Урок 1. Северный Ледовитый океан: особенности природы.
Учащиеся должны знать: особенности
природы Северного Ледовитого океана – крупного
природного комплекса Земли.
Учащиеся должны уметь: на основе
имеющихся знаний и умений выявлять по картам
атласа особенности природы Северного Ледовитого
океана.
Ход урока.
Учитель объявляет тему урока и
предлагает прочитать первый абзац из раздела
“История исследования океана” из § 20 школьного
учебника [1].
“Исследование Ледовитого океана – это
история героических подвигов многих поколений
мореплавателей, путешественников и ученых ряда
стран. В далекие времена на утлых деревянных
кочах и ладьях пускались русские люди – поморы в
путешествия. Зимовали на Груманте (Шпицбергене),
плавали к устью Оби. Они вели промысел рыбы,
охотились на морского зверя и хорошо знали
условия плавания в полярных водах”.
После прочтения этого абзаца учитель
сообщает учащимся, что он не согласен с авторами
учебника и просит найти в тексте часть, с которой
не согласен. Учащиеся высказывают разные мнения.
Учитель, используя данные этого абзаца, отвечает
на их высказывания. Пока один из учащихся не
называет несоответствие.
Ученик. На мой взгляд,
несоответствие заключается в следующем: поморы
“хорошо знали условия плавания в полярных
водах” и, тем не менее, “на утлых деревянных
кочах и лодьях пускались в путешествия”. Утлые -
значит плохие, ненадежные, а они на них
отправлялись в плавания. Получается, что или не
совсем хорошо знали условия плавания в полярных
водах или сознательно рисковали жизнью.
Учитель подкрепляет высказывание
ученика определением слова “утлый” используя
словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова: “Утлый.
Ненадежный, некрепкий”.
После этого учитель подводит итог. В
этом отрывке авторы, желая подчеркнуть героизм
поморов, выставляют их в нелепом свете. У нас
русских есть поговорки “Семь раз отмерь, один
раз отрежь”, и “Не зная брода, не суйся в воду”,
поэтому, не изучив местные условия, не могли они
совершать такие далекие плавания и зимовки. А так
же для русских людей было свойственно, приходя на
новое место, учиться у местного населения,
перенимать их навыки жизни в новых для себя
условиях. Поморы - это жители Новгородского
княжества, которое вело обширную торговлю со
странами Европы. Поэтому навыки кораблестроения
у поморов уже были. А, следовательно,
использовать выражение “утлые кочи и ладьи” не
совсем уместно, т. к., на мой взгляд, принижают
умения и навыки северных народов.
После этого учитель предлагает,
используя с. 40 в атласе [2], составить визитную
карточку Северного Ледовитого океана.
Ученик. Площадь Северного
Ледовитого океана 14 756 тыс. кв. км, наибольшая
глубина 5 527 м. Таким образом, Северный Ледовитый
океан самый маленький по площади и самый мелкий
из океанов.
Учитель предлагает использовать план
характеристики географического положения
океана на с. 311 в учебнике для определения природы
Северного Ледовитого океана. Для определения
географического положения учащийся может
использовать карты атласа с. 2-3 “Физическая
карта мира” или с. 36 “Северный Ледовитый
океан”.
Учащийся определяет географическое
положение океана. После этого учитель записывает
на доске ответ на 1 пункт плана и предлагает
определить особенности природы океана, исходя из
его географического положения.
После того, как ребята определили
особенности природы океана, учитель сообщает
ученикам: В ХХ веке человек активно стал изменять
природу: добывать больше полезных ископаемых,
строить водохранилища на реках, вырубать леса,
распахивать степи, но самое страшное, что
придумал человек в ХХ веке, это первая и вторая
мировая войны, которые нанесли огромный ущерб
природе Европы и Азии, Северной Африки,
Атлантического и Тихого океанов. Сегодня мир
располагает огромным арсеналом оружия, которое
может взорвать мир и изменить его, поэтому я
предлагаю вам сегодня разыграть такую ситуацию.
