Контроль и обобщение знаний по краеведению на уроках природоведения

Разделы: Начальная школа


Контроль и обобщение знаний по краеведению на уроках природоведения

C самых первых дней пребывания в школе учащиеся познают окружающий мир и его закономерности, устанавливают взаимосвязи между элементами природы, решают учебные и практические задачи. Истинным патриотом родного края становишься тогда, когда знаешь его тайны, богатства, открываешь в нём неведомое. Основы этих знаний учащиеся получают на уроках природоведения, наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты природы своего края, делая самостоятельно выводы и заключения.

Важное значение в системе обучения имеет обобщение и проверка знаний учащихся на уроке. Для контроля и обеспечения прочности усвоения детьми материала по НРК на уроках природоведения по учебникам А.А. Плешакова в 3-4 классах использую вопросы и тестовые задания, которые отражают знания учащихся по краеведению. С этими заданиями провожу работу, комбинируя на уроке различные виды опроса: фронтальный и индивидуальный устный опрос, опрос по карточкам (письменно). При повторении и закреплении материала даю самостоятельные работы, провожу тестирование, викторины, организую интеллектуальные игры.

Вопросы и тестовые задания по природоведению с использованием НРК.

Тема 1: "Путешествие по карте Мурманской области"

1. Отметь знаком "+" явления природы, характерные только для Кольского края:

гололёд
листопад
полярная зима
мало солнечного света
прохладное лето
полярный день
белые ночи
прилёт перелётных птиц
птичьи базары
соседство с океаном
тёплое течение Гольфстрим
изморозь на деревьях

2. Какое название "лишнее"?

  • Кольский полуостров;
  • Крайний Север;
  • Кольский Север;
  • Заполярье;
  • Мурманск;
  • Мурманская область.

3. Все ли утверждения верны? (отметь знаком "+" правильный ответ).

а) Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе.
б) Кольский полуостров находится за Полярным кругом.
в) На Кольском полуострове расположена Мурманская область.
г) Берега Кольского полуострова омываются водами Балтийского моря.

4. Все ли утверждения верны? (отметь знаком "+" правильный ответ).

а) Берега Кольского полуострова омываются водами Баренцева и Белого морей.
б) В Баренцево море проникают тёплые воды: одна из ветвей Гольфстрима.
в) На севере Мурманская область граничит с Архангельской областью.
г) Горы нашей области носят название "тундр".

5. Перечисли города Мурманской области.

6. Какое название "лишнее"? Паз, Поной, Имандра, Кола, Тулома, Нива.

7. Какое название "лишнее"? Кола, Ковда, Умба, Поной, Волга, Тулома, Паз.

8. Какие названия рек Мурманской области соответствуют названиям населённых пунктов? Поной, Тулома, Паз, Воронья, Кола, Ковда, Умба.

9. Какое название "лишнее"? Имандра, Байкал, Умбозеро, Ловозеро, Колвицкое, Нотозеро, Канозеро, Ковдозеро

10. Кольский полуостров — озёрный край. На его территории свыше 100 тысяч озёр. Подчеркни одной чертой самое большое озеро нашего края, двумя — самое глубокое. Ловозеро, Имандра, Умбозеро, Колвицкое, Нотозеро, Канозеро, Ковдозеро, Енозеро.

11. Почему реки могут обмелеть? Найди "лишний" пункт.

  1. Засоряются и уничтожаются истоки рек.
  2. Много воды реки приносят в моря.
  3. Вырубка деревьев по берегам рек.
  4. Интенсивное испарение с поверхности.

Тема 2: "Формы земной поверхности и полезные ископаемые Мурманской области"

1. Подчеркни слова обозначающие формы земной поверхности, характерные только для Мурманской области.

холмы
озёра
морские террасы
моря
овраги
сопки
реки
горы
болота
тундры

2. Найди "лишнюю" пару.

