Педагогические техники использования устно-песенного фольклора в начальной школе

Разделы: Музыка, Начальная школа


Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.

Использование на занятиях фольклора значительно обогащает уроки музыки, позволяет найти новые пути организации самих уроков, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем, развитию у учащихся таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность и др.

Музыкальное занятие, построенное на принципах фольклорного творчества — синкретичности и импровизационности, — наиболее эффективно развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения и пластики движений. Знакомство с народной песней расширяет представление младших школьников о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общекультурный кругозор.

Уроки фольклора — это уроки постижения народной мудрости, доброты и красоты в игре. Детские песенки, будь то колыбельные "Лю-ли, лю-ли, лю-леньки", "Уж ты, Котенька-коток" или потешки-дразнилки "Андрей-воробей", "Барашеньки", шуточные "Черный баран", "Сидит Дрема", "На горе мак" или лирические хороводные "Во поле березонька стояла", "Кумушки-кумы" и т.д., мы играем. Дети с удовольствием участвуют в разыгрывании песен.

Солидное место в уроке фольклора занимает работа над выразительностью речи. Речью мы рисуем, раскрашиваем "образные картинки" детских стишков, прибауток, потешек, дразнилок, скороговорок, песенок. Дети с удовольствием рисуют словом, раскрашивая стишки: "Чешу, чешу волосыньки", "Ходит зайка по саду", считалки: "Заяц белый, куда бегал?", "Инцы-брынцы, балалайка", играя диалоги: "Где же ты был, черный баран?", Зайчонок и еж". Выразительность, ясность речи мы совершенствуем у детей певческими упражнениями, которые исполняем с различной эмоциональной интонацией: то словно сердимся и, строго грозя соседу по парте, поем на слог лё"; то удивляемся, пожимая плечиками и разводя руки в стороны, то же самое упражнение исполняя на слог "ли"; то весело, задорно, словно шаля, — на слог "ля".

Педагогической находкой для эффективной работы считаю составление   совместно с родителями и оформление каждым ребенком "альбома-шкатулки", где от урока к уроку появляются в специальных разделах новые тексты колыбельных, скороговорок, прибауток, пословиц, детских стихов, детской фантазии.

Основной материал в работе над развитием художественно-образного воображения — музыкальный фольклор. Так, игровые песни "Кумушки-кумы", "Заведем кружок" позволяют создать творческие поисковые ситуации, где необходимо видоизменять, варьировать, а иногда и импровизировать текстовые и интонационные "концовки". Эти песни мы часто исполняем, когда надо познакомиться, подружиться с гостями, приглашая их в хоровод:

Разметаем лужок.
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Заведем кружок,
Кружок девичий,
Про трех молодцев (девушек).
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Заведем кружок.
Про трех молодцев.
Первый молодец —
Брат ... (подставляем имя гостя).
Свет (отчество)
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Брат (имя гостя)
Свет....
Брат ... .

Часто играем в музыкально-шумовые импровизации с использованием детских шумовых инструментов: "Гроза", "Шум прибоя", "Отзовись, коня зовут" и др. Или обращаемся к играм "Поиграем-помечтаем", наблюдая в окно облака на небе и фантазируя свою сказку; "На что похоже?" то или иное звучание народных инструментов; "Добро и зло" в музыкальной изобразительной палитре выразительности; "Самый невероятный ответ" на простые жизненные вопросы.

Чтобы дети не теряли внимание на уроке, проводим игры-хороводы: "Ня горе мак", "Сидит Дрема", "Каравай, а также устраиваем веселые минуткии "Шумелку", "Как живешь?", "Эхо" и т.д. Устраиваем конкурсы скороговорочников или голосистых, которые очень нравятся детям, так как дают редкую возможность проявиться, самовыразиться.

Но самым любимым занятием для детей на уроке устно-песенного фольклора стало отгадывание загадок. Мы стремимся загадывать загадки на темы: "Человек", "Крестьянское хозяйство", "Домашняя утварь и посуда", "Времяисчисление" и т.д.

