Каждый человек по природе своей “желает знать”, что будет с ним в отдаленном будущем. Поэтому будет уместным предложить студентам конкретные, проверяемые, реальные цели овладения умениями учиться в ВУЗе. При этом планка требования к студенту должна быть соответствующей для каждого этапа – с первого по выпускной курс его обучения в ВУЗе. Связано это с тем, что человек учится всю жизнь. Но в отличие от схоластики приобретения жизненного опыта обучение в ВУЗе должно отличаться научной обоснованностью, поэтапным овладением научным методов познания.
Совершенно неразумно предполагать, что “научить учиться” в ВУЗе можно сразу же на пропедевтических учебных занятиях, скажем, по дисциплинам – “Введение в профессиональную деятельность”, “Культура учебного труда студента”, “Русский язык и культура речи”. Несомненно на вышеназванных учебных курсах даются основы рациональной деятельности, учебно-исследовательской работы. Вместе с тем закрепление осваиваемых навыков возможно при систематической практической и целенаправленной деятельности по их отработке. Кроме того, учебная деятельность студентов неуклонно должна трансформироваться в учебно-исследовательскую, а затем – в научно-исследовательскую, что сопряжено с приобретением новых навыков в труде студента.
Еще более опрометчиво полагать, что “умение учиться” должно было быть сформировано в школе. Опять же потому, что умение в ВУЗе существенно отличается от школьного систематикой и наукоемкостью. Резко возрастает необходимость в готовности студентов к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в различных видах работ. Так, для организации учебного труда необходимо: выполнение элементарных действий (например; подготовить рабочее место, выполнить требования гигиены умственного труда), владение структурой учебной деятельности; самостоятельной постановкой задач, умение планировать ход выполнения задания и выбирать рациональные способы для его решения; умение проверять и оценить свою работу для ее дальнейшего совершенствования. Для работы с информацией важно владеть умениями и навыками чтения; работы с книгой, учебниками, текстами, воспринимаемыми на слух и аудиовизуальными источниками; библиотечно-библиографическими умениями и навыками. Показателями самообразования студента могут быть культура мышления и речи.
1 курс
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА.
- Целеполагание и планирование. Представляет и может выразить в виде четких намерений свои явные и скрытые потребности, интересы, задачи, может сориентировать свои действия и поступки на эти цели и их выполнение. Студент-первокурсник знаком с ежедневным, декадным, месячным планированием, умеет концентрироваться на важных делах.
- Психологические умения. В процессе обучения студенту-первокурснику необходимо смотреть, запоминать учебный материал, быть наблюдательным, т.е. внимательным.
- Управление своим вниманием. Студент-первокурсник осознает необходимость и полезность внешнего контроля как образца для выработки внутреннего контроля за своими учебными действиями и профессиональными поступками.
- Развитие памяти. Знаком с методами и приемами рационального запоминания. Использует в учебной работе основные виды (с преобладанием наглядно-образной и эмоциональной П.). Достаточно четко применяет всю совокупность процессуальных компонентов (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание).
- Восприятие. Владеет В. пространства, времени, движения. В восприятии первокурсника присутствуют избирательность, предметность, осмысленность, константность, апперцепция, целостность. Владеет способностью воспринимать учебную информацию через аудиальный, визуальный, кинестетический каналы, умеет определять ведущий канал восприятия учебной информации.
- Учебная и исполнительская дисциплина. Студент-первокурсник
знаком с основными нормативными документами,
регламентирующими деятельность студентов в
ВУЗе; знает структуру ВУЗа, факультета, систему
организации учебной деятельности на факультете.
Посещает все аудиторные учебные занятия, не опаздывает, соблюдает культуру внешнего вида, следует рекомендациям преподавателя, тщательно готовится к занятиям, активен на семинарских и лабораторно-практических занятиях.
Овладевает вузовскую технологию самостоятельной работы студента, рейтингового контроля, учебно-исследовательского сотрудничества.
2. УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ.
Процесс обучения в ВУЗе имеет общеизвестную структуру: усвоение знаний, автоматизация отдельных операций в навыки, умения.
