Год народных традиций в профессиональном училище художественных ремёсел

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


В самом названии нашего училища уже заложена близость к народным традициям (художественных ремёсел), но, в основном, училище занимается художественной обработкой древесины (резьба по дереву, художественное фанерование и маркетри, лозоплетение), поэтому остальным народным промыслам и традициям уделяется недостаточно внимания, но их значение не возможно переоценить. Именно поэтому мы решили весь учебный год сделать тематическим.

Цели проведения “Года народных традиций”:

  • Способствовать развитию у обучающихся навыков поиска и обобщения информации, коммуникативных способностей; умений работать индивидуально и в команде.
  • Способствовать развитию интереса обучающихся к истории, фольклору, народному искусству Урала и России в целом.
  • Изучение и возрождение художественных традиций.
  • Способствовать воспитанию патриотических чувств через изучение художественной культуры Урала и России.

Мероприятия, проводимые в рамках “Года народных традиций”:

  1. “Календарь народных традиций”. Каждая учебная группа оформляет у себя в классе стенд для “Календаря народных традиций (КНТ)”. Ежемесячно оформляется один лист “КНТ” соответственно месяцу. Календарь может содержать такие рубрики: народные праздники, религиозные праздники, народные приметы, именины, народная кухня, пословицы, поговорки, стихи и художественное оформление. Отдельные листы “КНТ” собираются в общий альбом или папку, в конце учебного года проводится выставка-конкурс, и подводятся итоги. Поскольку у нас система кабинетная, учащиеся перемещаются из кабинета в кабинет и могут ознакомиться с календарями других групп, сравнить их, узнать что-то новое, что-то интересное. Например, учащиеся гр.№Л9 (лозоплетение), изучающие основы информатики, решили “КНТ” оформлять при помощи ПК (см. Приложение1).
  2. Конкурс “Масленица”. В течение недели классные руководители проводят в группах тематические классные часы, посвящённые традиционному празднованию Масленицы на Руси. Затем в свободное время учащиеся самостоятельно или командой изготавливают куклу-Масленицу (руководствуясь традициями и требованиями конкурса) из природных материалов – трава, солома, лоза, кора, береста, засушенные листья и цветы. В конце марта проводится выставка-конкурс.
  3. Конкурс “Малая родина”. Обучающимся предлагается собрать информацию о своём родном населённом пункте (90% уч-ся в училище иногородние), оформить информацию в виде сочинения или творческого проекта, который необходимо сопроводить иллюстративным материалом. Так как училище наше имеет художественный уклон, то предпочтение отдаётся художественному фото и авторским зарисовкам. Отдельные работы учащихся группы собираются в общий групповой альбом или папку. Подведение итогов этого конкурса приурочивается ко “Дню открытых дверей” и открытию “Итоговой выставки (ИЗО, ДПИ, дизайн)”, которая традиционно проводится в училище с 25 апреля по 1 июля.
  4. Конкурс скворечников. Во время проведения тематической “Недели экологии” в марте проводится конкурс на изготовление скворечника. Тут ребята могут показать все свои профессиональные навыки и художественный вкус – сделать столярный домик, с резьбой, с пропильными кружевами, с плетёными или точёными элементами.
  5. Тематические классные часы. “Народные промыслы Урала”, “Беседы с мастерами-резчиками пос.Бобровского”, “Календари на Руси (зароастрийский, григорианский, друидов…)”, “Православные праздники”, “празднование Нового года разными народами, населяющими Урал” и т.д.
  6. Конкурс глиняной игрушки. Лепка окарин для “Проводов зимы”.
  7. Конкурс – выставка “Пасха красная!”. Роспись деревянных точёных яиц; изготовление пасхальных сувениров из дерева с элементами точения, резьбы, росписи, плетения из лозы.
  8. Тематическая “Неделя народных художественных промыслов” (НХП).

План тематической “Недели НХП”

Мероприятия Место проведения: Время проведения

1

Выставки народных промыслов и проведение экскурсий. Кабинеты НХП, композиции, выставочный зал. Всю неделю.