Чтобы дети знали, что такое хорошо и что такое плохо, учим пословицы и слушаем поучительные, музыкально оформленные сказки. Дети хорошо усваивают основное назначение сказок: "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок". Перед прослушиванием новой сказки мне всякий раз хочется поиграть с детьми в музыкальную угадайку:

— Ребята, из какой сказки эти строки:

"За морем дела нехудо,
В мире ж вот какое чудо..."?

— "Сказка о царе Салтане"! — кричат наперебой радостные дети, называя автора сказки.

— А какую народную мелодию использовал композитор (показываю: портрет Римского-Корсакова) в музыке к этой сказке? Что она изображает?

При прослушивании тишина удивительная, слушающая, слышащая. В моменты фанфарных эпизодов я выразительно читаю:

"...Под елкою высокой.
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупки собирает
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе..."

Выдерживаю паузу, акцентируя внимание детей на звучании основной музыкальной темы, прислушиваясь.

— Во саду ли, в огороде! — с радостью восклицают дети.

Для облегчения образного восприятия и музыкально-эстетических представлений часто использую красочную наглядность. Но готовлю ее сам на ленточных листах, чтобы перед занятием их можно было свернуть в рулон и закрепить в верхней части доски на прищепки, а в нужный момент, сняв прищепки, раскатить иллюстрацию к той или иной песне, обряду, музыке для слушания. Иллюстрации готовлю несложные, но обязательно яркие, красочные. Дети с удовольствием "оживляют" картинки выразительным исполнением, проявляя при этом свою актерскую фантазию и изобретательность.

Сценической подготовке с детьми мы уделяем особое значение. Малыши вначале очень стесняются, замыкаются в себе при выступлении на сцене. Чаще всего это проявляется в стереотипе стоять "руки по швам", "в одну шеренгу" и в невыразительности "застывшей" мимики. Причины "зажатости", к сожалению, создаем мы сами (учителя и родители), требуя от детей дисциплины на занятиях и даже при чтении стихов для пришедшего в гости с подарками под Новый год Деда Мороза и т.д.

Мы с детьми учимся сценической выразительности, играя в "Кольцо", 'Золотые ворота", "Сидит Дрема", "Каравай"; водя орнаментальные ("Плетень", "Змейка"), драматические ("Со вьюном я хожу", "Во саду ли, в огороде", "Во поле березонька стояла"), магические ("Мак маковистый", "Уж я сеяла, сеяла ленок") хороводы; обыгрывая плясовые песни ("А я по лугу", "Ах вы сени", "Ялыке", "Люмы тодьы"), школьные частушки "Ток-ток, молоток", "Ой-ля, ой-ля-ля!"; разыгрывая сценарии "Зимних праздников", "Проводов Масленицы", "Весенних обрядов".

Доброй традицией у нас с детьми стали "Посиделки с родителями", Бабушкины посиделки", встречи с ребятами 5-го класса (также занимающихся по программе устно-песенного фольклора). Такие "Посиделки" для детей 1-го класса стали школой сценической, певческо-речевой выразительности. Мои любимые первоклашки к концу года имеют в своем багаже солидный опыт народной мудрости, приобретают черты узнаваемой индивидуальности, чуткости и доброты.

Духовный потенциал личности определяется не только степенью его приобщенности к мировой культуре, но и к национально-культурным традициям. Ныне, когда вступают в диалог различные национальные и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики — фольклоре.

Программа по музыке для общеобразовательных школ с углубленным изучением устно-песенного фольклора России и Удмуртии

Музыкально-педагогическая концепция, лежащая в основе данной программы, направлена на развитие творческого потенциала, душевности личности как ученика, так и учителя, а также расширение сферы воздействия устно-песенного фольклора на родителей учащихся. Профессиональный подход к фольклорным занятиям значительно обогащает урок музыки, позволяет найти новые пути самого урока, отношений между учениками и учителем, способствует возрождению и развитию народного творчества.