  • глина — кирпич;
  • апатит — удобрение;
  • сталь — ножницы;
  • вода — стакан;
  • алюминий — самолёт.

3. Соедини стрелочками.

апатит
железная руда
нефть
песок
глина
гранит
кианит
памятники
кирпич
удобрение
алюминий
бензин
сталь
строительство

4. Какое название "лишнее"?

Апатит, железная руда, нефть, песок, каменный уголь, гранит, медно-никелевые руды, глина.

5. Какое название "лишнее"?

Торф, песок, кирпич, вермикулит, глина, апатит, мусковит, гранит.

6. Напиши название полезных ископаемых, которые добываются в нашем крае. Укажи их главные свойства.

7. Раздели на группы полезные ископаемые, найди "лишнее".

Нефть, вода, песок, природный газ, апатит, глина, гранит, вермикулит.

Твёрдые Жидкие Газообразные

8. Какое наименование имеют горы на Кольском полуострове?

9. Назовите горы Мурманской области (5-6 названий).

Тема 3: "Растения Мурманской области"

1. Составь рассказ о растении изображённом на иллюстрации по плану:

  1. Название растения.
  2. Дерево, кустарник, трава.
  3. Где растёт?
  4. Как называются плоды этого растения?
  5. Какое они имеют значение?
  6. Кто их распространяет?
  7. Какое значение имеет это растение?

2. Все ли перечисленные понятия являются условиями жизни растений нашего края? Найди "лишний" пункт.

Организмы, воздух, питательные вещества, поле, тепло, свет

3. Напиши плоды каких кустарников и растений человек употребляет в пищу?

4. Какое из утверждений неверное?

1. Деревья — это высокие растения.
2. Кустарники — это растения с несколькими древесными стволами.
3. Раннецветущие растения — это деревья, кустарники, которые цветут до развития листьев.
4. Травы и травянистые растения — это растения с зелёными и гибкими стеблями.
5. Хвойные растения — это деревья и кустарники, у которых листья в виде хвои.

5. Какое из утверждений неверное?

Растения в лесу располагаются ярусами, потому что

  • более взрослые деревья выше, чем молодые;
  • у больших растений больше корневая система;
  • одним растениям нужно больше света, а другим — меньше.

6. Пронумеруй растения в порядке смены ярусов (сверху вниз).

мох
сосна
черника
можжевельник
ель
лишайник
брусника
красная смородина

7. Какое название "лишнее" (растения Мурманской области)?

Берёза, осина, кедр, сосна, ель, рябина, можжевельник, голубика

8. Приведи примеры растений леса Мурманской области.

9. Приведи примеры растений тундры Мурманской области.

10. Приведи примеры животных леса Мурманской области.

11. Приведи примеры животных тундры Мурманской области.

12. Распредели растения по группам: жимолость, сосна, камнеломка, ель, осина, древовидная ива, иван-чай, ягель, карликовая берёза, полярная ива.

Тундра

Лес

13. Назови, где растут: карликовая берёза, камнеломка, ель, ягель, брусника, ива, ольха, осина.

14. Назови, где живут: медведь, гага, лемминг, северный олень, песец, лиса, росомаха, полярная сова.

15. Назови, где растут: полярная ива, черника, лишайники, рябина, осина, берёза извилистая, можжевельник, жимолость.

16. Назови, где живут: лось, белая куропатка, волк, куница, полёвка, белка, заяц, глухарь.

17. Распредели растения по группам: осока, черника, жимолость, кошачьи лапки, можжевельник, вороника, иван-чай, мать-и-мачеха, росянка, ива, брусника, подорожник.

Травянистые растения

Кустарники и кустарнички

18. Укажи знаком "+" растения, характерные для зоны тундры.

голубика

липа

морошка

дуб

пушица

осина

ягель

брусника

полярная ива

Какие общие особенности растений зоны тундры в Мурманской области?

19. Сравни растения тундры с растениями лесной полосы.

