"Эх, путь-дорожка… С песней да гармошкой!"

Разделы: Внеклассная работа


1. Эпиграф

“Какая музыка была! Какая музыка играла,
Когда и души и тела война проклятая попрала…”
А.Межиров

“В песне зажег я огонь, исполняя сердца приказ и народа приказ.
Друга лелеяла песня простая, песня врага побеждала не раз”
М.Джалиль

2. Оформление:

  • плакат с названием мероприятия;
  • декорация: макет привала возле бревенчатой землянки – с одной стороны и картина русской природы – с другой;
  • березовые чурки;
  • цветы в гильзах от снарядов;
  • плащ-палатка, каска, автомат, гармонь;
  • краюха ржаного хлеба, горящая свеча, рожь, ветки рябины.

3. Действующие лица:

  • ведущие — 2 человека;
  • девушка-санинструктор;
  • два солдата, матрос;
  • две девушки в военной форме, одна девушка в ситцевом платье;
  • два чтеца, участники школьного клуба “Гвардия”.

Руководитель музея.

Шесть десятилетий прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной… Выстоял русский солдат в той жестокой войне. Выстоял и победил!

Наш сегодняшний разговор о том, какое огромное значение в годы войны для поддержания боевого духа русского воинства играли русская песня, русский танец и русская гармонь. Их можно смело назвать символами Великой Победы. Русский человек не может без песни и гармони – ни в радости, ни в горе, ни в любви…

Муса Джалиль писал:

“В песне зажег я огонь, исполняя
Сердца приказ и народа приказ,
Друга лелеяла песня простая,
Песня врага побеждала не раз!”

Сегодня мы с вами вспомним замечательные песни сурового военного времени, услышим новые песни, споем их вместе, проникнемся той духовной атмосферой, которая ковала победу. Мероприятие проводится в рамках литературно-краеведческого музея “Истоки” из цикла мероприятий “С гармонью по эпохе”. Военная лирика прозвучит для вас в исполнении наших знаменитых земляков – братьев Заволокиных и ансамбля “Частушка”.

1 Ведущий.

У каждого народа своя особинка, свое “родимое” пятнышко: у испанцев — коррида, в Аргентине — футбол, в Италии – макароны, а у россиян... В этом знаменующем ряду — неугасимый свет берез, чистое дыхание русской метели, плач гонимых ветром журавлей, волны золотого ржаного поля, перезвон колоколов. И все же заглавное место занимают русская песня, пляска и гармонь.

2 Ведущий.

Заслуженный артист России Геннадий Дмитриевич Заволокин писал:

“Ну-ка, глянь с-под руки на дорожку,
Кто уходит, а кто к нам шагает?
Отыми у России гармошку
И Россия себя потеряет!
Не беда, что дорожка крутая,
Видно, этой идти нам дорожкой…
И навеки Россия святая
Породнилась с простою гармошкой!”

(Звук гармонии на видеокассете – “Друзья-однополчане”).

1 Ведущий.

Ах, гармонь — русская душа наша. Верная подруга и вечная спутница — от серебряного свадебного смеха до горького прощального вздоха вослед уходящим за горизонт войны.

(Песня в исполнении Анастасии Заволокиной “22 июня” с фрагментами начала войны — видео).

1 Ведущий.

До того, как стать песней о начале войны, это был сентиментальный вальс композитора Г. Петербуржского под названием “Синий платочек”. В архивах хранится бесчисленное количество фронтовых вариантов “Синего платочка”, но широкую известность он приобрел в исполнении Клавдии Шульженко, спевшей “Платочек” на всех фронтах Великой Отечественной…

2 Ведущий.

На исходе лета 1941 года, согласно директиве №220 Наркомата Обороны, в действующую армию было отправлено 12 тысяч гармоней, а к осени их в строй встало уже более 60 тысяч. Задышала матушка-Россия ситцевыми мехами… И поплыли над окопами и землянками, над бесконечными военными дорогами величавые и светлые русские песни — живые и трепетные, с чувством, с перебором, с огоньком, с грустинкой.