Овладение фольклором в системе организованного педагогического образования начальной школы требует решения следующих задач:

1. Воздействия на младших школьников комплексом фольклорных средств.
2. Используя опыт других методик по изучению эстетических дисциплин, добиваться более полного усвоения учениками высокохудожественного фольклорного материала.
3. Насыщая детей народной мудростью, выработать у них нравственно-эстетические представления и прекрасно-добрые идеалы о национальном культурном наследии.

Освоение устно-песенного фольклора детьми в школе будет происходить по специально разработанной системе, в которой учитываются возрастные психологические особенности учащихся.

Включение детей в творческий процесс на уроках предполагается проводить постепенно. Этому способствует внимание учителя к каждому школьнику, поддержание в классе творческого настроя, игра.

Знакомство с народной песней расширяет представление школьника о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.

Коллективная импровизация в распевании песен предполагает определенные количественные нормы участников творческого процесса — не более 15-16 человек. Нарушение сложившихся традиционных норм существенно повлияет на качество обучения: оно будет хаотичным либо выльется в механическое заучивание упрощенных вариантов нескольких народных песен.

Приобщение детей к участию в календарных обрядах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов всевозможных песенно-игровых жанров. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, характерного для данной местности. При этом усваиваются традиционные приемы исполнения, диалект. Постепенно выполнение обрядов переходит к детям, которые, повторяя в игре драматические и комедийные фрагменты, раскрывают через это мир собственных увлечений и интересов.

Накопление и усвоение фольклорного материала идет по нескольким направлениям:

1. Постижение красоты и богатства родного языка через слушание, выучивание и исполнение текстов колыбельных песен, прибауток, загадок, сказок, скороговорок, пословиц.
2. Ознакомление с образцами народной мелодики на примере напевов колыбельных, прибауток, загадок, музыкальных партий сказочных персонажей, игровых припевов.
3. Усвоение национально-ритмических формул поэтических текстов и напевов.
4. Приобретение навыков игры на национальных шумовых инструментах — ложках, трещотках, бубне, рубеле, чипчиргане, крезе, кугиклах.

Вышеназванные направления начального этапа освоения фольклора позволяют уже в первом классе успешно решать педагогические задачи воспитания в коллективе (исполнение в ансамбле, принятие коллективного решения) и развития личности каждого ребенка (исполнение соло, импровизация, самостоятельное выполнение творческих заданий).

Основным принципом построения программы фольклорных занятий в 1-м классе является обогащение впечатлений при разнообразии и педагогически целесообразной сменяемости видов фольклорной деятельности на уроке. Ученики разучивают и исполняют колыбельные песни, отгадывают загадки и сочиняют их сами, стараются понять смысл мудрых пословиц, упражняются в скороговорках, слушают и разыгрывают по ролям сказки.

Один вид деятельности на уроке помогает решить несколько поставленных задач образовательного (упражнения в чистоте интонирования, усвоение основных ритмических формул и овладение навыками игры на национальных шумовых инструментах), воспитательного (постижение красочности русской и удмуртской речи), развивающего (приобретение творческих способностей и познавательной активности) свойства.

Во втором классе ставится цель приобретения школьниками навыков исполнения народной национальной песни. Для успешного усвоения всего богатства народной песенности России и Удмуртии программой предусматривается последовательное изучение жанра народной былины, исторических, хороводных, плясовых, лирических песен, русских и удмуртских народных инструментов, обрядов и народных праздников, народного творчества Удмуртии, знакомство с известными народными певцами и исполнителями. При этом дети развиваются духовно, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус, общекультурный кругозор.

В третьем классе, наряду с использованием прежних форм работы на уроке, используются новые — разыгрывание обрядовых сцен. Дети, участвуя в театрализации старинных народных обрядов и праздников, начинают осознавать закономерности человеческой жизнедеятельности. Тем самым решается актуальнейшая проблема преемственности в передаче наследия национального культурного богатства от поколения к поколению. Ведь в народном творчестве живое предание старины соединяется с интонациями и ритмами современной жизни.

При изучении устно-песенного фольклора используются фонограммы народной музыки, репродукции, диапозитивы, альбомы, кинопрограммы, организуются встречи с исполнителями народных обрядов и участниками праздников, фольклорные экспедиции.

