Открытый урок "Освоение приемов народного промысла "Городецкая роспись"

Разделы: МХК и ИЗО


Роспись деревянных изделий по мотивам народного промысла «Городецкая роспись» знакомит детей с одним из старинных русских народных промыслов. Для успешного проведения занятий этой темы педагогу необходимо понять, почему традиции народного искусства не только прошли испытание временем, но и получили самую широкую известность, в том числе и мировую. В чем секрет обаяния произведений этого промысла ?

Вещи, находившие применение в каждой простой крестьянской семье, выполнялись с высоким художественным вкусом, безупречной гармоничной цветовой и графической композицией. Причина поразительного эффекта городецкой росписи в том, что несколько поколений замечательных русских мастеров вложили в незатейливые узоры, украшающие простую деревянную утварь, весь опыт, накопленный веками развития монументальной живописи. Истоки профессиональных находок живописцев просматриваются в античных фресках и росписи сосудов. Серийный характер изделий заставил мастеров выбирать краски и отбирать приемы, являющиеся необходимыми и достаточными, а также доступными для освоения всеми членами крестьянской семьи, включая детей. Именно поэтому современные школьники так любят эти уроки. По настоящему традиция эта никогда не прерывалась, сохраняясь в храмовой живописи или в росписи предметов домашнего обихода, даже в периоды войн и разрушений.

Занятия росписью позволяют не только расширить детский кругозор; эти занятия как нельзя лучше способствуют развитию глазомера, ориентации в плоскости листа, учатся видеть целое, чувствовать ритм и симметрию, дают знания о закономерностях построения орнамента и узора.

При выполнении росписи ребенку приходится выполнять самые разные движения рук (прямолинейные, короткие, размашистые, вращательные и т.д.). В движении участвуют разные части рук (пальцы, кисть, рука до локтя), а это значит, что именно на уроках по художественной росписи имеется возможность для тренировки малых групп мышц руки, что потом благотворно скажется не только на почерке, но и на способности ребенка выполнять сложную ручную работу.

Рекомендуемый возраст детей – третий класс, но как внеклассное мероприятие может с успехом проводиться с разными возрастами детей.

История промысла.

На Волге недалеко от Нижнего Новгорода есть старинное, основанное еще в XII веке село Городец. Среди его населения преобладали ремесленники. Особенно много было мастеров по обработке дерева: резчиков, столяров, плотников. Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военно-политическую мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества.

Особую популярность завоевали донца для прялок, изготовленные в селах Коскова, Курцева и Охлебаихи. Производством прялок занимались целые семьи крестьян, включая женщин и детей. Украшалось обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку и оно становилось украшением скромного быта.

Собранные в музеях образцы прялок рассказывают нам интересную историю того, как менялась техника украшения донца с конца XVIII до начала XX века. На смену резьбе пришла инкрустация из кусочков мореного дуба, а за ней - роспись, которую можно выполнить легче и быстрее. Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами - все то, что придает живописи законченность и выразительность. Мастера давно уже применяли подкраску инкрустированных предметов и поэтому были готовы воспринять живописную технику.

В конце XIX века появился дешевый ситец фабричного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни и веретенца не были нужны на фабриках. Выполненные с любовью и талантом, лучшие образцы прялок заняли достойное место в музеях и стали примером для следующих поколений. И в наше время в городе Городце в художественной мастерской работают мастера и обучают своих учеников. Старинный промысел живет в современных изделиях - мебели, посуде, сувенирах, сохраняя традиционное очарование.

Техника выполнения городецкой росписи.

Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому. Секрет успешного выполнения городецкой росписи - в строгом соблюдении порядка операций и наложении цвета.

1. Объекты росписи - просушенные деревянные предметы быта (декоративные разделочные доски, тарелочки, лопатки и т. д.).

2. Материалы: составленные заранее колера темперных (т.е. клеевых) красок консистенции жидкой сметаны. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА. Желательно применение основных цветов (желтый, красный, синий), зеленого и обязательных черного и белого.

Из каждого применяемого основного цвета готовится два колера: один разбеленый,  другой более темный, насыщенный.

