Природная зона – степи. Может ли пингвин жить в степи?»
Цели:
- воспитательная: воспитание любви к природе;
- oбразовательная: повторить и закрепить с учащимися понятие «степь»;
- pазвивающая: развивать экологическую культуру детей, речь. Умение общаться во время дискуссии.
Oборудование: подборка литературы о природных зонах, карта природных зон России, иллюстрации животного и растительного мира степей, компьютер, телевизор, дискета с презентацией( 6 слайдов «Может ли пингвин жить в степи?».)
Подготовительная работа. Подготовить сценку с детьми.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие по зоне степей. А что бы нам было не скучно путешествовать, я предлагаю взять с нами пингвина. Я думаю, что ему очень понравится степь, и он с удовольствием поселится там. Правда, ребята?
3.Обобщение изученного.
Дети высказывают своё мнение. В основном все говорят, что пингвину там не место. Там слишком жарко.
Учитель: А вы знаете, что пингвины живут не только в Антарктиде?
Сообщение, заранее подготовленных учеников:
На Земле пингвины появились очень давно - 60 миллионов лет назад. Ныне на Земле обитает 15-18 видов пингвинов. Все пингвины живут колониями. Едят они рыб, моллюсков, ракообразных. Пьют морскую и пресную воду, глотают снег. В жарких странах пингвины встречаются на экваторе - это галапагосские пингвины, на побережье южной Африки селится очковый пингвин, на юге Австралии, на острове Тасмания и в Новой Зеландии живет самый крохотный из пингвинов – карликовый пингвин.
Учитель: Вот видите, ребята, оказывается некоторые пингвины совсем не боятся жары. Давайте расскажем нашему пингвину про степь. Может она ему понравится? Как вы считаете, что надо чтобы животное могло жить в данной природной зоне?
Дети: Животному должен подходить климат, почвы растительный и животный мир. Должна быть кормовая база для него.
Учитель демонстрирует 1 слайд, используя компьютер. Что же такое степь?
Дети: Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. ( Во время ответов детей, эта информация появляется на 2 слайде.)
Учитель: Где расположена зона степей?
Дети: На юге умеренного пояса. (1 человек показывает её на карте природных зон.)
Учитель: Что мы должны охарактеризовать, говоря о природной зоне?.
Дети: Климат, почвы. Растительный и животный мир.
Учитель: Какой климат в степи? Какое самое благоприятное время года в степи? Почему? А что можно сказать о почвах степей? ( По мере ответов детей, на 3 слайде появляется информация:
- климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи.
- самое благоприятное время года –весна.
- почвы глинозём, чернозём.)
Учитель: Степь да степь кругом .Так поётся в рукой народной песне. Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Раздолье для ветров. Какова особенность растительного мира степей?
Дети: Там встречаются в основном травянистые растения.
Учитель: А на какие группы можно разделить травянистые растения?
Дети: Растения в степи встречаются раннецветущие и засухоустойчивые, однолетние и многолетние. (Во время ответов детей на 4 слайде появляется эта информация.)
Учитель: Чтобы вспомнить растения степей, давайте с вами разгадаем кроссворд.
1т | |||||||||
и | |||||||||
п | |||||||||
ч | 2п | и | о | н | |||||
а | о | ||||||||
3к | о | в | ы | л | ь | ||||
ы | |||||||||
4т | ю | л | ь | п | а | н | |||
ь | |||||||||
Горизонталь:
2. Малиновый махровый цветок, взятый под охрану государства.
3. Трава- царь степей.
4. Любимое садовое растение. Появляется в степи весной.
Вертикаль:
1.Трава степи.
2. Самая горькая трава.
По мере разгадывания кроссворда дети делают сообщения.
Пион по своей красоте не уступает садовым пионам. Но встретить этот яркий цветок в степи – большая редкость. И виной всему человек. Сейчас пион взят под охрану.
Ковыль образует плотную кочковатую дернину. Его отмершие листья плотным ковром прикрывают землю. Это препятствует испарению воды, но мешает прорастать другим травам. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Когда ковыль цветет, степь похожа на серебристо-седое море. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые - сырьё для бумажной промышленности.
Тюльпаны появляются в степи весной. Для того чтобы выжить в условиях летней жары, растение имеет особое хранилище питательных веществ - луковицу.
Полынь. С помощью полыни русские крестьяне издавна боролись с тараканами и клопами. Орлы натаскивают к себе стебли полыни, чтобы вывести блох и клещей, а сорокопуты даже вьют себе гнезда целиком из её стеблей .
Учитель: А какие ещё растения степей вы знаете? Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Почему летом в степи так пахнет травами? Почему в степи мало деревьев?
Дети: В степи встречаются : ветреница, гусиный лук, iалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.
Появляется новый слайд.
Учитель: На какие группы делятся все животные? Назовите представителей животного мира степей.
Дети: Называют животных и рассказывают о них.
Учитель: А как животные приспособились к жаркому климату степи?
Дети: Они спят днем, бодрствуют вечером и ночью. Сайгак имеет горбоносую морду, которая позволяет свободно дышать на бегу. Грызуны роют норы, где прячутся в дневную жару.
Учитель: А как ещё животные приспособились к жизни в степи?
Дети: Они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму. В степи много грызунов, так как для них много пищи.
Учитель: Ребята приготовили нам сценку о жизни животных в степи.
Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга - тушканчик растениями питается, куропатка – насекомыми.
Тушканчик: Наконец-то орел улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?
Тушканчик: Я для того и быстро бегаю, чтоб меня никто не поймал. Да лучше не рисковать.
