Тематический блок из 4 уроков "Моя любимая кошка". 2-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


1-й урок “Рисунок” - выполнение набросков кошки в разных позах.

2-й урок “Живопись” - рисование с натуры игрушечных кошек.

3-й урок “Композиция” - оформление для обложки детской книги С.Я.Маршака “Кошкин дом”.

4-й урок “Декоративно-прикладное искусство” - лепка кошки.

Цели:

  • Воспитание любви к изобразительному и народному искусству;
  • Развитие наблюдательности и зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.

Задачи:

  • Формировать умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение листа, размер изображения в листе в зависимости от замысла;
  • Способствовать развитию графических навыков для выразительной передачи настроения, чувств, эмоций;
  • Формировать навыки передачи цветом предметов с натуры;
  • Уметь пользоваться художественно-выразительными средствами живописи;
  • Развивать умение наблюдать и создавать в пластилине образ увиденного.

Оборудование:

Для учащихся: Лист бумаги, карандаши, кисти, тушь и перо, акварель, гуашь, баночка для воды, палитра, тряпочка, пластилин, стеки, дощечка для лепки.

Для учителя: игрушки, детские книжки с иллюстрациями В. Сутеева, фотография И.С. Ефимова “Кошка с шаром”, календари, открытки.

Рисунок

ХОД УРОКА

- Если чудная кошка живёт у вас дома, понаблюдайте за ней, за её пластикой, за пропорциями тела и выполните несколько зарисовок кошек в разных положениях, в технике графитного карандаша.

Вся мохнатенька,
Четыре лапки,
Сама усатенька,
Два яхонта под шапкой.

(Кошка)

- Что надо взять из этой загадки для изображения кошки или кота? (Мех, четыре лапки, сверкающие глаза).

- Что вы заметили, когда выполняли несколько натурных зарисовок графитным карандашом? (Кошку трудно зарисовать, она часто меняла свои позы: то играла, сидела, спала, ела и пила из своей тарелочки).

- Животные не склонны позировать даже в клетках зоопарка, звери всё время ходят, сидят или лежат, то беспрестанно меняют положение. А кто из вас знает поговорки, в которых выражается отношение к кошке?

Ученик: Кошка клубком – к морозу, в печку – к ненастью, вверх брюшком лежит – к теплу.

Кошка вылизывает шерстку к гостям.

- Фигура, стоящая или сидячая без движения, называется статичная. Основой искусства всегда была и есть живая натура. Вы изучили строение, движение, силуэт, мимику кошки или кота. На листе лёгкими касаниями карандаша, вы передали абсолютно верно схваченный и убедительный облик домашнего животного.

- Представьте, что вы художники – анималисты, которые делают зарисовки животных в разных техниках. Одну из зарисовок, которую вы выполнили в графитном карандаше (самостоятельно), изобразим кошку в технике тушь, перо.

Практическая работа

Задание 1. Изображаем пушистую поверхность штрихами, заменяем ими некоторые части контуров шеи, живота, хвоста и те места, где поверхность сильно изгибается.

Задание 2. А другую зарисовку в технике “тушь, кисть”.

- Мохнатенькую шерсть передаём силуэтом, а затем мелкими мазками. А в конце сделаем глазки и усы. Верно найденный “живой силуэт” сразу определяет характер образа. На кисть, в процессе проведения линии нужно нажимать по-разному, тщательно прорабатывать отдельные участки (шерсть), линии, менять её толщину, переходя от толстой в начале, к более тонкой, когда рука постепенно отрывается от плоскости, оставляет прозрачный след. См. рис. 1.

Живопись

ХОД УРОКА

- В изобразительном искусстве мы наблюдаем множество самых разных образов кошек.

- На территории Руси кошки появились относительно недавно и очень высоко ценились. До нашего времени дошёл документ XIII в. “Правосудье Митрополичье”, где сказано, что за хищение кошки назначался штраф 3 гривны (столько стоил вол). Обладать кошкой в то время могли только очень богатые люди. Но уже в XV - XVII веках кошки распространились и в неимущих слоях, они занимались своей любимой профессией – истреблением мышей и крыс.

- В V- VI столетиях кошка представлялась уродливой, злой, коварной и лицемерной. Грубыми выглядели кошачьи изображения и деревянные фигурки, олицетворявшие спутников ведьм и еретиков.

- Но после средневековья отношение художников к кошке сильно изменилось – Леонардо да Винчи написал “Деву с кошкой”, Дюрер изобразил её, лижущей ноги Евы.

- В XVIII веке кошка предстаёт в виде забавной игрушки кокетливых девушек, воплощения мягкости и женственности.

(Учащиеся на урок принесли свои любимые игрушки – кошки. Следует внимательно просмотреть все игрушки и отобрать для рисования наиболее выразительные по форме и цвету.)

- На листе тонированной бумаги изображаем две игрушки на выбор.

Практическая работа

1. Вначале отмечаем высоту фигуры, находим размеры основных частей, для чего всю высоту делим на три части примерно: для головы, туловища и лап. В обозначенных штрихами местах намечаем обобщённую форму туловища, головы, ноги и ушей.

2. Рисуем более точную характеристику формы этих частей, отмечаем и рисуем глаза, мордочку, хвост.

