый глаз, быстро взглянет он на вас,
    И появится на свет самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

3. Какая будет погода? (Для родителей.)

В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

Задания для команды «Рюкзак».

  • Обильная роса утром, днём будет……….погода. ( Хорошая.)
  • Ворон каркает к ……….. (дождю).
  • Если мошкара вьётся кругами – к ………. (хорошей) погоде, лезет в лицо – к ……….(дождю).

Задания для команды «Компас».

  • Ласточки летают низко над землёй к ………. (дождю).
  • Идёт дождь, и на лужах пузырьки. ( Дождь будет идти долго.)
  • Воробьи купаются в пыли или в луже. ( Будет дождь.)>

Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.

II этап.

Когда ты входишь в лес,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.

1. Лесная опушка. (Испытание для детей.)

Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растёт много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится. (Команды по очереди отгадывают загадки.)

  1. Девчонки – невелички, а сердце золотое,
    Пушистые реснички сияют белизною,
    На ветру качаются, всем улыбаются. ( Ромашка.)
  2. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
    Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк. (Одуванчик.)
  3. То фиолетовый, то голубой, он на опушке встретится с тобой.
    Звонким названием он наделён, но никогда мы не слышали звон. ( Колокольчик.)
  4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
    Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
    У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
    Его названье вспомни и после не забудь. ( Незабудка.)
  5. Как называется небольшой жёлтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый. ( Лютик.)
  6. Какой цветок получил название «дикая рябинка»? ( Пижма.)

- Мир цветов красив и чудесен. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу?

2. Лечебница Доктора Айболита. (Для родителей.)

Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться, нужно только научиться
Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!

Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. (2 км)

1). Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь. ( Крапива. Отваром моют голову, она останавливает кровь.)

2).

Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.

(Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)

3). Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)

4). Назовите травянистые растения или кустарнички, которыми можно вылечиться от простуды.

( Брусника – при высокой температуре; клюква – при высокой температуре, ангине; чёрная  смородина – при заболевании горла; морошка – средство от кашля; ромашка – при заболевании горла…)

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.

3. У медведя на бору. (Для детей.)

Чтобы понять, как живёт лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.

1). Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.

Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. ( Волк.)

2). У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка. Его считают большим трусишкой. ( Заяц.)

3). Этот зверёк умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса.)

4). Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь.)

Ритмическая игра «Мы идём во лесок».

( Под музыку « А я по лугу»)

Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеёк, перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. ( Прыжки.)
Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. ( Приседают.)
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. ( Лёгкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. ( Ходьба.)

4. Лесная кухня. ( Для родителей и детей.)

Вопросы команде « Рюкзак».

1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай?

( Иван-чай; листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице.)

2. Какой способ обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печёную картошку с румяной, хрустящей корочкой?

1). Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу.
2). В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова.

Вопросы команде « Компас».

1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель.)

2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? ( Насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)

5. Лесной компас. ( Для родителей.)

Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой. ( Каждая команда получает по 2 рисунка.) Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где «С», а где «Ю», с помощью подсказки на картинках.

1). «Хвойные деревья». ( На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)

2). « Лесные ягоды». ( Дольше всего зеленоватой недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повёрнута к северу.)

3). « Пни». ( На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой - на север.)

4). « Камни». ( На камнях с северной стороны вырастает мох.)

6. Как вести себя в природе? (Для детей и родителей.)

В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.

Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость.

Экологические задачи для команды « Рюкзак».

Задание. Оцените ситуации, что в них сделано не так.

1.– Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костёр, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идём вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

2. Кто-то из девочек заметил: Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо  транзистор включить погромче.

Экологические задачи для команды « Рюкзак».

Задание. Оцените ситуации, что в них сделано не так.

1. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха.

Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

2. Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:

- Жаль, что Томы нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.

- Ничего, мы для неё нарвём кустики с ягодами и покажем, - предложила другая.

Песня «Не дразните собак». (Приложение 1)

Подведение итогов игры.

Земля – наш большой дом, в котором мы все живём. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.

Ребятам команды – победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки.

Памятка «Правила поведения в лесу».

Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребёнка:

1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Надеемся, что с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила!

IV. Родители приглашаются на просмотр экологической сказки «Колобок». (Приложение 3)

V. Подведение итогов.

Решение собрания.

  • Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности учителя класса и родителей.
  • Провести совместно с детьми операцию «Чистый двор».
  • Родителям вместе с детьми сделать кормушки или домики для птиц.