Задачи:
- Познакомить с гласной буквой И через
звукобуквенный анализ слов флаги, гиря;
- провести сравнительный анализ между печатной и письменной буквами И, и;
- научиться писать печатную букву И;
- закрепить работу по составлению и решению задач;
- закрепить вычитание из числа 6.
- Развивать наблюдательность, мышление, память, речь учащихся.
- Воспитывать интерес к учебе, аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: учебник “Грамота”, рабочая тетрадь “Грамота” №2, иллюстрации с героями, цветовые сигналы: синий, желтый, веера с цифрами.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Работа над числом.
Учитель: Что можно сказать о сегодняшнем дне?
Дети: число двузначное, для записи понадобилось две различные цифры 1 и 4, середина второго месяца осени, октябрь – середина осени, идет период “золотой осени” и десятый месяц года, погода стоит теплая, светит солнце, настроение отличное.
Учитель: Вот с таким отличным настроением мы с вами и начнем работу.
Работа над пословицей дня. Хорошо читающий ученик читает пословицу.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием. |
Учитель: Что записано на доске?
Дети: Предложение.
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: Слова связаны друг с другом по смыслу.
Учитель: Какие правила при написании предложений мы должны соблюдать?
Дети: Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставиться точка, слова в предложении пишутся отдельно.
Учитель: Данное предложение – пословица. Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: От солнца на Земле светло, а с человеком, который много знает приятно общаться, такими людьми славиться наша Земля.
Дети: Как ни что на свете не может прожить без солнца, так, человек не может прожить без знаний.
Учитель: Вот и мы с вами сегодня постараемся получить как можно больше знаний на сегодняшнем уроке, чтобы на нашей Земле стало еще светлее.
II. Сообщение задач урока.
Учитель: Мы познакомиться с новой буквой, научимся ее печатать, закрепим умения решать примеры и задачи.
III. Знакомство с гласной буквой И через звукобуквенный анализ слов гиря, флаги.
Учитель: Нас сегодня пригласили к себе в гости коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Над домами коротышек развивались …
Учитель показывает картинку, где изображены флаги.
Дети: Флаги.
Учитель: А по утрам они любили делать зарядку. Больше всего им нравилось поднимать различные …
Учитель показывает картинку, где изображена гиря.
Дети: Гири.
Дифференцированная работа по учебнику
“Грамота” с.77.
1 группа детей, у которых синие сигналы – это
дети, которые могут самостоятельно провести
звуковой анализ без помощи учителя, проводит
звукобуквенный анализ слова флаги. Один
ученик работает на наборном полотне для
установления взаимообратной связи.
2 группа работает с учителем: проводит
звукобуквенный анализ слова гиря.
Учитель работает у доски. Дети на своих местах
выкладывают звуковую модель с помощью фишек.
Учитель: Сколько звуков в слове гиря?
Дети: 4
Учитель: В слове ггиря, какой первый звук?
Дети: [г']
Учитель: Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Согласный, так как воздух при произношении встречает преграду, мягкий, на схеме обозначим зеленым цветом.
Учитель: Какой второй звук в слове гииря?
Дети: [и]
Учитель: Что можно сказать об этом звуке?
Дети: Гласный, так как воздух при произношении не встречает преграды, обозначим в схеме красным цветом.
Учитель: Какой третий звук в слове гирря?
Дети: [р']
Учитель: Что это за звук?
Дети: Согласный, в схеме обозначим зеленым, так как он произносится мягко.
Учитель: Четвертый звук в слове гиряя – это …
Дети: [а]
Учитель: Что это за звук?
Дети: Гласный, обозначим фишкой красного цвета.
Учитель: Куда падает ударение в слове гиря?
Дети: На первый гласный звук.
Учитель: Сколько слогов в слове гиря?
Дети: 2
Учитель: Как узнали?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель: Назовите первый слог.
Дети: ги
Учитель: Назовите второй слог.
Дети: ря
Учитель: Какой буквой заменим [а]
Дети: я
Учитель заменяет гласный звук [а] на букву я.
После проведения звукобуквенного анализа слова гиря,
проверяют анализ слова флаги.
Учитель: Проверьте, правильно ли разобрано слово флаги?
На доске вывешивается наборное полотно. Дети проверяют и исправляют ошибки, если они есть.