Содержание занятий.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Цель обучения: подготовка к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора.

I четверть.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Цели:

  • свободное и ритмичное произнесение имен каждым учеником и всей группой;
  • работа над выразительностью речи — декламация ритмотекстов песенок;
  • пение на удобной высоте;
  • отработка простейших коллективных действий (сидеть, стоять, ходить, слушать, видеть и т.д.) в процессе дидактических игр на основе предлагаемого репертуара.

Репертуар для исполнения:

  • Колыбельные: "Люли, люли, люленьки...", "Баю, бай...", "Уж ты, Котенька-коток...", "Пошел котик во лесок...", "Баю-баю, баиньки". , Прибаутки: "Барашеньки", "Андрей-воробей", "Трах, трах, тарарах", Водичка", "Чешу, чешу волосыньки".
  • Скороговорки: "Проворонила ворона вороненка", "Архип осип, Осип охрип", "В Луку Клим луком кинул", "От топота копыт пыль по полю летит", "Течет Речка, печет печка", "Чешуя у щуки, щетина у чушки", "Сыворотка из-под простокваши".
  • Загадки: темы ''Звери", "Крестьянское хозяйство", "Домашняя утварь и посуда'', "Человек", "Одежда и украшения", "Изба и внутреннее убранство".
  • Пословицы: "Любовь к родной земле". "Ум и ученье".
  • Игры: "Петух", "Кисонька", "Жмурки", "Здравствуй, дедушка!".
  • Сказки: "Теремок". "Гуси-лебеди", "Курочка-Ряба", "Репка".
  • Считалки: "Заяц белый, куда бегал...", "Ходит свинка по бору...", "Катилось яблочко", "Инцы-брынцы, балалайка!", "Тара-бара...", "Кады-бады...".

II четверть.

РИТМИЧНОСТЬ

Цель: развитие декламационно-ритмических навыков с помощью дидактических игр-песенок и воспроизведения простейших ритмических рисунков хлопками в ладоши, ложками, трещотками.

Репертуар для исполнения:

  • Колыбельные: "Ходит сон по лавочке...", "Ай люди, да ай люли...", "У кота-воркота колыбелька золота...", "Спи-тко, милое дитя...", "Уж ты, Котя-коток...".
  • Загадки: тема "Домашние животные и птицы", "Звери", "Пища и питье", "Зима".
  • Пословицы: тема "Труд", "Лень", "Хлеб".
  • Скороговорки: "У ужа — ужата, у ежа — ежата", "Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел", "Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала", "Ехал Грека через реку...", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Ткет ткач ткани на платки Тане".
  • Прибаутки: "Ходит зайка по саду...", "Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду...", "Уж как шла лиса по тропке...".
  • Игры: "У дедушки Трифона", "Коршун и наседка", "Кольцо", "Захарка".
  • Сказки: "Лиса и тетерев", "Заюшкина избушка", "Кошкин дом".

III четверть.

МУЗЫКА РЕЧИ

Цель: декламация и пение на удобной высоте, декламация ритмотекстов, освоение элементов музыкальной грамоты (высота звуков, длительность).

Репертуар для исполнения:

  • Колыбельные: "Поет, поет соловушка...", "Ой, качи, качи, качи, качи...", "Баю-баюшки, баю...", "Баю, баю, баиньки...".
  • Прибаутки: "Тень-тень, потетень...", "Солнышко, солнышко... ", "Скок, поскок...", "Петушок".
  • Пословицы: "Мать и дети", "Дружба и любовь".
  • Скороговорки: "Широка река...", "Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках", "Как на горке на горе...", "Про покупки, про покупки..."
  • Игры: "У медведя на бору", "Пятнашки", "Колдуны", "Золотые ворота", "Сидит Дрема".
  • Сказки: "О молодильных яблоках и живой воде", "Иван-Царевич и Серый волк", "Царевна-лягушка", "По щучьему веленью", "Поди туда — не знаю куда".
  • Загадки: "Явления природы", "Времяисчисление", "В лесу и в поле", "В огороде".