2

Просмотр видеофильмов о российских народных художественных промыслах. Кабинет композиции (или видеокласс). Всю неделю, 5-й парой.

3

Выставка тематической литературы по НХП. Библиотека училища. Весь январь.

4

Конкурс-кроссворд по НХП (какая группа быстрее отгадает). Задание выдаётся на открытии “Недели НХП”. Всю неделю.

5

“Ярмарка народных промыслов” – общее мероприятие. Актовый зал. Пятница.

сценарий

“ЯРМАРКИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ”

Ведущий:

Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки!
Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые –
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

– Видите, какие яркие красочные лотки на нашей ярмарке? К нам съехались умельцы со всей России, приехали людей посмотреть и себя показать, представить свой “товар лицом”; пусть каждая команда расскажет о своём художественном промысле – объявляем 1 конкурс.

1.Конкурс – “Представление”. Презентация команды, рассказ о промысле с показом изделий и иллюстраций (при рассказе можно пользоваться рефератом).

Ведущий: В России народных художественных промыслов великое множество, вот и мы познакомились с некоторыми из них. А теперь на нашей ярмарке следующее развлечение.

Как у наших у ворот
Собрался честной народ…
Прибаутками богаты
Деревенские ребята!
Слово меткое как раз
Достаёт “не в бровь, а в глаз”…
Слово бойко на селе –
Помогает в ремесле!

А теперь пусть умельцы покажут, знакомы ли они с устным творчеством русского народа – объявляется следующий конкурс.

2.Конкурс – “Литературно-фольклорный”. Участники выполняют задания, связанные с народными поговорками, крылатыми выражениями, афоризмами.

Ведущий:

“Гаснет умная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

– Наш конкурс посвящён жемчужинам русского языка: пословицам, поговоркам, фразеологизмам, крылатым выражениям, которые делают нашу жизнь яркой, образной, выразительной.

Задание № 1 “Найти пару”.

Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберёт свои три пословицы, поднимайте руку – я выдам вам жетон жеребьёвки, в этом же порядке команды будут озвучивать свои пословицы; получите пакеты с пословицами – время пошло!

Задание № 2 “Объяснить значение фразеологизмов, пришедших к нам из мифов, сказок, исторических событий”.

Получите карточки с фразеологизмами и порядковый номер выступления команды. Вам необходимо прочитать фразеологизм и объяснить его смысл публике.

Задание № 3 “Живая картинка”.

Командам нужно изобразить без слов, и не зачитывая зрителям, фразеологизм, который записан на карточке. Если зрители догадались, что изображают команды, с первого раза, то команда получает 5 очков, если не с первого – 3 очка; если не угадали, то – 0 очков.

(Сначала все группы выполняют первое задание, затем второе и третье в соответствии с жеребьёвкой).

Ведущий:

Ну, теперь, честной народ
На ярмарку, да в хоровод!
Зазывалы за прилавком
Предлагают свой товар,
Не скучай, сидя на лавке,
Покупай, и млад, и стар!

Начинаем наш следующий конкурс “Ярмарка” он состоит из двух частей: первая – представление товара каждой командой, вторая – распродажа. Ну, зазывалы, представляйте свой товар, а мы послушаем.

3.Конкурс – “Ярмарка” - конкурс зазывал.

Ведущий:

Постарались все купцы –
Просто чудо-продавцы!
А теперь скорей бегите,
Покупайте, что хотите,
Что вам больше нравится,
Молодцы, красавицы!

