Развитие творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Существенные изменения, произошедшие в целевых установках общеобразовательной школы, ориентировали её на создание оптимальных условий для развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Творческая личность наиболее адаптирована к новым социально - экономическим условиям. Реформируются все сферы жизни, что требует полной отдачи всего творческого потенциала каждого человека. Поэтому педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей, для возникновения внутренней мотивации и устойчивого интереса учащихся к учению.

Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание социально-активной, творческой личности.

Нетрадиционный подход к обучению иностранного языка вообще, и в частности, к немецкому, даёт нам возможность избежать единообразия в преподавании, “будит” в детях творчество, фантазию, развивает навыки говорения, творческого письма, способствует развитию и повышению мотивации, познавательного интереса к предмету.

Аутентичные тексты немецкой художественной литературы являются реальной и продуктивной основой формирования креативного и критического мышления, развития фантазии, чувства языка. Они способствуют развитию всех видов речевой деятельности, особенно творческого письма.

Творческое письмо открывает учащимся и учителю возможность соединять друг с другом основные виды речевой деятельности. Особенно положительно письменные навыки влияют на навыки говорения.

Творческое письмо является средством выражения мыслей и чувств говорящего.

При работе с аутентичными текстами ученики обучаются, действуя. Что это значит?

  • Они могут по-своему интерпретировать смысл текста, книги, опираясь на свой собственный жизненный опыт, чувства, знания.
  • При работе с такими текстами существует столько интерпретаций, сколько есть читателей.
  • Продуктивно работая с текстом, ученики могут изменить его, задавать вопросы, фантазировать; самостоятельно попытаться что-то сказать по интересующей их теме, проблеме.
  • Ученикам доставляет удовольствие предвосхищать события, которые происходят в книге (тексте).
  • Учащиеся учатся выступать от имени различных героев, описывают события, высказывают свои мнения, т.е. активно включаются в процесс общения.

Теоретические положения можно хорошо проиллюстрировать на примере урока немецкого языка по теме “Мы - творческие читатели”. Учащимся предстоит самим выступить в роли авторов и рассказать о книге, содержание которой они не знают. На протяжении всего урока им предстоит прогнозировать события, придумывать название книге, сочинять стихи, высказывать своё мнение, много писать, работая в группах.

Необходимо отметить, что работа в группе стимулирует развитие творческих способностей учащихся, ведь в группе и те, кто реально придумывал какие-то идеи, и те, кто только соглашался, будут считать себя авторами. Как следствие, у каждого ученика будет расти уверенность в своих силах, развиваться коммуникативные способности, происходит адаптация личности внутри детского коллектива.

Данный урок был проведен с учащимися старшей ступени обучения немецкому языку в школе №43 г. Кирова, Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова, а также в школе № 1306 г. Москвы как конкурсный урок в номинации “Развитие творческих способностей учащихся” в рамках Всероссийского конкурса “Учитель года 2002”.

Апробация урока на учащихся разных школ показала, что данная методика работы с аутентичными текстами при выполнении творческих заданий позволяет:

  • повышать интерес к иностранному языку;
  • развивать творческие способности, воображение;
  • мотивировать умственную деятельность учащихся, связанную с выдвижением гипотез, поиском и принятием решения, анализом, обобщением;
  • вызывать эмоциональные переживания, нацеливая учеников на самостоятельный выбор путей, приемов, способов и средств решения проблемы в зависимости от их способностей;
  • активизировать лексико-грамматический минимум, повышая степень его тренировки и усвоения;
  • развивать умения письменной речи;
  • создавать благоприятный морально-психологический климат на уроке, доброжелательную атмосферу во взаимодействии преподавателя и учащихся.
  • осознать учащимся различия своей и чужой культуры.

Творить способен любой ребенок, только нужно создать для этого соответствующие благоприятные условия, заинтересовать своим предметом.

Цель урока: познакомить с книгой немецкого писателя Uwe Timm „Rennschwein Rudi Ruessel“ и развивать умения интерпретировать произведение немецкой художественной литературы

Задачи:

1. Способствовать развитию умений устной и письменной речи.
2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, креативного мышления, прогностических умений.
3. Содействовать приобщению учащихся к культуре немецкого народа через чтение произведения детской художественной литературы.
4. Стимулировать у учащихся интерес к чтению.