Учащиеся записывают в своих тетрадях:
“В результате катастрофы (учитель предлагает
учащимся не вдаваться в причины катастрофы) в
северном полушарии произошло поднятие суши на 500
м. Подумайте, как изменится природа Северного
Ледовитого океана и его береговая линия.
Покажите изменение береговой линии на контурной
карте”.
Учащиеся сходу отмечают, что если уровень суши поднимется, то площадь суши увеличится, а площадь океана сократится. Учитель предлагает записать в тетради это высказывание.
Записав это, учитель предлагает дома домыслить и продолжить запись в тетради о том, как изменится природа океана. В качестве помощи использовать материал § 20.
Урок 2. Северный Ледовитый океан: особенности природы (продолжение).
Цель урока: Проследить как изменится природа океана в результате катастрофы.
Ход урока.
Урока начинается с того, что учитель еще раз напоминает ситуацию: “В результате катастрофы, в северном полушарии произошло поднятие суши на 500 м”, и восстанавливает на доске запись сделанную в тетради ребят:
Учитель предлагает послушать результаты
домашнего задания.
Учитель спрашивает: все ли
согласны с такими последствиями? (На примере 5
классов, в которых я работаю, все согласились, т.
к. ответы были примерно одинаковыми).
После этого учитель говорит, что он
тоже согласен с такой точкой зрения, но вот, что
меня смущает, говорит он, в учебнике на с. 97
сказано, что “Под действием западных и
юго-западных ветров из Атлантики в Ледовитый
океан входит мощный поток теплых вод
Северо-Атлантического течения”. Откройте карты
атласа с. 2-3 “Физическая карта мира”, с. 37
“Северный Ледовитый океан”. Скажите, как вы
думаете, прервется ли связь Северного Ледовитого
океана с Атлантическим океаном после катастрофы?
Учащиеся высказывают разные мнения. От
таких, где высказываются мнения о прекращении
связи с Атлантическим океаном, до таких, что
поднятие суши никак не скажется на связи двух
океанов. Но после ознакомления с шельфовой зоной
Норвежского моря, у берегов Скандинавского п-ова,
о. Исландия, о. Гренландия, учащиеся приходят к
выводу, что связь Атлантического океана с
Северным Ледовитым океаном сохранится. Но ширина
“коридора”, по которому теплые воды
Северо-Атлантического течения проникают в океан,
уменьшится.
В таком случае, говорит учитель,
природа океана может измениться в другую
сторону. Как? (Учащиеся быстро перестраиваются и
высказывают новую гипотезу).
Таким образом, говорит учитель, мы с
вами смогли прогнозировать только два
результата того как может измениться природа
океана после катастрофы, но может быть и третий
путь, который мы с вами предположить не можем.
Поэтому все здравомыслящие люди предлагают не
принимать грандиозных планов по изменению
природы, отказаться от войн, начать уничтожение
всех накопленных арсеналов вооружения, потому
что предугадать, как изменится природа Земли в
случае вмешательства человека невозможно.
А теперь, давайте попробуем на
контурной карте Северного Ледовитого океана
показать, как изменится береговая линия после
катастрофы. Но перед этим учитель предлагает еще
раз ознакомиться с распределением шельфа у
берегов Ледовитого океана на карте (с. 2-3 или 37).
Затем учащиеся подписывают название
работы на контурной карте “Изменение береговой
линии после катастрофы”. И оформляют условные
знаки:
Карандашом записывают задание на контурной карте: “после завершения работы подписать на контурной карте моря, острова и п-ова Северного Ледовитого океана”.
Домашнее задание:
Закончить работу и подготовить к сдаче карту Северного Ледовитого океана.
Пример выполненной работы в приложении 1:
Литература:
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 кл. Учебник. – М.: Дрофа, 2000.
- География материков и океанов. Атлас для 7 класса. – М.: Роскартография, 1995