На нашей ярмарке есть своя валюта, эти условные единицы названы ПУХР-ми. Каждая команда получила по 15 ПУХР-ов. На один ПУХР вы можете купить одно изделие; нельзя покупать изделия своей команды; для покупки сувениров можно использовать ПУХР-ы, полученные в зрительских конкурсах; вы также можете обменять в нашем “Пункте обмена валюты” свои знания в области народных промыслов на дополнительные ПУХР-ы. А теперь все на ярмарку! Обмен валюты будет производиться во время распродажи товаров. Зрительские конкурсы проводятся между основными конкурсами, во время подведения итогов. Содержание зрительских конкурсов: ведущий показывает в зал репродукции изделий НХП; зрителям в первом конкурсе нужно ответить, к какому народному художественному промыслу принадлежит экспонируемое изделие; во втором конкурсе нужно ответить, какой вид художественной обработки материала применён в изображаемом изделии (например, дерево-резьба, керамика-литьё; металл-роспись; металл-ковка; папье-маше – роспись и т.п.).

Продолжение конкурса “Ярмарка” – распродажа.

Ведущий:

А теперь мы просим всех занять свои места в зрительном зале, а всех купцов сдать заработанные вами ПУХР-ы в жюри для подсчёта и подведения итогов всех конкурсов (собирает жетоны в пакетики с номерами групп).

Вот и подходит к концу наш праздник, сегодня мы чуть больше узнали о своей родине, о её художественной культуре; кто-то подготовился к этому празднику серьёзно, кто-то не очень, но возможно в следующий раз у всех всё получится ещё лучше.

Для тех, кто готовился долго и тщательно, хочется завершить наш праздник такой поговоркой – Кончил дело – гуляй смело!”.

А для остальных напутствием будут другие поговорки:

Есть терпенье – будет и уменье;

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства!

А теперь слово жюри (подведение итогов всех конкурсов, в том числе, и конкурса-кроссворда).

Пословицы и поговорки

“Найди пару” – 1 задание “Литературно-фольклорного конкурса”.

(так как у нас в училище 12 групп – каждой группе по 4 пословицы).

Не спеши языком – торопись делом.
Сам пропадай, а товарища выручай.
С кем поведёшься – от того и наберёшься.
Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза боятся, а руки делают.
Хочешь много знать – надо мало спать.
Красна птица пеньем, а человек уменьем.
Поспешишь – людей насмешишь
Ученье свет – а неученье тьма.
Без труда – не выловишь рыбку из пруда.
По одёжке встречают – по уму провожают.
Не сиди, сложа руки – так и не будет скуки.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
Как потопаешь – так и полопаешь.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Ремесло не коромысло – плеч не оттянет.
Ремесло пить-есть не просит, а добро с собой носит.
Сегодня гуляшки, да завтра гуляшки – останешься без рубашки.
Ремесло хлеба не просит – а само кормит.
Тот скоро разбогатеет – кто от труда потеет.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Делу время – потехе час.
Ученье – путь к уменью.
Терпение и труд – всё перетрут.
Один за всех – а все за одного.
Кончил дело – гуляй смело.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Под лежачий камень вода не течёт.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.
Один пашет, а семеро языками машут.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Что посеешь – то и пожнёшь.
Человек без ремесла – что птица без крыльев.
Что написано пером – не вырубишь топором.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Работает не топор, а руки.
Тунеядец в народе – что сорняк в огороде.
Кто любит труд – того люди чтут.
Взялся за дело – делай умело.
Привычка трудиться в жизни пригодится.
От работы не беги – своё имя береги.
Отдыхает тот по праву – поработал кто на славу.
Тот человек в почёте – чьи руки в работе.
Один у печи с плошкой, а семеро с ложкой.
Золотые руки – не боятся скуки.
Поработаешь на славу - и почёт тебе и слава.

Фразеологизмы для задания №2 “Объяснить значение”.

  • Кануть в лету.
  • Избушка на курьих ножках.
  • Авгиевы конюшни.
  • Уйти в объятия Морфея.
  • Сизифов труд.
  • Ахиллесова пята.
  • Лебединая песня.
  • Вавилонское столпотворение.
  • Прокрустово ложе.
  • Со щитом или на щите.
  • Беречь как зеницу ока.
  • Лезть на рожон.

Фразеологизмы для задания № 3 “Живая картинка”.