1 Ведущий.

“Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,
Всем и для всех – не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасем…
Ах, не до жиру – быть бы живу…

Солдатам головы кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.

Стенали яростно. Навзрыд
Одной-единой страсти ради
На полустанке – инвалид
И Шостакович – в Ленинграде. ”

А. Межиров.

(Видеопесня “В землянке”).

1 солдат.

"Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазил
Сквозь черные поля на животе.

Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Я с тяжким потом добытые строки,
Как и себя, от смерти не берег.

Их ритм простой мне был напет метелью,
Задувшею костер, и в полночь ту
Я песни грел у сердца, под шинелью,
Одной огромной верой в теплоту.

Они бывали в деле и меж делом
Всегда со мной, как кровь моя и плоть.
Я эти песни выдумал всем телом.
Решившим все невзгоды побороть.”

Е. Винокуров.

2 Ведущий.

“Звездой” всенародной военной эстрады была гармонь. Под гармонь пела великая Лидия Русланова, дав на фронте 1120 концертов. В труднейшие годы войны, в самых экстремальных условиях гармонь, словно генератор, включала в человеке потаенные резервы, будоражила кровь и помогала начисто погасить чувство страха. Во время войны были случаи русской психической атаки – полк поднимался во весь рост, с одного фланга шел гармонист, играя переборы “Под драку” — своеобразный боевой сигнал. С другого фланга шел другой гармонист, играя уральскую “Мамочку” — тоже сигнал, а по центру шли молоденькие красивые санитарки, помахивая платочками, и весь полк издавал при этом традиционное мычание, какое обычно издают плясуны, когда дело движется к драке, для устрашения противника. После такой психической атаки немцев можно было брать в окопах голыми руками. Они были на грани умственного помешательства.

1 Ведущий.

Ветераны вспоминают, что всю войну только на песнях, на частушках и выжили, на “Подгорной”, на “Полечке”, на “Саратове” и выехали, и победили!

(Воспоминание ветерана).

(Сценка. Выходят и садятся 2 солдата, санинструктор, девушка в военной форме, девушка в ситцевом платье с платочком в руке, матрос).

Девушка в ситцевом платье (обращаясь к солдату).

Слушай, расскажи мне о войне, там правда так страшно?

1 солдат.

Там очень страшно. Но бывают такие моменты, когда устаешь бояться. И вот тогда нет ничего лучше, чем запеть. Вспомним фронтовое: “Помирать – так с музыкой!” С какой музыкой? Да с родной, с кровной.

(Ребята в форме исполняют пляску и частушки под гармонь. Каждый, станцевав и спев, встает в круг и хлопает в ладоши).

1 солдат.

Мы придем в Германию,
Развернем гармонию,
Чтоб разогнать их манию
И навести гармонию.

Девушка в ситцевом платье.

Подружка моя,
Разливное море.
Твой – в солдатах, мой – в плену,
Нам обеим горе.

2 солдат.

Минск возьмем с бомбежкою,
Белосток – с гармошкою.
Остальные города
Сдадут сами господа!

Девушка в ситцевом платье.

На войне, на войне,
На войне, на фронте,
Пули мимо пролетайте
Милого не троньте!

Санинструктор.

Распроклятая война
Много горя принесла
Много-много погубила
Расхорошеньких она!

1 солдат.

На столе стоит стакан,
А в стакане каша.
Сколько Гитлер не воюет,
А победа наша!

Девушка в ситцевом платье.

Эй ты, песня огневая,
Выжигай фашистский сброд,
Чтоб не смела вражья сила
Заходить в наш огород

(Остановившись в танце, продолжая).

И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Пусть услышат “девушку простую”
Пусть запомнят, как она поет.

2 солдат.

А теперь мой друг...(Ф.И.) исполнит матросский танец “Яблочко” под гармонь.

