Пропорции фигуры человека. Лепка фигуры человека в движении. Карнавал

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека из пластилина с передачей характерного движения.

Задачи урока:

1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
2. Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира.
3. Формирование художественно-творческой активности.
4. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Оборудование:

- для учеников: пластилин, рабочие доски, ткань, перья, фольга, цветная бумага.
- для учителя: учебная таблица “Пропорции фигуры человека” (рис. 1), иллюстрации скульптурных произведений Микеланджело (рис. 2-5), эскизы карнавальных костюмов (рис. 6-8) и фигуры человека в танцевальных движениях (рис.9), аудиозапись.


Рис.1


Рис.2


Рис.3


Рис.4


Рис.5


Рис.6


Рис.7


Рис.8

Img9.jpg (58444 bytes)

Рис.9

Ход урока:

I. Вступительная беседа.

Когда-то наш далекий предок впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять и при этом он принимает различную форму. Так было положено начало искусству лепки. Римляне ввели в оборот слово “скульптура”, что значит “вырезать”, “высекать”. Древние славяне назвали это искусство “ваянием”. Древние греки разработали каноны (нормы) совершенных пропорций тела человека. Красота созданных ими произведений остается непревзойденной. Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Эти изменения отчетливо видны в человеческой фигуре. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого человека размер головы занимает 1/7 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть.

Существуют соотношения частей тела: концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся приблизительно немного ниже середины бедра. Бедро немного длиннее голени. Предплечье короче плеча.

* Работа по таблице “Пропорции фигуры человека” (приложение №1).

II. Выполнение практического задания.

1. Размять пластелин.
2. Распределить пластилин по массам частей тела.
3. Работа над моделированием фигуры человека и проработка форм.
4. Передача движения.

III. Беседа “Карнавал”.

“Карнавал” - праздник всеобщности, где сплелись воедино многие праздничные ритуалы Древнего Рима и прежде всего сатурналии – веселые празднества в честь бога Сатурна. Сатурналии, вероятно, и стали основой карнавала. Во время этого праздника не соблюдались сословные различия, все люди предавались пиршествам, бедные граждане получали деньги – словом, на землю как бы возвращался золотой Сатурнов век – изобилие, беззаботность, равенство.

Карнавал уходит своими корнями в Древний Вавилон. Там в далекие времена праздновали обручение покровителя города с богиней весны. Во время торжественной церемонии Мордух, бог – покровитель Вавилона из храма богини любви и плодородия Шитар возвращался в город на богато украшенном драгоценностями судне с колёсами. От названия этого колёсного судна якобы и произошло латинского “корруновалий”, что буквально переводится как “колесница – корабль”.

Во время карнавальных шествий:

1. Сражения (бои силачей), состязания и конкурсы (откуда наши конкурсы красоты). Конфетти появились в 1882г., а до этого сражались засахаренными орехами в перетирку с гипсовыми шариками.
2. Еда (на центральной площади накрывались столы-помосты со снедью).
3. Зрелища.

Карнавал – необозримый, таинственный мир, источник наслаждений, радости, творчества и фантазий.

В XVI  веке синтез 3-х культур (африканской, европейской, индийской) дал рождение мощного карнавала, душой которого стал танец. Главный принцип карнавалов в Рио – это состязания (вокальных и инструментальных композиторов). В 1929г. появилась школа самбы, а в 1953 – соревнования школ. Школы самбы стали организаторами карнавала, где обучают танцу, разрабатывают сюжеты будущих представлений, готовят бутафории, шьются костюмы, существует целая наука карнавала “кариока”.

Она требует от участников согласованности и мастерства.

Структура праздничного шествия:

1. Учителя и организаторы.
2. Знаменосец и спортивные группы.
3. Главные участники “академии танца”.
4. Музыкальный хор.
5. Оркестр.

Между группами - карнавальные повозки, на которых разворачиваются исторические, религиозные, политические, сатирические сцены.

На повозках располагаются “заслуженные деятели” карнавалов – королевы и мадонны самбы.

В сказочном представлении участвуют до 50 тыс. актёров, а зрителей ещё больше.

Шествие длится 20 часов – с раннего утра до поздней ночи. Ослепляющая змея процессии в золоте, свете, непрерывном танце, неутихающих песнях и ритмах вьется по главной улице Рио.

После выступлений “школ самбы” карнавал еще продлится 3 дня – свободный, языческий и христианский. Появляются испанские куклы, Пьерро, марионетки.

IV. Передача движения.

Важнейшим достижением классической античной скульптуры была разработка проблемы передачи движения. Обычно изображают момент кульминации. Когда одно движение как бы закончено и начинается другое – как в статуе Дискобол (скульптура, Мирон, V в. до н.э., рис.10), который отвёл правую руку с диском назад и вверх до крайнего положения и как бы винтообразно пружинно закрутил своё тело и скоро он стремительно развернётся в обратном направлении и выбросит руку с диском вперёд.


Рис.10

Мы угадываем и представляем себе предшествующее и последующее движение. Изображение танца даёт богатейшие возможности и для передачи движения.

* Передать движение в своей работе, создать карнавальный костюм и выставить свою работу.

V. Итог урока. Выставка работ.

Литература:

1. Энциклопедический словарь юного художника. Н.И.Платонов, В.Д.Синюков.
2. Энциклопедия для детей “Искусство”, Аванта+, том 7.
3. “Рисуем человека”. Школа рисования для начинающих.
4. Изобразительное искусство. Основы рисунка. Н.М.Сокольникова.