  • Намылить шею.
  • Два сапога – пара.
  • В трёх соснах заблудился.
  • Кот наплакал.
  • Водить за нос.
  • Считать ворон.
  • В одно ухо влетело, в другое – вылетело.
  • Связаны руки.
  • Засучив рукава.
  • Прикусить язык.
  • Хоть глаз выколи.
  • Заткнуть за пояс.

Часть мероприятий уже прошла и вызвала искренний интерес учащихся, а вот к “Ярмарке народных промыслов” вовсю идёт подготовка. Особенно сложным оказалось ребятам выбрать для себя сувенир для реализации на ярмарке, ведь он должен быть недорогим (иначе жалко отдавать “задаром”, лёгким в исполнении, при этом должен быть привлекательным и соответствовать промыслу, который выбрала группа (с идеями конечно же пришлось им помогать мне, как методисту, тем более что я несколько лет преподавала предмет “народные художественные промыслы”, а сейчас преподаю композицию, что тоже во многом помогает реализовать идеи, при этом выполнить все художественно грамотно). Вот несколько вариантов работ, которые задумали ребята в качестве сувениров:

№ группы

Название художественного промысла

Сувенир для реализации на “Ярмарке художественных промыслов”.

Л9 (лозо-плетение)

3 курс

Павлово-посадские шали и платки

Маленькие носовые платочки с росписью восковой пастелью, роспись закрепляется утюгом (т.к. воспроизвести печать в домашних условиях невозможно).

С1 (столяра)

1 курс

Туринский берестяной промысел

Изготовление круглого или квадратного брелка из бересты, с тиснением (при тиснении можно использовать любые подручные инструменты: шляпки гвоздей и саморезов, фигурные фрезы, торец ручек и карандашей, и т.д., и т.п.).

Р6 (резчики)

3 курс

Каслинское литьё

Вылепленный из солёного теста петушок – символ Нового года и окрашенный в чёрный цвет (имитация каслинского литья).

Р5 (резчики)

2 курс

Гжельская керамика

Ребята изучили несколько приёмов “кобальтовой росписи” – Гжельской розы, воспроизвели на круглых листах картона и вклеили в белые разовые тарелочки.

Р2 (резчики)

1 курс

Камнерезный уральский промысел

Пустые скорлупки от куриных яиц (выдутые белок и желток) закрепили клеем ПВА, затем нанесли краску по принципу “Мраморной бумаги”, такая технология даёт интересный эффект имитации каменной полированной поверхности.

И так далее. В каждой группе свой сувенир, свои новые технологии, свои открытия. А то ли ещё будет, когда откроется сама “Ярмарка”. Итоги “Года народных традиций” будут подведены на общем итоговом собрании, победившая группа и активные участники будут награждены ценными подарками.

Я надеюсь, что эта разработка поможет ещё кому-то провести подобное мероприятие.


Приложение 1.

Приложение 2.

РЕФЕРАТ на тему:

“ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ И ШАЛИ”

(Для участия в “Ярмарке народных промыслов”)

Выполнила учащаяся гр.№Л9 Шмелёва Анастасия.

Лучшим подарком женщине на Руси издавна был узорный платок. Прежде считалось, что чем тоньше рисунок и богаче цвет, тем красивее шаль или платок. Нынче отдаётся предпочтение яркости и декоративности, узор становится менее традиционным, появляются восточные мотивы, египетские, геометрические и абстрактные. А каков же традиционный рисунок Павловского платка или шали?

Распустившиеся крупные розы с бутонами в букетах и венках располагались в углах и по кайме, иногда в центре платка. Гибкие стебли с резными сочными листьями, россыпь мелких ярких цветков придавали узору особое очарование и прелесть. Работу Павловских мастеров узнавали по этому смелому пышному букету, по общему настроению лёгкости, праздника и особой внутренней свободы.

История

Издавна подмосковные сёла славились, искусными ткачами, резчиками по дереву, гончарами да набойщиками. Ткацким промыслом занимались многие жители села Павлова, и на осенней ярмарке шёл бойкий торг холстами, шёлковыми и шерстяными платками, кружевом. Но в 19веке мануфактуры вытеснили кустарное производство. В 1844 году разросшийся пос. Павлово получил статус города и стал именоваться Павловский Посад (иногда жители сокращали название до – Павлов-Посада).