3. Инструмент - мягкие круглые кисти (колонок, белка или синтетика) трех размеров: тонкая (№1-3), средняя (№4-5), широкая(№8-12). При работе с темперой необходимо следить, чтобы кисти не засыхали. Если не отмыть кисть вовремя, ее придется выбросить.

4. Порядок выполнения росписи:

а) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

б) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка. Фоном для росписи может служить чистое дерево.

в) По верх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между узловыми элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

г) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

д) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

Содержание занятий.

УРОК 1.

История промысла. Замысел композиции. Разметка росписи.

Материалы:

1. Деревянные изделия - дощечки, блюдечки или лопатки.
2. Простой карандаш.
3. Листочки бумаги, вырезанные по форме дощечек для апробирования.

Произведения искусства:

1. Цветные репродукции старинных предметов быта, декорированных мастерами Городца.
2. Оригиналы городецких досок (можно сделанных преподавателем).

Методические пособия:

1. Плакат-схема построения композиций мотива узора.
2. Плакат-схема построения цветка купавки, розана, ромашки и т.д.

Разработка занятия:

1. Беседа о городецкой росписи или показ фильма.

Показывая детям замечательные произведения городецких мастеров, учитель ведет рассказ издалека, путешествуя с детьми в далекое прошлое, в старину. Уместным будет сопоставление декоративной росписи с живописной картиной. Чем они отличаются и почему? Указать на упорядоченное изображение элементов узора, обратить внимание на четкие очертания (почти геометрические) бутонов и листьев.

2. Первая проба.

После объяснения схемы расположения элементов узора предложить учащимся самостоятельно выполнить рисунок-схему на листке-пробнике.

3. Замысел декоративной композиции.

Учитель рассказывает сказку о приключениях сказочных цветов на поляне. Предлагает закончить сказку детям. Обсуждает сюжеты будущих композиций .

4. Разметка рисунка на деревянной доске.

Ученики с помощью простого карандаша переносят задуманную композицию в виде схемы на доску.

УРОК 2.

Выполнение узоров цветом. Организация детской ярмарки.

Материалы:

1. Темперные краски (4-6 цветов).
2. Кисти :широкая, средняя, тонкая.
3. Листы бумаги для пробы.
4. Тряпочки.
5. Стаканчики с водой.

Произведения искусства:

1. Цветные репродукции старинных и современных предметов быта, декорированных городецкой росписью.
2. Оригиналы городецких досок (могут быть выполнены преподавателем).

Методические пособия:

Плакат-схема цветового поэтапного решения росписи.

Разработка занятия.

1. Краткая беседа о цвете в городецкой росписи.

В начале беседы целесообразно упомянуть о темперных красках, как самых древних. Обратить внимание детей на количество и состав колеров (т.е. готовых красочных смесей). Узоры состоят из темных и светлых оттенков одного и того же цвета. Рассказать об особых поэтапных приемах росписи и равномерном покрытии краской каждого элемента.

2. Вторая проба.

Все элементы композиции покрываются первым слоем краски (светлого тона). Розаны - розовые кружки, купавки – голубые, ромашки - желтые и т. д.

3. Роспись деревянной доски.

Дети выполняют работу, выбирая цвет колера в соответствии со своим замыслом. Учитель наблюдает за соблюдением последовательности выполнения этапов раскрашивания.

4. Ярмарка детских работ.

По окончании росписи изделия выставляются на доску или на специальный стенд. Заключительная часть урока проводится в виде игры. Выбираются продавцы и покупатели. Продавец должен расхвалить свой товар, рассказывая при этом об особенностях городецкой росписи. Покупатель сомневается в подлинности вещи и задает продавцу вопросы. Самый красноречивый продавец и самый знающий покупатель награждаются изделиями с ярмарки.

Анализ детских работ.

Анализ результатов детских работ будет проводиться по трем направлениям:

1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;
2. Выразительность придуманной композиции;
3. Аккуратность в выполнении работы.

Обсуждение с детьми лучших работ на следующем уроке не требуется, если заключительная часть урока (ярмарка) была проведена удачно.