Класс: 9 ( 4 - 5 год обучения немецкому языку)

Оснащение:

  • карточки для деления на группы;
  • 2 плаката;
  • книга „Rennschwein Rudi Ruessel“ von Uwe Timm (Muenchen, 1999)
  • ассоциограмма с опорными словами о главном герое произведения;
  • начало истории (отдельные предложения);
  • 2 текста с пропущенными словами;
  • рисунок с обложки книги;
  • 2 анкеты на главных героев книги;
  • картинки для рефлексии

Ход урока

1. Начало урока.

Приветствие. Создание благоприятного климата на уроке. Комплименты учащимся.

Guten Tag, liebe Deutschfreunde! Wie geht es euch? Sind alle gesund und munter? Ist alles in Ordnung? Ich hoffe, dass ihr heute aktiv und fleissig arbeitet. Ich weiss, dass ihr kreativ, klug, initiativ, phantasievoll seid.

2. Введение в тему: фронтальная беседа учителя с учащимися по теме “Книги”.

Ich lese Crimis, Liebesromane, wenn ich Freizeit habe. Lest ihr auch gern?

Und was fuer Buecher lest ihr, meine lieben Lesefuechse?

Wo kann man lesen? Und wo lest ihr?

Wie kann man lesen? Wie lest ihr?

Mit wem kann man lesen? Mit wem lest ihr?

Учащиеся рассказывают, какие книги они читают, где, когда, как, с кем можно читать.

3. Постановка цели.

Ich habe heute ein interessantes Buch mitgebracht. Leider ist es unmoeglich, das ganze Buch in einer Stunde zu lesen. Aber man kann den Inhalt des Buches selbst ausdenken und interessant vor der Gruppe praesentieren. Viele Jugendliche interessieren sich fuer Computer. Wir schreiben heute 2 Web- Seiten fuers Internet, um das Interesse zum Lesen bei den Jugendlichen zu wecken. Das wird die Reklame dieses Buches sein.

Учитель предлагает учащимся самим попробовать выступить в роли авторов книги и представить краткое её содержание в форме двух страничек в Интернете.

4. Деление на группы.

Ihr arbeitet in Gruppen. Zieht die Kaertchen heraus, lest die Saetze und bildet 2 Gruppen.

Ученики тянут карточки со словами, из которых составляют предложения, и образуют группы.

5. Определение темы.

Diese Saetze nehmen wir als Thema heutiger Stunde.

На доску вывешиваются плакаты. Учитель спрашивает, что значит быть “творческими читателеми”?

Wie meint ihr, was bedeutet „kreative Leser“ zu sein?

Ответы учащихся: Das bedeutet

  • den Inhalt des Textes zu prognosieren
  • eigene Meinungen zu auЯern
  • zu phantasieren
  • viel zu vermuten
  • viele Buecher zu lesen

Das alles machen wir heute in der Stunde. Ihr werdet selbst Schriftsteller.

Ответив на данный вопрос, ученики тем самым определили, чем они будут заниматься на уроке.

6. Основной этап.

6.1. Работа с книгой.

а) Учитель показывает учащимся обложку книги, которая открыта наполовину.

Auf diesem Buchumschlag seht ihr ein Maedchen. Mit wem sitzt es? Wie meint ihr?

Предположения ребят с кем может сидеть девочка. Учитель открывает другую часть рисунка, чтобы ученики могли проверить свои догадки.

б)Wo spielt die Handlung in diesem Buch? In welchem Land ist das Schwein das Symbol des Gluecks? Ja, in Deutschland.

в) Краткий рассказ об авторе книги.

Uwe Timm – der deutsche Schriftsteller hat fuer dieses Buch den deutschen Jugendliteraturpreis erhalten. Es wurde einen Film zum Buch gedreht, der Kinohit war.

г) Wie kann das Buch heissen? Betitelt das Buch! Das wird die Adresse unserer Web – Seiten sein.

Учащиеся придумывают названия книге, которые становятся названиями электронных адресов в Интернете.

д) Учитель открывает название книги.

Das Buch von Uwe Timm heisst „Rennschwein Rudi Ruessel“.

Eure Titel sind auch gut, originell.

6.2. Активизация лексического материала.

Das Rennschwein Rudi Ruessel ist die Hauptperson. Was kann Rudi im Buch tun?