Со второй половины 19 века на фабрике купцов Лабзина и Грязнова в Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии стали набивать узорные платки и шали. Следование народной традиции букетно-цветочного орнамента стало характерной чертой этого промысла.

Первые упоминания о предпринимательской деятельности крестьянина Семёна Лабзина относятся к 1812 году – это было небольшое шелкоткацкое заведение. Только к 1849 году фабрика купца Лабзина стала крупным поставщиком хлопчатобумажных тканей. Когда в 1860-х годах московские мануфактуры сократили производство набивных платков, набойка шерстяных шалей переходили на Павловское производство. Уже в 1865 году на выставке в Санкт-Петербурге Павловские платки получают серебряную медаль; затем бронзовая медаль на международной выставке в Париже в 1889 году; золотая медаль в 1896 году в Нижнем Новгороде.

После Октябрьской революции 1917 года, во время экономического кризиса в России Павловопосадская фабрика из-за нехватки сырья производила только хлопчатобумажные платки. В середине 1930-х годов вновь промысел возрождается. Метод набойки остаётся традиционный – ручной.

В 1960-70е годы ручное производство не успевало удовлетворять спрос на узорные шали; они пользовались огромной популярностью, как в России, так и за рубежом. В это время появились первые печатные машины (фотопечать).

Современное производство Павловопосадских шалей и платков разнообразилось выпуском не только шерстяных изделий, но и изделий из натурального шёлка; производится как ручная набойка рисунка, так и машинная.

Технология

Платки из высокосортной шерсти проклеивали для прочности специальным составом – шлихтой. Многоцветный узор печатали ручными набивными досками. Далеко за пределами губернии славились Павловские гравёры и резчики по дереву, изготовлявшие набивные доски (цветки) для платков и шалей. Сколько цветов и оттенков в рисунке платка, столько деревянных “цветок” резал мастер. “Цветку” склеивали из 3-х слоёв дерева: клёна, груши и ореха – по краям, а центр из прочной сосны или ели. Такая доска не коробилась от работы и не стиралась.

Стамесками выбирали глубоко дерево в тех местах, где не было рисунка – по принципу любой гравюры. Тонкие контуры и прорисовки орнамента наносили специальным металлическим штампом – манерой.

Красители первоначально были природные (вытяжки из растений, минеральные пигменты), но в последствии стали применять синтетические красители (ализарин, анилиновые краски), что позволило расширить цветовую гамму.

Труд мастера-набойщика требовал силы, выносливости, верности глазомера и точности руки. Для изготовления одного платка приходилось в один день пользоваться несколькими десятками набивных досок, строго соблюдая цветовую и изобразительную последовательность. Первыми набивали светлые тона, постепенно доходя до тёмных и чёрного. Завершающим аккордом становился контур, который закрывал места стыка красочных пятен и придавал узору чёткую ясность формы.

Нанеся один цвет на ткань, мастера вешали её для просушки, а на стол ложилась следующая заготовка. Просохший платок снова натягивали, и узор следующего цвета мерно настукивался (набивался) на предыдущий.

Особое внимание уделялось точности совпадения линий узора на различных досках. Для этого на их концах были расположены маленькие иголки, они позволяли фиксировать набивные формы с различными частями рисунка в нужных местах, не допуская смещения орнамента.

На протяжении всей истории существования Павловопосадского платочного промысла павловский платок жил как произведение народного искусства, сохраняя художественные традиции русских мастеров. Как каждое явление культуры, оно обусловлено конкретными историческими условиями, на определённых этапах промысел переживает взлёты и кризисы, но в том и состоит жизнеспособность истинно народного искусства, что оно неизбежно возрождается, вобрав в себя новое, современное звучание.

(Каждый реферат включает в себя большое количество иллюстративного материалы, который экспонируется во время представления реферата публике).