Цель урока:
- познакомить учащихся с загадкой, ее художественными особенностями, учить сочинять загадки;
- ознакомить учащихся с аппликацией - мозаикой, выполненной способом штамповки;
- воспитывать любовь к народному творчеству, развивать бережное отношение к животным, развивать зрительную память, наблюдательность;
- осуществлять межпредметные связи урока развития речи с уроками труда.
Оборудование:
1. Записи песен “Про ежа” и “Ёжик резиновый”;
2. иллюстрация “Бабушка – Загадка”; иллюстрация
“Ёжик”;
3. текст загадок на каждой парте;
4. заготовка “Ёжик” для художественного труда
(рисунок1).
Объект труда: аппликация-мозаика “Ёжик”.
Материалы: плотная бумага, акварельные краски, фломастеры, картофельные штампики.
Основные операции: штамповка, обведение по контору.
Инструменты и приспособления: клеенка, тряпочка для рук.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
III. Наблюдение над тем, что такое
загадка.
IV. Сочинение загадок.
V. Физкультминутка.
VI. Практическая работа.
VII. Подведение итогов. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Приветствие
- Здравствуйте, дети!
“Здравствуйте” - это значит, будьте здоровы. Я желаю здоровья вам и вашим близким.
2. Упражнение на дыхание.
- Чтобы все хорошо работали на уроке, мы с вами проведем упражнение на дыхание. Представьте, что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произнесли: чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
- Садитесь.
II. Речевая разминка.
- Прочитайте: (написано на доске)
Паровоз без колес.
Вот так чудо - паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
- Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?
- Прочитаем ее выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.
- Как мы прочитаем первую строчку? (С удивлением) Попробуйте, не забудьте сделать паузу после слова “паровоз”. Так мы усилим удивление.
- Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением). Прочитайте.
- Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном.). Прочитайте.
- И четвертую строчку? (Восхищаясь и удивляясь.) Прочитайте.
- Прочитаем всю загадку хором.
- Кто лучше прочитает?
III. Наблюдение над тем, что такое загадка.
- Сколько лет живут люди, столько лет и живут загадки. Давайте отправимся в гости к бабушке - Загадушке. У нее столько загадок! Попробуем отгадать несколько.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Растут в поле сестрички.
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Елка)
- Что мы сейчас отгадывали? (Загадки)
- Загадка... Вот какое толкование этого слова я нашла в Толковом словаре С.И. Ожегова: “Загадка - это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолкование”. Давайте подумаем над значением этого слова.
- Подберите родственные слова к слову "загадка". ( Загадывать, гадать, гадалка, отгадывать, отгадка).
- “Загадка”- то, что отгадывают. Подберите близкие по значению слова к слову “загадка”. (Тайна, секрет)
ВЫВОД.
- Загадка - это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.
- Давайте, внимательнее рассмотрим, как “устроена” загадка. Прочитайте загадки и отгадайте их. (У каждого ученика отпечатанный текст с загадками)
1)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
2)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
3)
Большой подсолнух в небе.
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет.
4)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
- В загадках описывается какой-нибудь предмет или явление: снег, репка, солнце, чайник и т.д.
- Коротко или подробно он описывается? (Коротко)
Но чтобы описание получилось таинственным, секретным, сам предмет не называется.
В загадках всегда присутствуют слова, которые называют признаки или свойства загадываемого предмета.
- Назовите такие слова в первой загадке.
Лежало одеяло
Мягкое, белое.
Солнце припекло.
Одеяло потекло.
- На что похожа загадка на стихотворение или рассказ? (Стихотворение)
- Что такое загадка?
IV. Сочинение загадок.
- Давайте попробуем сочинить загадку про ежика. (Показ картинки с изображением ежика).
- Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
- Какой он по форме?
- По цвету?
- Какая у него мордочка?
- Ножки?
- Чем покрыта его спинка?
- Какие у него повадки?
- Где он живет?
- Чем питается?
- Что он частенько носит на своей спине?
- Давайте выделим самые главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных?
(Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, часто сворачивается и становится круглым колючим шаром, недотрога, питается грибами, яблоками, часть которых носит на спинке).
- Нам нужно сравнить ежа с каким-то другим предметом, а в загадке употребить это сравнение.
- На что же похож ежик?
( На мешок с иголками, игольчатый мешок, на иголки на ножках, портного, игольницу, шар с иголками, клубок с иголками, словно ёлка, кактус, колючий клубок).
- Подберите слова, обозначающие действия ежа. (Катится, бежит, укатился, шуршит, семенит, фырчит, пыхтит, несет, свернулся, спрятался).
- Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа.
( Катится - прячется, комочек - клубочек, игольница- колется, иголки, бежит - шипит -шуршит, дорожке - на ножках)
Прослушивание записи песни “Про ежа”.
- Сочините свои загадки про ежика.
ЗАГАДКИ О ЕЖИКАХ
1. Словно елка,
Весь в иголках.
2. Шуршит в листве колючий комочек,
А как подойдешь, свернется в клубочек.
3. Серая игольница топает и колется
4. Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит.
5. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
6. Маленький колючий клубочек
По тропинке бежит,
В листве шуршит,
От обиды шипит.
7. Бегут по дорожке
Иголки на ножках
8. Колючий клубочек
По дорожке семенит,
Фырчит, пыхтит,
В руки брать не велит.
9. Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто подойдет,
Свернется в клубок -
Ни головы, ни ног.
V. Физкультминутка
Звучит песня "Ежик резиновый”.
Дети в это время готовятся к труду.
VI. Практическая работа.
1. Вводная беседа.
- В начале урока мы сочиняем загадки про ежика. А сейчас попробуем сделать аппликацию - мозаику "Ежик" штампиками, сделанными из картофеля. Работа эта очень интересная. Я надеюсь, она вам понравится.
2. Анализ предстоящей работы.
а) Показ работ, выполненных способом штамповки (Заяц, грибок, петушок, рыбка, ёжик);
б) Подготовка рабочего места.
- Для работы вам понадобятся 5 штампиков, краска черного, коричневого, желтого, красного, зеленого цветов, салфетка, баночка с водой
в) Объяснение выполнения работы.
- Перед вами лежит листок с изображением ёжика. Способом штамповки нужно закрасить ёжика. Сначала штампуем мелкие изображения: яблоко, листик, грибочек, мордочку, ножки, а затем остальную часть рисунка. На штампик накладываем нужную краску и печатаем аккуратно, не торопясь. Когда краска подсохнет, фломастером обводим по контуру изображение предметов.
3. Практическая работа детей.
В процессе работы учитель проводит индивидуальное инструктирование, помогая учащимся советами, как лучше выполнить работу.
VII. Подведение итогов. Домашнее задание.
Показ лучших работ.
- Понравился ли вам урок?
- Что мы делали?
- Чем понравился?
Уборка рабочих мест.
- Домашнее задание – сочинить загадку о первом вестнике весны – граче.