Матрос.

Эх, тельняшка ты моя,
Белая да синяя!
Ни в работе, ни в боях
Ввек тебя не скину я!

(Исполнение танца. Все участники стоят в кругу и хлопают).

(Вспоминают сидящие на привале бойцы).

Санинструктор.

В блокадные дни Ленинграда я была фельдшером роты. Жили, получая по 300 граммов хлеба. В период затишья один костромской паренек играл на гармонике вальсы “Грусть”, “Синий платочек”. А я, 18-летняя девчонка всегда плясала и все смеялась, будто бы не было голода и войны…

Девушка в ситцевом платье.

Это было летом 1944 года. Шел жестокий бой близ Беловежской пущи. Мне было 13 лет, и я попала в зону обстрела – три дня все горело, раненых несли в лес. И вот наступило маленькое затишье, всюду слышался плач. Тогда мы увидели, как из леса выехали машины с надписями: “Смерть немецким оккупантам!”. Это были “катюши”. Вскоре появился гармонист. Заиграл, запел… Он был очень молод. Смерть каждую секунду была рядом, все время стреляли снайперы. Правильно, гармонь – это сердце России. Ее звук тогда шел над полями, над лесами, и люди, забывая про смерть, слушали музыку и плакали.

1 солдат.

Прошел всю войну, имею 5 ранений. На фронте, помню, сильно беспокоился: пусть будет любая рана, все вынесу, все стерплю – только бы не в руку, только бы не потерять пальцы…Получается, что за жизнь боялся меньше, чем лишиться возможности играть на гармони.

2 солдат.

Киев освобожден, у Днепра — тысячи машин, идет переправа по понтонному мосту. Вдруг слышим — заиграла гармонь. И началось! Кто-то запел, кто-то кинулся в перепляс… Команда: “По машинам!” — но долго еще все были в отличном настроении, увозили в сердцах это радостное событие.

Ученик.

Был, возможно, я глупым,
Сам себя истязал:
Утром зимним и лютым
Убежал на вокзал.
И вокзальная спешка,
Говор, шум, толкотня,
Инвалида тележка
Изумили меня.
Инвалид на гармони,
Поплевав на ладони,
Задавал класс-игру!
Пальцы лихо летали –
Глаз не мог уследить,
Как они успевали
На ладах говорить!
А безногий, слепой
Был толпой окружен
Кусок хлеба с водой
Зарабатывал он.
Я спросил: “Как же так?”
Он играл, но молчал
Сиротливо пятак
На дне шапки скучал.
Где его мать родная,
Где семья, где жена?
Из какого он края? –
Знала только война…

1 Ведущий.

О, если бы та гармошка умела рассказать! Наверное, поведала бы о том, как споют, бывало, бойцы песню-другую, а потом начнутся разговоры про солдатское житье-бытье, про жизнь довоенную, загадки и отгадки про то, как она, жизнь-то сложится дальше, после победы.

И все разговоры сходились к одному: все было у фашистов – и вооружение, и боеприпасы в достатке, и своего солдата кормили они неплохо… Да только победы у них так и не получилось.

Всю Великую Отечественную войну, от Ленинграда до Берлина, прошагала вместе с русским солдатом гармошка. Солдат на войне был уверен в Победе, потому что думал о грядущей встрече со своей гармонью так же, как о встрече с матерью, женой, любимой.

1 солдат.

Как будто с тобою сижу и пою я,
Ведь так на войне повелось,
Что все мы , солдаты, живем и воюем,
Чтоб легче любимым жилось!

А ты не письмом, так открыткой обрадуй,
Хорошей любовью храня.
Живи, сероглазая, всем на отраду,
А больше всего – для меня!

Каким в ней приветом меня приголубишь,
Ты все — озари, озари.
Ты как меня помнишь, ты как меня любишь,
Еще и еще повтори!

Ведь если и здесь без тоски и кручины
Мне песню сложить довелось,
То только по старым и веским причинам
Чтоб легче любимой жилось!