- Умение мыслить. Студент-первокурсник различает научное мышление от житейского, теоретическое знание от эмпирического. Знает основные способы М. (свою учебную деятельность в опоре на дедуктивный способ М.), виды М. (сформировалось отвлеченное М.), различает основные формы М. (развит навык самостоятельного суждения), использует в собственной мыследеятельности операции М. (сравнение, анализ, конкретизация и обобщение образуют своеобразный алгоритм М. студента-первокурсника). В целом М. первокурсника должно носить знаниево-понятийный, эмоционально-окрашенный характер.
- Навыки логического мышления. Осознает
закономерности логического М. (четкой
последовательности, посылок; ведущих к верному
выводу), видо-родовые отношения понятий,
логические правила определений, знает структуру
определений и владеет навыками их построения.
Владеет навыками выделения в предметах и явлениях свойства (общие и отличительные признаки, существенные и несущественные), приемом сравнения (непосредственности и опосредованности), действиями подведения под понятие (учета необходимых и достаточных признаков, приемом выведения следствий с соблюдением требования закона контрапозиции (правильной схемой рассуждений). - Навыки эвристического мышления. Осознает
необходимость вероятных рассуждений для поиска
истины. Знает суть эвристической деятельности;
основные эвристические правила и операции
(аналогия, обобщения, синтез и др.), результатом
которых становится эвристическое знание.
Знает основные элементы эвристической деятельности (редукция, планирование решения задачи, индукции, суперпозиция, специализация, симметрия, инверсия, стратегия последовательных приближений и правдоподобных рассуждений.
Сформирован навык гемерирования идей и экспертной оценки гипотез в ходе “мозгового штурма” с использованием некоторых приемов: эмпатии, фантазии и др.
3. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАВЫКИ.
- В процессе восприятия (чтения, слушания, наблюдения) умеет выделять главное, разбирается в содержании и структуре определения понятия, использует технику скорочтения в публицистической периодической печати, определять (на слух) взаимосвязь в логическую последовательность мыслей, анализировать (гностическую наглядность).
- В работе с учебниками умеет работать с оглавлением, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, схемами, таблицами, данными в учебнике, работать со словарем, самостоятельно составлять план, варианты опорных сигналов; работать со словарем; владеет приемами систематизации учебного материала, используя различные учебники.
- Библиотечно-библиографические умения и навыки. Подбирает самостоятельно дополнительную литературу к занятиям; владеет техникой работы с различными словарями и энциклопедиями; правильно оформляет библиографические карточки с выходными данными книг, журнальных, газетных статей; может делать обзор новой литературы по теме.
- В процессе фиксации учебной информации знает и использует при конспектировании общеупотребимые условные обозначения и сокращения; овладевает методикой записи учебной информации в виде опорного конспекта, плана конспекта-схемы. На основе умения делать выписку овладевает навыками анкетирования, рецензирования, реферирования, составления текста доклада для публичного выступления (скорость письма – 70 знаков в минуту).
4. УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ.
- Дидактическое взаимодействие. Выполняет советы преподавателя по организации и оказанию помощи в совместной с сокурсником учебной деятельности по решению учебных задач. Владеет контактной, информационной, побудительной, координационной, амотивной функциями учебно-исследовательского общения.
- Техника устной речи. Умеет отвечать на вопросы различного характера; владеет техникой постановки вопросов к тексту, ответу товарища на семинарско-практическом занятии, к лектору. Умеет выступать по плану подробно, сжато; может создавать (различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение) связные высказывания.
2 курс
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА.
- Усвоение излагаемого материала на лекциях требует от студента-второкурсника предварительной подготовки (т.к. вновь воспринимаемый материал должен ассоциироваться с имеющимися запасом знаний).
- Обладает способностью включаться в учебный процесс с применением методики релаксации, мотивации к достижениям с целью выработки максимальной сосредоточенности, произвольности внимания.
- Владеет сенсорной, кратковременной и долговременной памятью. Умеет “подключить” для эффективности запоминания зрительную, слуховую, осязательную память.