IV. Физминутка.
Учитель: Мы с вами сейчас тоже сделаем небольшую зарядку.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну а шесть тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
И работать вновь начнём.
Учитель: Какой новый гласный звук вы услышали в словах гиря и флаги?
Дети: [и].
Учитель: Продолжите высказывание: “Если в слове звук [и] находится сразу после мягкого согласного, он обозначается буквой…”
Дети: и.
Учитель заменяет красные фишки в звуковой
модели, обозначающие звук [и], на букву и.
Работа по учебнику “Грамота” с. 77
Хорошо читающий ученик читает четверостишие С.
Маршака. На доске вывешивается табличка, где
написана печатная буква И, и.
Учитель детям вручает за работу букву Н,
которая потом поможет раскрыть один секрет.
V. Сравнительный анализ печатной и письменной буквы И, и.
Работа в тетради “Грамота” №2 с. 33
Учитель: Какие буквы изображены на верхней строке?
Дети: Печатные и письменные буквы И,и, заглавные и строчные.
Учитель: Зачем нужны заглавные буквы?
Дети: Чтобы грамотно писать имена, города, клички …
Учитель: Сравните печатные буквы И,и. Что между ними общего?
Дети: Для написания этих букв понадобилось три линии: 2 параллельные и одна наклонная.
Учитель: Чем они различаются?
Дети: Размером: печатная – занимает всю строчку, а письменная – половину рабочей строки.
VI. Физминутка.
1. Массаж пальцев рук
1, 2, 3, 4, 5 (Дети соединяют соответственно пальцы
левой и правой руки под счет)
Вышли пальчики гулять (хлопают в ладоши)
Этот пальчик самый толстый,
самый сильный и большой (массируют большой
палец)
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его (массируют указательный
палец)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине (массируют средний палец)
Этот пальчик безымянный,
непоседливый он самый (массируют безымянный
палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень
ловок и удал (массируют мизинец)/
2. Упражнения для кисти руки.
Дети берут в руки ручку и выполняют упражнения:
а) заматывают клубочек
(рука на локотке, дети образно показывают в
воздухе, как будто они заматывают клубок по
спирали во внутрь);
б) разматывают клубочек
(рука на локотке, дети образно показывают в
воздухе, как будто они разматывают клубок по
спирали в обратном направлении);
в) красят парты
(рука на локотке, дети показывают в воздухе, как
будто они красят парты слева направо);
г) красят забор
(рука на локотке, дети показывают в воздухе, как
будто они красят забор сверху вниз).
VII. Печатание буквы И, и.
Учитель: Сегодня мы научимся печатать букву И, но давайте для начала вспомним, как мы должны сидеть при письме.
Дети вспоминают, как они должны сидеть при
письме, как должна лежать тетрадь, как они должны
держать ручку.
Работа в тетради “Грамота” №2 с. 33.
1. Письмо печатной заглавной буквы И.
Учитель: Заглавная буква И занимает в высоту у нас всю рабочую строчку. Начинаем писать с верху вниз. Пишу прямую линию, довожу до нижней рабочей строки, затем пишу наклонную линию слева направо, снизу вверх до верхней рабочей строки, далее пишу прямую линию сверху вниз от верхней рабочей строки к нижней.
Учитель пишет на доске, а дети пишут в воздухе.
2. Письмо печатной строчной буквы и.
Учитель: Строчная буква и занимает в высоту у нас половину рабочей строки. Начинаем писать с середины строки, от пунктирных линий с верху вниз. Пишу прямую линию, довожу до нижней рабочей строки, затем пишу наклонную линию слева направо снизу вверх довожу до середины рабочей строки, далее пишу прямую линию сверху вниз от середины рабочей строки к нижней.
Учитель пишет на доске, а дети пишут в воздухе.
VIII. Физминутка.
Упражнение для глаз.
Учитель: Посмотрите глазами на окно, боковую стену, потолок, на пол. Сделайте круговые движения глазами.
Упражнение на расслабление.
Мы писали, мы писали,
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнем,
Сладко, сладко все заснем.
Дети кладут голову на парту, закрывают глаза.
Учитель: Над письмом какой буквы мы сегодня работали?
Дети: И.
Учитель: А сейчас на с. 33 рабочей тетради найдите в данном ряду изученную букву И, и обведите ее в круг.
