Класс: 3.
Форма урока: групповая.
Задачи:
- Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Хакасии.
- Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
- учебник "Природоведение" для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);
- карточки с заданиями для повторения по теме: "Вода, ее свойства, охрана воды";
- коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
- иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
ХОД УРОКА
В начале урока детям предлагаются жетоны разного цвета, в зависимости от которых они делятся на 6 групп.
I. Повторение ранее изученного.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили тему: "Вода, её свойства, охрана воды". Сейчас мы это повторим. Работать будем в группах, у каждой группы свой вопрос, записанный на карточке. Готовите ответ вместе, отвечает один ученик из группы, остальные внимательно слушают и могут добавлять.
Карточки с заданиями:
I группе:
- Представь, что ты частица воды. Расскажи какое путешествие ты совершаешь в природе.
- Ответь на вопрос: "Можно ли принести воды в решете?"
II группе:
- Расскажи для чего нужна человеку вода, используя следующие слова и словосочетания. Приведите примеры.
- приготовление пищи,
- в производстве,
- в сельском хозяйстве,
- в медицине,
- в быту,
- здоровье,
- водная дорога,
- электроэнергия.
III группе:
- Выбери из слов то, что вредит воде: бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов и фабрик, водные растения, неисправный кран в доме.
IV группе:
- О чём говорят подсчеты ученых? Какие следует сделать выводы?
- Пресная вода составляет менее 3? всей воды на Земле.
- Для получения 1т. стали используется 150 т. воды.
- Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 л. хорошей воды.
- Всего 5 г. нефтепродуктов затягивают пленкой 50 кв. м. водной поверхности.
V группе:
- Представь, что на берегу реки произошла экологическая катастрофа, и в реку попало большое количество нефти. Проследи, как экологическая катастрофа на берегу малой реки может повлиять на жизнь Мирового океана.
VI группе:
- Используя схему, расскажи о мерах по охране вод:
- строительство очистных сооружений
- экономия воды
- посадка и охрана растений по берегам водоёмов
- использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтрами
- контроль за уровнем загрязнения вод
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?
Ответы детей.
– Давайте сравним наши предположения с выводами в учебнике на с. 46.
Зачитывает один из учащихся.
- Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.
III. Практическая работа учащихся.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:
- Напиши название полезного ископаемого.
- Определи его свойства (с. 46 в учебнике № 2)
- Где используется это полезное ископаемое?
- Есть ли оно в нашей республике: Хакасии, если есть, знаешь ли ты где? (Можно пользоваться атласом Хакасии)
Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.
Название |
Свойства |
Использование |
В Хакасии |
1. | |||
2. |
Учитель: Я вижу, что группы готовы, переходим к заполнению таблицы на доске.
Дети отвечают, учитель записывает.
I гр. – каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
- применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
- обозначается:
- в Хакасии: Минусинский каменно-угольный бассейн, Черногорское, Изыхское месторождения.
Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
II гр. – гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.
- используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
- обозначается:
- в Хакасии: Высокогорное месторождение.
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
III гр. – торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
- используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
- обозначается:
- в Хакасии: не найдено.
Учитель: Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
IV гр. – железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета.
- основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
- обозначается:
- в Хакасии: Тейское месторождение, Абаканский рудник (5 км. от Абазы).
Учитель: Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. В Хакасии найдено в 130 местах. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.
V гр. – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
- используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
- встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое, в Хакасии тоже есть.
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
VI гр. – известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
- используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
- В Хакасии: в Усть-Абаканском и Аскизском районах.
Учитель: Образовался из остатков совсем
крошечных и более крупных морских организмов.
Чаще всего это камень белого или светло-серого
цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных
между собой. Под действием уксусной кислоты
вскипает, на его поверхности образуются пузырьки
и слышится шипение. Разновидность известняка:
мел.
Давайте, опираясь на свойства полезных
ископаемых в нашей таблице, разделим их на
группы. (Cтроительные: известняк, глина, гранит;
рудные: железная руда; топливные: каменный уголь,
торф)
Учитель: А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
- Обозначается:
- В Хакасии: нет.
Учитель: Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От месторождений газа проводят газопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.
- Обозначается:
– К какой группе полезных ископаемых мы
отнесем нефть и газ? (Топливные, т. к. основное
свойство – горючесть)
– А как добывают полезные ископаемые, мы
прочитаем на с. 48 в учебнике.
Дети открывают книги на с. 48, читает один учащийся.
– Как вы думаете, легкий ли труд у этих людей?
Что мы должны делать? (Уважать труд людей,
занятых в добыче полезных ископаемых)
– Как называются профессии этих людей? (Нефтяник,
шахтер, буровик, камнеобработчик)
IV. Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
V. Домашнее задание.
– Описать любое полезное ископаемое нашей местности, о котором мы не говорили на уроке, по тому же плану в тетради.