- Опираясь при восприятии на ведущий анализатор, использует другие (прослушивание, проговаривание текста, рисование схем).
- Знаком с научной организацией труда и способен целеустремленно освоить технологию рациональной учебной деятельности (с переводом ее на новый качественный уровень – учебно-исследовательскую деятельность).
2. УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ.
- Студент-второкурсник умеет правильно ставить вопросы по теме, формулировать проблемы, задачи. Осваивает приемы решения посредством способности вникнуть в суть задачи.
- Познание носит целенаправленный характер и нацелено на овладение методом учебно-исследовательского поиска.
- Для рациональности усвоения сложной учебной информации владеет способностью выделения основополагающих идей.
- Умеет вести диалог “с самим собой”, взвешивая все “за” и “против” по поводу решения различных задач. Умеет видеть противоречие и находить действенной его разрешение.
- Овладевает способами и приемами формальной и диалектической логики.
- Осознает и частично применяет приемы нестандартного мышления.
3. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАВЫКИ.
- При работе с книгой и др. источниками информации. Студент-второкурсник умеет применять различные виды чтения (просмотровое, выборочное, вдумчивое; в зависимости от поставленной цели (умеет перестраиваться при чтении учеб. текстов различной направленности).
- При работе за компьютером: имеет понятие о формах представления информации, технологии кодирования и раскодирования информации; знает технологию создания банка психолого-педагогических данных, умеет работать с информационно-педагогическим модулем.
- При работе с учебным текстом: студент-второкурсник умеет выделять главное при освоении содержания учебной темы; умеет построить логическую структуру учебной темы; систематизирует знание по теме в виде плана; осуществляет сравнение, выявляет общее и особенное в содержании темы на основе нескольких литературных источников; умеет делать выводы по теме.
- При восприятии учебного материала на слух: студент-второкурсник умеет для передачи содержания прослушанного текста использовать план, составленный во время звучания текста; анализировать звучащий учеб. текст в соответствии с установленной схемой; делать выводы в сопоставлении звучащего текста и содержания изучаемого материала.
- Библиотечно-библиографические умения и навыки: студент-второкурсник владеет техникой работы с различными словарями, энциклопедиями универсального порядка (БСЭ, МСЭ, ПЭ); справочной литературой различного типа; пользоваться каталогами (систематическим, алфавитным, газетным, журнальных статей); делать выписки из научный статей, книг, систематизировать их, правильно оформлять и использовать в учебной работе.
4. УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ.
- Дидактическое взаимодействие. Адекватно воспринимает, понимает преподавателя; правильно интерпретирует сигналы партнера, умеет проникать в его личностную суть; умеет определять его внутренний мир (тип личности, темперамент, характер переживаний, отличительные признаки); умеет противостоять стереотипам, умеет видеть главное; умеет идентифицировать себя с собеседником; предвидеть возможную атмосферу учебного занятия; умеет завоевывать инициативу, коммуникативное преимущество, установить контакт с аудиторией; умеет действовать в публичной обстановке, поддерживать общение.
- Техника устной речи: владеет элементами
культуры речи: (произношением, языковыми нормами
ударения и словоупотребления, выразительными
средствами). Правильно употребляет
грамматические формы согласно требованиям
нормативной грамматики; расширяет свой
общекультурный лексикон до 10 тысяч слов.
Овладевает профессиональной психолого-педагогической терминологией; умеет использовать точные фразы, верно и доходчиво выражающие свою мысль; умеет грамотно выстраивать ход своего устного рассуждения: от тезиса к прямому утверждению; способен для эмоциональности речи использовать элементы художественности: метафоры, сравнения, гиперболы; ассоциации, пословицы, поговорки, афоризмы и т.д.
МОДЕЛЬ СТУДЕНТА-ТРЕТЬЕКУРСНИКА
МОДЕЛЬ СТУДЕНТА-ЧЕТВЕРОКУРСНИКА
МОДЕЛЬ СТУДЕНТА-ПЯТИКУРСНИКА