IV четверть.

УЧИМСЯ ПЕТЬ

Цели:

  • пение на трех звуках ("три ступеньки в музыке");
  • использование дидактических игр на комбинирование звуков;
  • пение текстов потешек, прибауток, колыбельных, закличек на пройденных ступенях.

Репертуар для исполнения:

  • Колыбельные: "Баю-баю, забываю...", "Ай, баю, бай...", "Как в высоком терему".
  • Крылатые выражения: "Аршин проглотить", "Баклуши бить", "Баню задать", "Белены объелся", "Бирюком жить или смотреть", "Блоху подковать", "В бирюльки играть", "В долгий ящик отложить", "Во главу угла", "Волынку тянуть", "В три погибели согнуть".
  • Небылицы: "По поднебесью-то, братцы, медведь летит...", "На дубу свинья гнездо свила...", "Ехал деревня мимо мужика...", "Из-за тучи, из-за гор...".
  • Скороговорки: "Сшит колпак не по-колпаковски...", "Всех скороговорок...", "Косарь Касьян...", "Во дворе вела вода...".
  • Игры: "Мак", "Бобер и охотник", "Крута гора", "Каравай", "Цепи", "Третий лишний".
  • Затейливые загадки: "Чего нет быстрее?", "Где свету конец?", "Много ли нас?", "Что на свете всего мягче?".
  • Докучные сказки: "Жил-был царь, у царя был двор...", "Жили-были два братца, кулик да журавль...", "Летел гусь, сел на дорогу...".

ВТОРОЙ КЛАСС

I четверть.

РУССКАЯ И УДМУРТСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Фольклор как система коллективного художественного творчества. Пение, декламация, движение при исполнении песни — главные формы практического освоения фольклора.

Цели:

  • постепенное освоение певческих навыков: чистое интонирование, мягкая атака звука;
  • знакомство с понятием кантилены и практическое освоение ее в пении;
  • соединение пения с движением и декламацией;
  • вариативный метод разучивания попевок и песен.

Репертуар для исполнения:

  • Заклички. колядки, игры: ''Осень", "Курочки и петушки", "Летал, летал воробей", "Катай, каравай", "Авсень", "Теремок" и др.

Репертуар для слушания:

  • Былины: "Добрыня и Змей", "Садко", "Алеша Попович и Тугоркан", "Илья Муромец и Соловей-разбойник".

II четверть.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Исторические песни — история, рассказанная самим народом. Слово как главный носитель содержания исторической песни. Песни о татаро-монгольском нашествии, о войне 1812 года, о гражданской войне, о Великой Отечественной войне.

Цели:

  • развитие навыков выразительного исполнения песенного фольклора через ощущение ритмического пульсирования в песне, декламацию исторических песен;
  • выработка цепного дыхания в пении;
  • работа над дикцией, артикуляцией.

Репертуар для исполнения: "Ты взойди-ка, взойди, красно солнышко...", "Пислэг но пислэг" (удм. Рекрутская), "Мар каром но мои...", "Уйвае но мои бызи..."

Репертуар для слушания: "За рекою, за великою...", "На заре то было, братцы, на зорюшке...", "Над Москвою заря занималася...", "Песня разинцев",

Рекомендуемая литература:

1. Старинные исторические песни. — М.: Дет.лит., 1971.
2. Россия в песне. — М.: Искусство, 1992.
3. На поле Куликовом / Сост. Тихомиров. — М.: Малыш, 1986.
4. Лозанова А. Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. — М., 1935.
5. Исторические песни ХШ-ХVI веков / Сост. Б. Н.Путилов. — М., 1960.

Иллюстрированный материал:

1. Герасимов С.В. "М. И. Кутузов на Бородинском поле".
2. Верещагин В.В. "Наполеон на Бородинских высотах".
3. Верещагин В.В. "На большой дороге", "Отступление", "Бегство".
4. Кившенко А.Д. "Военный совет в Филях в 1812 году".