Учащиеся высказывают свои предположения о том, что может делать поросенок Руди.

Erweitern wir unsere Kenntnisse mit Hilfe des Assoziogramms. Diese Woerter helfen uns spaeter.

Учащиеся составляют предложения по опорам, ассоциограмма вывешивается на доску.

6.3. Как началась история с Руди?

Wie begann die Geschichte mit Rudi? Hier sind einige Saetze aus dem Buch. Ordnet bitte die Saetze zu, klebt sie und lest dann eure Versionen.

Учащимся предлагается составить начало истории из предложений, которые нужно разложить в логической последовательности, приклеить их на листок и представить всему классу.

6.4 Самые интересные моменты книги.

Учащиеся должны вставить в текст подходящие по смыслу слова и прочитать всему классу. Можно перевести на русский язык. Для каждой группы дается свой текст.

Ich schlage euch vor, interessante Momente aus dem Buch zu lesen. Aber zuerst muss man Luecken im Text ausfullen. Klebt passende Woerter in diese Luecken!

  1. Unser Vater sagte: “Rudi muss ein Maskottchen werden”
  2. Maskottchen, das sind _____

    Es gibt Sportvereine, die ___ zu jedem Spiel mitbringen. Schwein haben Bedeutung _____ Rudi werde _____ Er war bei den _____ sass beim _____, bobachtete die Spieler. Manchmal rannte Rudi im _____ zum Ball.

  3. …Klabautermann hatte den besten _____ und rannte. Rudi lief nicht so schnell, vielleicht dachte er an Gullinborsti. Ploetzlich wurde er _____ und rannte mit fliegenden _____. Rudi wurde _____ und bekam _____ von Egesdorf. Er sah wie ein _____ beim Staatsempfang aus.

6.5 Мы сочиняем стихи.

      Учащиеся пытаются написать в стихотворной форме, о чем думают поросенок Руди и его хозяйка Цуппи. Даны только последние слова четверостишия.

      Woran denken Rudi und Zuppi? Schreibt bitte ihre Gedanken in der Poesieform. Hier sind die Endwoerter. Was kann am Anfang stehen?

      Презентация стихов. Аплодисменты.

6.6 Объявления в газету от имени Руди и Цуппи. Они ищут друг друга.

      Schreibt die Steckbriefe ueber Ridi und Zuppi.
      Учащиеся заполняют анкеты и рассказывают о главных героях.

6.7 Как может закончится эта история?

Учащиеся придумывают конец истории, отвечая на вопросы, записывают и представляют в классе.

Wie kann diese Geschichte enden? Beantwortet die Fragen!

  • Was will Zuppi in der Zukunft werden?
  • Mit wem wohnt Rudi?
  • Wie geht es Rudis Freundin Gullinborsti?

6.8.Рекламный слоган для данной книги.

Придумайте яркий рекламный ролик для книги. Он может состоять из 2-3 предложений. Инсценируйте его и покажите всему классу.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

7.1. Wie sind unsere Web – Seiten? Wie meint ihr, werden die Jugendlichen dieses Buch lesen? Und ihr? Warum moechtet ihr das Buch ueber Rudi Ruessel lesen? Ist es interessant, ein Buch selbst zu schreiben?

Учащиеся оценивают свои странички и отвечают на вопрос, интересно ли самим писать книгу.

7. 2. Wie war die heutige Stunde fuer jeden? Waehlt ein Bild und sagt ein Paar Saetze dazu.

Каждый ученик выбирает картинку, которая соответствует его душевному состоянию, наиболее точно выражает впечатления от урока, и рассказывает, почему он её выбрал.

Lest die Buecher! Das Lesen macht Spass! Ihr seid wirklich kreative Leser!

8. Домашнее задание

Учащиеся сами могут выбрать домашнее задание по своему желанию, в соответствии со своими интересами и уровнем подготовки.

  1. Написать свою версию данной книги в форме книжки-малышки для юных читателей.
  2. Какие вопросы ты бы задал автору книги Уве Тимму?
  3. У тебя возникло желание прочитать эту книгу? Прочитай её и расскажи о ней своим друзьям?
  4. У тебя есть домашнее животное? Напиши и расскажи о нем.
  5. Что для тебя является талисманом, который приносит счастье? Напиши о нём.