А.Прокофьев.

(Исполнение песни “Темная ночь” под гармонь).

2 Ведущий.

Гармонь…Русская гармонь. Сколько же миллионов судеб людских связано с тобой. Сколько же радости и печали шло с тобой неразрывно через долгие годы. Под твой чистый голос росли и воспитывались миллионы  русских людей, отдавших жизнь на войне против фашизма. И как же ты горевала, словно живая душа, когда теряла своего хозяина. И вот, кто-нибудь из товарищей прижмет к своей груди осиротевшую гармонь и в память об ушедшем хозяине сыграет его любимую…Дайте же и гармони выплакаться, поголосить, выплеснуть из груди щемящую грусть о верном друге.

Девушка в ситцевом платье (сжав руки на груди).

На миг очутиться бы рядом с тобою,
Чтоб всей своей силою, нежностью всей
Понять и услышать симфонию боя,
Последнюю музыку жизни твоей.

(Видеоисполнение песни “Давно мы дома не были”).

Ученик.

Протопав дальнюю дорожку,
Оттарабаня все деньки,
Принес солдат с войны гармошку
И набежали земляки.

У хромки раны, как награды,
У хромки планки, как бинты…
— Сыграй, сыграй, земляк, порадуй,
Ведь долго дома не был ты.

Молчит солдат, молчит солдатка,
К чему ненужные слова?
И слезы горькие украдкой
Солдатка прячет в рукава.

Стоит трехрядка на окошке,
Басы немеют в тишине…
Принес солдат с войны гармошку,
Оставив пальцы на войне.

Г. Силкин.

1 Ведущий.

И пришел день… День Победы! (Видеофрагмент со словами “Победа!” и салютом, солдаты бросают шапки о землю, обнимаются, кричат : “Ура!”). Сколько сердец дрогнет от одного только упоминания. В 1945 году гармонь взахлеб радовалась в этот день у поверженного рейхстага. Сколько гармонистов рванут в этот день “Славянку”.

2 Ведущий.

“Прощание славянки” — и какое русское сердце не вздрогнет при звуках этого пронзительно-величавого марша. Вот уже сколько десятков лет звучит эта волнующая и тревожная мелодия, написанная Василием Ивановичем Агапкиным в 1912 году, над нашей многострадальной Россией. Вокзалы, паровозные гудки, глухая поступь солдатских колонн… В сознании миллионов россиян этот марш связан с незабываемым героическим временем. Связан навсегда.

1 Ведущий.

На обложке самого первого издания марша – рисунок: молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы, отряд солдат, и надпись: “Посвящается всем славянским женщинам”.

(Звучание марша и песня “Как ты встретишь меня, любимая?”).

1 Ведущий.

И сегодня жива “Славянка”, и сегодня она востребована более, чем когда-либо. Ведь недаром на эту гениальную музыку пишутся все новые и новые слова. И сегодня “Славянка” уже с новыми текстами в исполнении нового поколения опять звучит над Россией.

(Исполнение школьным клубом “Гвардия” “Прощания славянки” на слова А.Мингалева).

Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные поля,
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.

Припев.

И снова в поход труба нас зовет,
Мы вновь встанем в строй.
И все пойдем на смертный бой.

Прощай, любовь моя, в бою не забуду тебя,
Прощай, родная, люблю тебя я,
Вернусь, обнимешь ты меня.
Встань за веру , Русская земля!

Ждет победы России святыня.
Отзовись, православная рать,
Где Илья твой и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина – мать.

Встань, Россия, из рабского плена,
Дух победы зовет, в бой пора.
Обними боевые знамена,
Пусть гремит в небесах клич; “Ура!”

Руководитель музея.

Русская гармонь – верная наша подруга и вечная спутница. Коль такая сила у русской гармони, сохраним ее нашим потомкам, продолжим жизнь великолепному русскому инструменту!

(Живое исполнение на гармони).