20. Назови хвойные растения Заполярья.

21. Назови ягодные кустарники Кольского края.

22. Перечисли названия тундровых растений.

23. Назови заповедники Мурманской области.

24. Отметь знаком "+" то, что вредно для природы:

1. разводить костры в лесу

2. сливать грязную воду в водоём

3. сажать деревья

4. подкармливать птиц

5. собирать букеты цветов

6. разорять птичьи гнёзда

7. не шуметь около птичьих гнёзд

8. не разбрасывать мусор

25. Отметь знаком "+" то, что полезно для природы:

9. разводить костры в лесу

10. сливать грязную воду в водоём

11. сажать деревья

12. подкармливать птиц

13. собирать букеты цветов

14. разорять птичьи гнёзда

15. не шуметь около птичьих гнёзд

16. не разбрасывать мусор

26. Помоги Красной Шапочке разложить грибы на две группы: белый гриб, подосиновик, мухомор, подберёзовик, лисичка, сыроежка, бледная поганка, опята.

Съедобные

Несъедобные

Тема 4: "Животные Мурманской области"

1. Каких птиц называют перелётными?

2. Назови пять видов перелётных птиц нашего края.

3. Составь рассказ о животном изображённом на иллюстрации по плану:

  1. Название.
  2. Опиши внешний вид: размеры, окраску, особенности клюва.
  3. Чем питается?
  4. Где живёт?
  5. Какое значение имеет в природе?
  6. Как необходимо к нему относиться?

4. Подчеркни названия тех птиц, которые на зиму улетают из нашего края: полярная крачка, дятел, тетерев, кукушка, глухарь, свиристель, рябчик, дрозд, клёст, куропатка, лебеди-кликуны, гуси, пуночки, полярная сова, гага.

5. Соедини стрелками название животного и зону его обитания.

лось
лиса
олень
лемминг
бурый медведь
куница
полярная сова
росомаха
заяц
тундра
лес
тайга
лесотундра

6. Укажи знаком "+" животных, типичных для зоны тундры:

кайра
морж
лемминг
гага
белка
хомяк
северный олень
лисиц
песец

7. Как приспособился северный олень к суровым условиям тундры?

8. Какое значение для жителей тундры имеет северный олень?

9. Объясните почему северный олень — ценное промысловое животное?

10. Каковы особенности животных тундры?

11. Расскажи о самой интересной птице нашего прибрежья.

12. Заполни таблицу:

Животные тундры

Занятия населения тундры

Народы тундры

13. Самое крупное животное нашего леса. Как его называют в природе?

14. Напиши названия различных птиц Мурманской области, чтобы буква С была общей.

15. В тундре зимой олени переселяются в более южные районы. За оленями следуют волки, за волками — песцы. Объясните, почему?

16. Подчеркни названия животных, которых разводят в нашей местности: коровы, сазаны, куры, кролики, песцы, лошади, олени, норки, пчёлы, гуси, овцы, свиньи.

Раздели этих животных на группы.

17. Напиши животных нашего леса.

Растительноядные

Хищные

Насекомоядные

Всеядные

18. Зачем нужно охранять животных?

Тестовые задания помогают осуществлять систематический контроль за успешностью освоения учащимися обязательного минимума содержания начального образования по НРК и принимать меры по устранению пробелов в знаниях школьников.

Каждому учащемуся, который заканчивает начальную школу, выдаются вопросы итогового контроля знаний по НРК под рубрикой «Проверь, как ты знаешь свой край». В данной статье приведены вопросы итогового контроля знаний, а также в скобках даны примерные ответы на них.

Вопросы итогового контроля знаний по НРК.