3. Затем смешиваем краски (гуашь), находим тёплые цвета. Покрываем цветом фигуру игрушки, а затем мелкие детали тонкой кистью. См. рис. 2.

Композиция

ХОД УРОКА

- Художественное изображение кошки менялось с течением времени. Где мы можем увидеть изображение кошек?

Ученик: Кошек изображают на открытках, календариках, на дневниках и т.д.

- На рубеже столетий кошку стали рисовать в виде милого животного. Процветает настоящий кошачий кич. Кошек изображают на конфетных коробках, украшают ими посуду, изображают на рекламных плакатах, в виде фарфоровых статуэток и др. Кошек изображают в мультфильмах. Назовите эти мультфильмы.

(Дети называют мультфильмы).

- Один из советских мультипликаторов был Владимир Сутеев – главный художник книг для малюток. Он оформил несколько книг К.Чуковского “Котауси и Мауси” и целый ряд весёлых книжек других авторов. Он сам придумывал сказки и рисовал к ним картинки. Одна из них: “Кто сказал мяу?” Сутеев написал эту сказку для самых маленьких – двух-трёхлетних детей. Щенок искал того, кто сказал “мяу”? Он спал и слышал, как кто-то рядом сказал “мяу”. Весь двор оббежал, всех животных расспросил. Но всё-таки нашёл котёнка, который сказал “мяу”. Персонажи его сказок несут детям добро и тепло человеческой души.

- Во все времена с кошкой было связано множество примет. Знаете ли вы приметы, связанные с кошкой?

(Дети называют приметы)

- До сих пор существует у нас обычай: чтобы в новом доме жилось хорошо, первой в новый дом хозяин должен впустить кошку. О новом доме и хозяйке кошке написал Самуил Яковлевич Маршак “Кошкин дом”. Маршак показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, а художник-иллюстратор оформляет детские книжки. Давайте мы сегодня будем художниками-иллюстраторами. Для обложки книги “Кошкин дом” мы нарисуем главных героев сказки. Назовите главных героев.

Практическая работа

Дети называют героев сказки. Несколько сюжетов сказки пересказывают учащиеся, а затем передают свои воображаемые сюжеты карандашом и гуашью, используя тёплые и холодные цвета. Девочки рисуют кошку с племянниками, а мальчики кота Василия с котятами. См. рис. 3, 4.

ДПИ

ХОД УРОКА

- С древнейших времён люди стремились запечатлеть окружающий их мир, передать в художественных образах свои мысли и чувства.

- Со времён почитания кошки в Египте до наших дней дошли многочисленные талисманы и статуэтки – символы священной кошки. В Египте много тысяч лет кошку стали почитать как священное животное, ловко уничтожающее крыс и мышей. Огромная статуя кошки, зрачки глаз которой могли расширяться или сужаться, как у настоящей кошки в зависимости от положения солнца и освещённости. Одновременно это были и часы – каждый час божественное животное выпускало фонтанчик воды.

- В греческой и римской культуре изображали кошек в мозаиках и фресках Помпейского периода.

- Любовь к животным находит отражение в пейзажной живописи, графике, а также в анималистическом искусстве. В первом десятилетии XX века появляются скульпторы, для которых анималистическая тема стала содержанием творчества. В.А. Ватагин и И.С. Ефимов – первые советские художники-скульпторы, показавшие нам, как безграничен и прекрасен мир животных. Каждый из них привносил в искусство изображения животного своё, индивидуальное. Каждую свою скульптуру художники начинали с рисунка, с блокнотом в руках изучали строение, движение, силуэт, мимику.

- Одна из работ Ефимова “Кошка с шаром” выполнена из фаянса. Скульптор построил эту композицию на моменте между покоем и стремительным движением. Ещё миг – кошка прыгнет, шар, застывший под её тяжестью, покатится… Шар выполняет роль постамента. Выразительная композиция всегда подсказана тонкими наблюдениями натуры. Вы дома понаблюдали за кошкой, за её пластикой, за пропорциями тела, выполнили несколько зарисовок кошек в разных положениях в технике графитного карандаша. Некоторые зарисовки кошек можно доработать в классе, но иные не трогать. И те, и другие часто продолжают свою жизнь в маленьком этюде в пластилине и уже через него – в законченной скульптуре.

- Пластилин достаточно мягок и пластичен. Мы выполним работу “Кошечка” в пластилине в небольшом размере. Необходимо иметь деревянные стеки, различные по форме. Выполнение скульптуры из мягких материалов (пластилин) называется лепкой. См. рис. 5.

Практическая работа

    1. Приступая к выполнению задания, надо положить на стол доску. На доску накладываем пластилин толщиной примерно в 1-2 см. Поверхность выравниваем. Этот пластилин будет служить основанием для кошечки – плинтом для работы.
    2. Работая, скульптор не режет, не высекает из пластилина, а лепит из него, то есть путем постепенного накладывания, наращивания материала, достигает необходимого объёма и формы своего произведения.
    3. В процессе лепки вы можете не только накладывать пластилин, но и срезать его стеком, если в этом есть необходимость, сверяясь со своей выбранной зарисовкой. Стеки применяем при окончании работы для проработки деталей в тех ситуациях, когда это невозможно сделать руками.

Работы учащихся над домашними животными, есть результат их творчества, который должен порадовать родителей, воспитателей, учителей на школьной выставке.