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, а затем один из учащихся дублирует ее у доски.
Учитель: Вы славно потрудились и для того, чтобы разгадать наш сегодняшний секрет я вам дарю еще две буквы.
Учитель дарит детям две буквы О.
IХ. Работа по отработке навыков решения примеров.
Учитель: А сейчас нам предстоит выяснить, кто же из коротышек живет в Цветочном городе. Для этого нам предстоит решить ряд примеров. Решения их подскажут нам, под какими номерами находятся жители данного города.
На доске вывешены под номерами рисунки сказочных героев
№1 Чипполино |
№2 Пилюлькин |
№3 Шпунтик |
№4 Красная Шапочка |
№5 Незнайка |
Дифференцированная работа.
Дети на столах, которых синие сигналы – решают
примеры первого столбика на с. 34 рабочей тетради.
Остальные дети решают примеры на листочках:
4 + 1 =
3 – 1 =
2 + 1 =
Правильность решения примеров проверяется с помощью вееров с цифрами. На доске остаются иллюстрации с изображением Пилюлькина, Шпунтика, Незнайки.
Учитель: Вы удачно разгадали и эту головоломку, и за это я вам дарю букву С.
Х. Закрепление решения задач на сложение и вычитание.
Учитель: Как вы думаете, чем занимался Пилюлькин?
Дети: Лечил коротышек.
Учитель: Как вы догадались?
Дети: По одежде, по фамилии, которая произошла от слова пилюля, т.е. лекарство.
Учитель: Чем мог заниматься Шпунтик? (Выслушиваются предположения детей)
Учитель: Шпунтик был механиком. Он любил конструировать. И значит, у него обязательно должен был быть … Кто догадался что должно было быть у Шпунтика?
Дети: Инструмент.
Учитель: На с. 34 учебника “Грамота” расположена иллюстрация. Составьте по ней задачу. Из каких частей состоит задача?
Дети: Из условия, вопроса.
Учитель: Составьте условие задачи.
Дети: В чемодане было 6 инструментов, 3 инструмента Шпунтик достал для работы.
Учитель: Кто придумает вопрос к нашей задаче?
Дети: Сколько инструментов осталось в чемодане?
(Двое детей решают задачу у доски: один записывает решение, другой моделирует на кругах)
Учитель: Сколько инструментов было сначала?
Дети: 6
Один ребенок выкладывает 6 кругов, а другой в первом квадратике пишет 6.
Учитель: Как вы думаете, когда из чемодана взяли инструменты, их число уменьшилось или увеличилось?
Дети: Уменьшилось.
Учитель: Круги мы будем убирать или добавлять?
Дети: Убирать.
Учитель: Значит, каким действием будет решаться задача?
Дети: Вычитанием.
Учитель: Сколько нужно вычесть из 6?
Дети:3
Один ребенок убирает 3 круга, а другой записывает знак “–” и число 3 во второй клетке.
Учитель: Сколько инструментов осталось в чемодане?
Дети: 3.
Учитель: Что мы сейчас записали?
Дети: Решение.
Учитель: Чего нам не хватает в задаче?
Дети: Ответа.
Учитель: Как мы ответим на вопрос задачи?
Дети: 3 инструмента осталось в чемодане у Шпунтика.
Учитель: За отличную работу я вам хочу подарить букву В. Что у нас получилось за слово?
Из подаренных букв на доске получилось слово Носов.
Учитель: Н.Н.Носов автор замечательных рассказов про Незнайку и его друзей (учитель обращает внимание детей на книги), и когда мы с вами научимся читать мы их обязательно прочитаем, а те умеет читать может взять их в библиотеке уже сейчас.
ХI. Подведение итогов урока.
Учитель: Что интересного вам запомнилось с сегодняшнего урока?
XII. Релаксация.
Учитель: Изобразите свое настроение в улыбке клоуна, которого мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.
У детей на листках изображен клоун. Дети дорисовывают улыбку либо радостную, что свидетельствует о хорошем настроении, либо печальную, что говорит о плохом настроении. Дети показывают своих клоунов. Учитель выполняет туже работу, что и дети и показывает всем.
Учитель: Сегодня вы узнали много нового, и я буду надеяться, что как солнце освещает землю, так и вы будете освещать все вокруг своими знаниями. Спасибо за работу.