Куропатка: А кто у нас ещё в степи так же быстро бегает?
Тушканчик: Сайгак. А мыши, полевки и хомяки в норы прячутся.
Куропатка: Мало нам орлов, так ещё лисы с волками появились.
Тушканчик: И не говори. Хоть в другое место жить уходи. Надоело. Всё ковыль, да ковыль.
Куропатка: Ой, смотри дрофа бежит .Ноги длинные, летает кое-как.
Тушканчик: Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо. Вон кузнечик поскакал.
Куропатка: Это не кузнечик, кобылка. У кузнечиков усики длинные, а кобылок - короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, а кобылки - растениями.
Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.
Учитель: У меня на доске есть иллюстрации с животными степей. (Дрофа, манул, хомяк, степной орёл, медведь, заяц-русак.) А кто лишний? Почему? (Лишний медведь.) Давайте составим из них цепь питания, используя иллюстрации растений.
Дети восстанавливают цепь питания. Пшеница - хомяк - беркут. Злаки – заяц - волк.
Учитель: Почему волка называют санитаром? Почему степные птицы вьют гнезда на земле, ведь это так опасно? Что угрожает животному и растительному миру степей? Какие экологические проблемы степи? Выбери правильно экологические проблемы в зоне степей:
- Вырубка лесов.
- Незаконный отстрел животных. Охота на них.
- Не осталось целинных земель. Всё занято сельскохозяйственными угодьями.
- Скот выщипывает траву и вытаптывает её.
- Пожары.
- Загрязнение почв отходами. Устраивание незаконных свалок.
- Загрязнение рек сточными водами.
Дети: К сожалению, целинных земель в степи почти не осталось. Скот вытаптывает и выщипывает травы. Исчезает среда обитания, и тогда исчезают растения и животные.
Ведется охота на животных.
Учитель: А как можно решить эти проблемы? (Дети совещаются в парах.) Учитель заслушивает 2-3 пары.
Итог урока.
Учитель: Мы с вами многое рассказали нашему гостю о степи. А теперь, как вы думаете, захочет пингвин жить в степи? Подходят ли данные условия для него? К какой среде обитания привык пингвин?
Дети: Это птица водоплавающая. Она привыкла жить рядом с водой. В степи нет морей, поэтому он там жить не может. Он питается рыбой и умрет с голоду. Для пингвина в степи нет кормовой базы.
Ученик читает сообщение. Пингвины – одна из узкоспециализированных групп птиц. Почти всю жизнь они проводят в воде и приспособились к этой среде обитания. Они отлично плавают и развивают скорость до 40 км в час. Крылья пингвинов стали похожи на ласты млекопитающих, а все перья за исключением хвостовых – на длинные чешуйки. Лапы во время ныряния выполняют роль руля. Кости плотные и тяжёлые. Из-за этого удельный вес их тела значительно тяжелее, чем у других птиц. Это позволяет пингвинам нырять на глубину более 200 метров и оставаться под водой свыше 15 минут.
Учитель: Вы все правы .Действительно в природе всё гармонично. Это как бусы. Нельзя вырвать одну бусинку и на её место поставить совершенно другую. Такие бусы потеряют вид. Нельзя по нашему желанию взять одно животное и поселить его, куда нам захочется. Хотя иногда человек так делает.
Так к нам в Кольский залив был выпущен камчатский краб. Ученые хотели его оклиматизировать. Краб действительно прижился. Это хорошо. Но теперь он настолько размножился, что представляет угрозу для жизни рыб в нашем заливе, так как съедает криль, которым они питаются. В частности особо страдают мальки трески. Теперь мы видим новую экологическую проблему.
Переселенцы в Австралию никогда не думали, что безобидные кролики станут настоящим бедствием для континента. Они очень плодовиты. Теперь стоит проблема в их уничтожении.
Природа – это хрупкий взаимосвязанный организм. И нельзя в нем пытаться перестроить всё на свой лад. Вы вырастите и должны это помнить.
Посмотрите. У нас на выставке есть много книг, в которых вы можете почерпнуть информацию о степи.
Д/З Я предлагаю вам дома придумать свои вопросы для викторины о степи.
Если останется время, можно дать небольшой тест о степи.
Тест по теме «Зона степей.»
1. Выбери верное утверждение. Степь – это….
а) бескрайнее поле;
б) небольшая равнина, покрытая лесом;
в) бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.
2. Зона степей расположена:
а) в тропическом поясе;
б) арктическом поясе;
в) умеренном поясе.
3. Климат в степи:
а) жаркий и влажный;
б) жаркий и сухой;
в) холодный и сухой.
4. Почвы в степи:
а) глинозем;
б) подзолистые;
в) чернозём.
5. Растения в степи бывают:
а) раннецветущие;
б) многолетние;
в) влаголюбивые;
г)засухоустойчивые.
6. Напиши 3 названия растений степей:
__________________________________
7. Выбери только животных степей:
а) пингвин;
б) сайгак;
в) медведь;
г) дрофа;
д) кобылка;
е) тетерев;
ж) тушканчи.
8. Напиши экологические проблемы степей.
______________________________________
Список используемой литературы:
1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003.
2. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. Аванта плюс, Москва, Аванта плюс, 2004.
3. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя.- 2-е изд. доп.-, Москва, Просвещение, 1991.
4. Узорова О. В. Окружающий мир: 4 кл.: В 2 Ч.: Ч.2/О. В. Узорова, Нефедова Е. А. ,- М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003, С.93-94.