Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Закрепление знаний о родовых и падежных окончаниях прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить о прилагательном, как о части речи;
  • упражняться в умении писать родовые и падежные окончания прилагательных; в определении рода и падежа у прилагательных; в описании предмета, в нахождении прилагательных в речи, в использовании прилагательных в своих предложениях;
  • развивать орфографическую зоркость; умение видеть состав слов и соотносить их со схемами;
  • учить детей самопроверки и взаимопроверки;
  • развивать речь детей; умение составлять распространенные предложения с однородными членами, простые или сложные;
  • воспитывать любовь к родной природе, гуманное отношение к птицам.

Оборудование:

  • у учителя: на доске сосульки, березка со снегирями, елочки, снеговичок (по частям), избушка, картина “Зима в лесу”, буквы — на шишках, окончания прилагательных на снежинках, схемы состава слов, карточки с заданием по повторению, конвертики-задания по разборам;
  • у учащихся: зачетные книжки, рабочая тетрадь, карточки для определения падежей, схемы состава слов, светофорчики.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Сообщение темы.

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели,
И на доску поглядели.

— Сегодня у нас необычный урок: мы идем гулять в лес (Надпись на доске: "Зов зимнего леса"). Послушайте темы урока. Что повторять будем:

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам нужно знать, беречь. (Это прилагательное.)

— Правильно, гуляя по лесу, мы должны будем повторить о прилагательном, закреплять умение писать родовые и падежные окончания прилагательных; учиться находить прилагательные в тексте в паре с существительным, использовать прилагательные в речи, определять падеж у прилагательных. В течение урока вы соревнуетесь в своих знаниях, умениях и навыках: у всех книжки-зачетки и светофорчики. В конце урока подведем итог. Кто лучше? Итак —  в путь! Надеваем шапки, шубки, валенки, варежки — и к приключениям! (Дети показывают, как одеваются.)

II. Сообщения детей, что они знают о прилагательном, нахождение прилагательного в тексте.

— Мороз и солнце!
День чудесный!

— А значит, с крыш растут вниз головой сосульки. (Открывается доска). Они своей капелью нас позвали. Смотрите необычная сосулька: с вопросом. (Снимаю вопрос) Кто ответит?
— Что такое имя прилагательное?
— Для чего используется в речи?
— Роль в предложении?

(Дети отвечают. Приз.)

— Хорошо! Но тут еще задание. Найти в тексте прилагательное, показать от какого слова зависит. (Текст любой.)
— Ну, а мы сбиваем сосульку и в тетради напишем ее признаки.

(Устно проверяем в тетрадях. Самопроверка со светофорчиком.)

— Молодцы! А почему зависит от существительного? (Связь согласование.)

III. Словарная работа. Родовые окончания прилагательных. Взаимопроверка.

Учитель:

Вьюга злиться за окном.
Белая березка
Вся укутана кругом
Инеем мороза.

— Ой, ребята, нас птички зовут. А зачем? (Ребята отвечают.)
— Да, но у них еще вопросы для вас.
— Как изменяются прилагательные?
— Их родовые окончания?
— Как определить род, падеж и число прилагательных?

(Дети отвечают.)

— Руки у нас озябли. Давайте их разогреем, поработаем в тетрадях. А птички пока попотчуются у нас в столовой. Покажем, как мы умеем писать родовые окончания и определять род у прилагательных. Словарные слова распределяем в три столбика и выделяем окончания. А (фамилия ученика) у доски.

Ароматный, неинтересная, фиолетовое, едкий, аппетитная, печальное, неуклюжий.

(Взаимопроверка по доске.)

—Ребята, а зачем нас птички звали? (Дети отвечают)

IV. Упражнение в написании падежных окончаний прилагательных, определение падежа.

— Итак, мы идем дальше в глубь леса. Ой, какая чудесная елка маленькая с вопросом! И шишки непростые — с заданием.

1. Все списывают, вставляя буквы зеленым (в тетради), падеж на карточках и схемы.
2. У доски на самой елке приклеить буквы (шишки) и окончания (снежинки) и отметить в орфографической карточке.
3. У доски на наборном полотне определить падеж.
4. У доски схемы состава существительных.
5. Мозаика на доске.

Т Зимн(им) вечер(ом)
Р с лыжн(ой) прогулк(и)
Р у сказочн(ого) парохода
П на свеж(ем) развал(е)
Д по син(ему) ледку.

(Самопроверка)

V. Физкультминутка.

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке

(Ребята показывают. Я раскрываю разборы.)

VI. Работа по повторению. Самостоятельная, индивидуальная работа.

— А это что за сугроб на пути? Давайте его попробуем разгрести, интересно ведь, а то не пройдем. (Строим снеговичка) Сначала все сделаем, а потом примемся за работу.

1. Самый большой (карточки)
2. Поменьше
3. Голова
4. Руки
5. Ведро

На доске:

Мы легко дышим свежим воздухом в лесу.4
В большом сугробе3метель1
Драгоценные2, счастливая2, удивительная2, лунная2, прекрасный2, ледяная2, прямой2, снеговые2, записная2.

(У доски, № 339 остальные.)

— Очень быстро, иначе замерзнем!

( + проверка: упражнение 1 человек, + призы в конверте.)

VII. Развитие речи: составление предложений. “В лесу”.

— Все в снегу! Отряхнемся! А вот избушка. В ней живет Домовой Кузя. Чем это слово интересно? (Это прилагательное стало существительным.) Он очень хочет узнать ваши впечатления о прогулке. Давайте составим по одному предложению о том, что видели в зимнем лесу. Поможет нам картина. Предложения могут быть с однородными членами, сложные. (Ребята пишут предложения, делают схемы.)

VIII. Итог урока.

— Вот и закончилась наша прогулка. Что же мы повторяли на уроке? (Вспоминали, что такое прилагательное, какие родовые окончания у прилагательных, падежные окончания, определяли падеж, разбирали по составу). Покажите ваши зачетки. А теперь сделаем так, что в лесу идет снег: наклеим снежинки на доску.

(В это время звучит песня “Кабы не было зимы”)

— Урок окончен! Молодцы!