  1. Перечисли синонимы к названию нашего края (постарайся написать не менее трех названий) — (Кольский полуостров, Мурманская область, Заполярье, Кольский Север, Крайний Север).
  2. Перечисли заповедники, находящиеся на территории Мурманской области (постарайся написать не менее двух названий) — (1932г. учреждён Кандалакшский заповедник, 1930г.; основан Лапландский заповедник; 1992г. создан заповедник Пасвик. Это акватория реки Паз; Северный музей природы — это Полярно - альпийский ботанический сад — институт близь Кировска, в 120км от Полярного круга).
  3. Перечисли наиболее важные события в истории Мурманской области (постарайся перечислить не менее трёх событий) — (4октября 1916г. основан г. Мурманск, 1941—1945г. Великая Отечественная война, 1918г. строительство железной дороги, 1944г. учреждена медаль " За оборону Советского Заполярья". 6 мая 1985г. городу Мурманску присвоено звание "Город—герой").
  4. Перечисли традиции города Мурманска (постарайся написать не менее трёх) — (4 октября — Праздник города, январь — Праздник Солнца, март — Праздник Севера, июль — День рыбака, 24 мая — День славянской письменности).
  5. Перечисли основные географические и климатические особенности Мурманской области (постарайся написать не менее четырёх) — (Полярный день, полярная ночь, полярное сияние, мощное тёплое течение Гольфстрим, положение за Полярным кругом, высокая влажность, наличие ветров (зимой—западные, летом—северные и южные, ветер усугубляет температуру воздуха).
  6. Перечисли наиболее значимые памятники истории и культуры Мурманской области (постарайся написать не менее двух исторических и двух культурных памятников) — (Памятник жертвам интервенции в Мурманске 1927г. ; Мемориал рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1975г. Памятник воинам Шестой героической комсомольской батареи в Мурманске 1958г., Мемориал защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1974г. ; Памятник Анатолию Бредову в Мурманске. 1958г.; Благовещенская церковь в Коле; Памятник Кириллу и Мефодию в г. Мурманске; Свято-Вознесенский кафедральный собор в Мончегорске. 1997 Успенская церковь в Варзуге).
  7. Перечисли объекты живой природы, встречаемые в Мурманской области (постарайся написать не менее трёх примеров в каждой строке) — (Растения: полярная ива, карликовая берёза, ель сибирская, пушица, морошка, венерин башмачок, рябина Городкова. Животные: олень северный, ласка, росомаха, полярная сова, белая куропатка, филин, гагара полярная, бабочка махаон, рыбы (лосось благородный) Грибы: моховик зелёный, белый гриб, сыроежка, мухомор, волнушка, подберёзовик, подосиновик).
  8. Перечисли особенности декоративно—прикладного искусства коренных жителей Кольского Севера (постарайся написать не менее трёх) — (Цветовая гамма (цвета соответствующие временам года); геометрический орнамент; вышивают только бисером и для декорирования используют мех, а для фона красное сукно).
  9. Перечисли несколько произведений писателей Мурманской области (постарайся написать не менее трёх) — (Дранишников В. "Этих дней не смолкнет слава", Воронова О. Чахкли" Маслов В. "Зырянова бумага"Блинов Н. Третий класс купил колбас", Бажанов А." Белый олень", Морошковая поляна".Рассказы, стихи и сказки писателей Баренцева региона. Борис и Николай Блиновы "Повесть из Междурейсового").
  10. Допиши высказывание. Одомашнивание северных оленей было необходимо для того, чтобы…
  11. Напиши правила сохранения здоровья на Севере (постарайся назвать не менее трёх).
  12. Напиши каким цветом изображены на карте: Баренцево море;—Хибины; —озеро Имандра.
  13. Напиши рассказ о праздновании Дня славянской письменности, используя опорные слова и дату. 1986, Кирилл и Мефодий, Мурманск, большой праздник, памятник.

Таким образом, возможно через уроки природоведения прививать любовь к родной природе, Родине, Земле, как общему дому всего человечества, формировать внутренний мир ребёнка, воспитывать добрые чувства, трогательное отношение ко всему живому, развивать пространственное представление учащихся и их воображение.