Наука в современных условиях
является важным фактором, обусловливающим
прогрессивные преобразования в обществе во всех
областях, в том числе в образовании, физической
культуре, спорте, физическом воспитании.
Научно-методическая подготовка служит важнейшей
составляющей профессионализма действующих
специалистов и залогом высокого уровня
профессиональной готовности учащихся школ.
Творческий подход к обучению и
воспитанию, возросшие требования к подготовке
учащихся для участия в научных и
научно-практических конференциях, необходимость
насыщения факультативных курсов научными
данными - всё это оказывает заметное влияние на
содержание научной подготовки учащихся
образовательных учреждений. В учебных
заведениях ведутся настойчивые поиски путей
совершенствования учебного процесса, улучшения
системы подготовки кадров. Следует учитывать,
что в настоящее время серьёзные научные
исследования осуществляются не только
сотрудниками научных или учебных институтов, но
также тренерами, спортсменами, учащимися школ.
Кроме того, нельзя не отметить развитие
педагогических исследований в физическом
воспитании, разнообразие и широту излагаемых
проблем, вызванных насущными потребностями
практики Российского физкультурного движения.
Стремление установить “степень
научности” исследования по его виду не имеет
убедительных критериев. Существуют термины,
которыми определяют ту или иную разновидность
исследования. Так, принято судить в большинстве
случаев о методических, научно-методических и
научно - исследовательских работах. Подлинная
научность любого исследования определяется не
видом самого исследования, а выполнением
требований, предъявляемых к научной работе.
Именно поэтому с полным основанием к подлинно
научным исследованиям можно отнести обобщение
опыта работы педагога, тренера-преподавателя,
что иногда ошибочно не принимается за истинно
научную работу, и в то же время не считать
таковыми педагогический эксперимент (в
принадлежности к науке которого никто не
сомневается), если он не отвечает элементарным
научным требованиям.
Для подготовки учащихся мы организуем
факультативный курс основ научно-методической
деятельности, который связан с курсом теории и
методики физического воспитания и спорта, а
также с учебно-исследовательской и
научно-исследовательской работой учащихся, с
проблематикой научных исследований в школе, с
подготовкой к участию в научном обществе
“Поиск”.
Изучение основ научно-методической
деятельности способствует усилению акцентов на
теоретико-методической подготовке учащихся при
сохранении оптимальной
двигательно-практической подготовки их для
достижения в перспективе высокого уровня
профессионализма в различных сферах учебной
деятельности.
При составлении программы
факультативного курса мы учитываем ряд вопросов,
связанных с научной и методической
деятельностью в сфере физической культуры и
спорта, а именно:
- отличие “методической” от
“научно-методической работы”, а их от
"научно-исследовательской”;
- схема исследования;
- выбор темы, постановка целей и задач данной
работы, формулировка названия, разработка
гипотезы, работа с литературой;
- взаимосвязь научной, методической и учебной
деятельности в профессиональном физкультурном
образовании.
Наука определяется как сфера
человеческой деятельности, функция которой -
выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительности; она
включает как деятельность по получению нового
знания, так и её результат – сумму знаний,
лежащих в основе научной картины мира. Цель науки
– описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности,
составляющих предмет её изучения, на основе
открываемых ею законов, новых знаний.
Цель науки в физической культуре и
спорте – производство новых знаний, выявление
закономерностей направленного использования
факторов воздействия на организм человека с
целью физического совершенствования, укрепления
здоровья, повышения спортивных достижений,
содействия гармоничному развитию личности,
формирование теоретических обобщений в области
физической культуры, физического воспитания,
спорта.
Органическая включённость научно–методической деятельности в процесс
подготовки учащихся, в том числе по физической
культуре и спорту, обусловлена историческим
ходом формирования учебных дисциплин и
становления учебного процесса с учётом факторов,
обусловливающих содержание и технологию
профессионального физкультурно-спортивного
образования, а именно:
- высокий профессионализм в области физической
культуры и спорта;
- профессиональная готовность;
- учебно-научная деятельность, обеспечение
должного уровня учащихся школ;
- система учебно-методического обеспечения;
- технология и методика реализации на практике
научных знаний, результатов исследования,
закономерностей физического воспитания и
спорта;
- наука, научная деятельность, выработка и
систематизация научных знаний в области
физической культуры, физического воспитания,
спорта;
- эмпирический и теоретический уровни
исследования;
- опыт поколений в области двигательной
деятельности, физического воспитания и спорта.
Посредством методики и технологии
осуществляется реализация на практике научных
знаний, закономерностей в сфере физической
культуры, спорта, физического воспитания.
Научно-теоретические положения, проверенные
практикой, находят отражение в учебных
дисциплинах высшего профессионального
физкультурного образования:
- “Теория и методика физического воспитания и
спорта”,
- “Основы научно – методической деятельности в
физической культуре и спорте”,
- “Педагогическое физкультурно-спортивное
совершенствование”,
- “Спортивно- педагогические дисциплины”,
- “Медико-биологические дисциплины”.
На современном этапе одним из
важнейших критериев правильности выбора
является актуальность (теоретическая и
практическая значимость). Судить об актуальности
в каждом конкретном случае можно по тому
приложению, какое её разработка может найти в
практике физической культуры и спорта:
- общий интерес со стороны учёных, педагогов и
тренеров к проблеме;
- наличие потребности практики обучения,
воспитания и тренировки в разработке вопроса на
данном этапе;
- необходимость разработки темы в связи с
местными климатическими и другими условиями.
Мы предлагаем следующие критерии
оценки работы представленной на
научно-практическую конференцию:
- углублённое рассмотрение теоретических
аспектов в той или иной области знаний;
- новизна и актуальность проведённого
исследования, его результатов и планов на
ближайшую перспективу;
- творческий подход и практическая значимость
проделанной работы, глубина проработки проблемы,
степень самостоятельности проделанной работы;
- стиль оформления и представления работы,
наличие и качество наглядного материала,
возможность использования работы другими
исследователями;
- решение проблемы или задачи;
- описание эксперимента, результатов наблюдения;
- алгоритм и описание программ для ЭВМ;
- тематические аннотированные каталоги.
На современном этапе весьма актуальны
исследования, связанные с оздоровительными,
образовательными и воспитательными
воздействиями средств физической культуры и
спорта, в том числе новых нетрадиционных
физкультурно-спортивных видов на различные по
возрасту, полу, уровню образования, образу жизни,
учебной, трудовой деятельности категории
занимающихся.
Поэтому, обобщая вышесказанное,
хотелось бы отметить, что для включения старших
школьников в поисковую и опытно–экспериментальную деятельность необходимо
прежде всего желание учащихся, тема, которая
является актуальной в физической культуре и
спорте, учитывая при этом приоритетные
направления в системе Российского образования.
Краткий учебно-тематический план факультативного курса
№ | Тема |
Количество часов |
1 | Опытно-экспериментальная деятельность в сфере физической культуры и спорта | 2 |
2 | Современные информационные технологии в обеспечении научной и методической деятельности | 2 |
3 | Составление пакета диагностических методик по отслеживанию уровня готовности учащихся к инновационной деятельности | 4 |
4 | Развитие творческого потенциала учащихся | 2 |
5 | Технология развития инновационного потенциала в деятельности учащегося | 2 |
6 | Теория и методика педагогических исследований
в физическом воспитании: - подготовка к исследованию; - проведение исследования; - обработка результатов исследования; - литературно-графическое оформление; - рекомендуемая литература; - оценка результатов опытно-экспериментальной работы; - основные требования к оформлению работы; - критерии оценки работ. |
10 |
Итого: | 22 |