III четверть.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Богатство и выразительность народной лирической песни. Выразительная речевая интонация как основа русского и удмуртского народного пения. Отражение в пении эмоциональных оттенков, настроений, передающих отношение исполнителей к содержанию песни.

Цель: развитие у детей выразительного интонирования.

Репертуар для исполнения:

  • Лирические песни о родном доме: "Вниз по матушке, по Волге.,.", "Ах ты, степь, широкая...", "Белая береза...". ''Чагыр, чагыр, дыдыке...", "Степь да степь широкая...". "Степь да степь кругом...".

Репертуар для слушания: "Родимая сторонушка"', "Отставала лебедушка...", "Как летела пава..."

  • Лирические песни о любви: "Как на улице гагара да кулик", "Пойду выйду за ворота...". "Сохнет, вянет во полюшке травушка...", "То не ветер ветку клонит...".

IV четверть.

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

Хороводы —  песни, при исполнении сопровождающиеся самыми разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами.

Цели:

  • развитие образного, ассоциативного мышления у детей;
  • продолжение работы по формированию навыков выразительного интонирования в сочетании с декламацией и движениями.

Репертуар для исполнения:

  • Орнаментальные хороводы: "Плетень", "Змейка", "Косичка", "Корзинка", "Капустка".
  • Драматические хороводы: "Как по реченьке плыла лодочка...", "По-за городу гуляет...", "Во саду ли в огороде", "Со вьюном хожу... "
  • Магические хороводы: "Мак-маковистый", "Горох", "Уж, я сеяла, сеяла ленок...".

ТРЕТИЙ КЛАСС

I четверть.

ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ

Частушка — любимая песня-частоговорка, веселая и задорная плясовая песня. Особенности плясовых песен — веселость, ритмичность и вместе с теш плавность мелодии, исполняющейся под аккомпанемент гармони и шумовых народных инструментов.

Цели:

  • восстановление у детей творческо-исполнительных навыков;
  • продолжение работы по формированию навыков выразительного интонирования в сочетании с активной декламацией и движениями.

Репертуар для исполнения.

  • Частушки: "Самарка", "Елочки-метелочки", "Подружка моя", "Барыня" "Подгорная", "Ой-ля, ой-ля-ля", "Ток-ток, молоток...".
  • Плясовые песни: "По улице мостовой...", "А я по лугу...", "Ах, вы сени, мои сени..", "Ялыке", "Гслубь сизый", "Молодая, молода...", "Матаня".

Репертуар для слушания: вологодские частушки, касимовские частушки, волжские припевки, "Матаня", пензенские припевки.

II четверть.

ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

Цели:

  • формирование у детей навыков разыгрывания простейших композиций из народных песен, небольших обрядовых сценок (святки, "овсень", гадания, подблюдные песни, посиделки и др.);
  • на основе развития певческих, двигательных, игровых, импровизационных навыков исполнение небольших сценических композиций из разучиваемых ранее песен.

Репертуар для исполнения: "Пришла коляда...", "Авсень, авсень!", "Коляда-маляда...", "Ой, коляда, коляда...", "Ай спасибо хозяюшке...", "Снежок сеем, посеваем...", "Выль нуны веттан гур...", "Кечпие...".

III четверть.

ПРОВОДЫ МА СЛЕНИЦЫ

Цели:

  • использование песен с одновременной игрой на народных инструментах;
  • обучение школьников доступным приемам народного исполнительства.

Репертуар для исполнения: "Как у наших у ворот...", "В темном лесе...", "Камаринская", "Едет масленица...", "Ой досточка!". Удмуртские календарные песни.

IV четверть.

ВЕСЕННИЕ ОБРЯДЫ

Заклички. Весняки. Семицкие песни и обряды.

Цели:

  • закрепление навыков кантиленного пения и цепного дыхания;
  • работа над расширением диапазона и подвижностью голосов учащихся.

Репертуар для исполнения: "Весна-красна!", "Березонька", "Не радуйтесь дубы", "На горе-то калина", "А я по лугу...", "Пойду ль я, выйду ль я...", "Зеленейся, зеленейся...", "У ворот, ворот, ворот...", "Уж как по мосту, мосточку...".