Урок обучения грамоте. 1 класс (1—4). Тема: "Игры со словами"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Игры со словами».

Основной вопрос урока: Как можно играть со словами?

Проблемные вопросы урока:

  1. Названия каких овощей дали имена героям известных сказок?
  2. Какое значение имеют поговорки, в которых упоминаются овощи?
  3. Как собрать слово из букв?

Дидактические цели урока:

Формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения. Формировать мышление, навыки работы в группе.

Методические задачи урока:

  1. Научить приёмам работы со словом как самостоятельной единицей русского языка.
  2. Расширить представления детей о детской литературе.

Темы самостоятельного исследования:

  1. Объяснение значениё поговорок, в которых упоминаются овощи.
  2. Сбор загадок об овощах.
  3. Составление слова из предложенных букв.

Необходимый дидактический и организационный материал:

Для фронтальной работы:

  • зашифрованное название темы урока (увеличенный вариант);
  • картинки с изображением овощей (картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла).
  • слова – названия овощей и фруктов (увеличенный вариант);
  • игра «Лото» (увеличенный вариант);
  • кроссворд «Овощи».

Для индивидуальной работы:

  • карточки ( ! ?);
  • зашифрованное название темы урока;
  • слова – названия овощей;
  • круги красного, синего и зелёного цветов для составления звуковой схемы слов;
  • игра «Лото»;
  • карточки с загадками (приготовленные детьми заранее);

Планируемый результат:

  1. Совершенствование навыков чтения вслух.
  2. Соблюдение интонации конца предложения и интонации восклицательных предложений.
  3. Самостоятельное составление слов из предложенных букв.

Ход урока.

I. Формулирование обучающимися темы и цели урока.

Учитель. Несмотря на то, что за окном – почти зима, мы сегодня будем вспоминать лето и осень. А вот о чём пойдёт сегодня речь, вы узнаете, когда допишете буквы.

Учитель. Итак, сюжетная тема урока определена. Теперь подумаем над учебной задачей урока. Откройте Букварь на с.56, рассмотрите сегодняшнюю страницу. Как вы считаете, на какой вопрос отвечают задания этой страницы?

Дети. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Как играть со словами?»

II. Подготовительная работа.

Приступим к ответу на поставленный вами вопрос. За правильные ответы каждый из вас будет получать на уроке жетон. В конце урока мы определим победителей.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», а вы будьте готовы мне помогать. Для начала назовите предметы (показ картинок): картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла. Расставьте картинки рядом со словами (слова напечатаны на доске).

Чтение стихотворения:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:

Дети.

Картошку
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!

Учитель стирает слова до первой буквы.

Вот овощи спор завели на столе –
Что лучше, вкусней и нужней на Земле?

Учитель ставит ? напротив букв.

Дети читают.

К.?

К.?

М.?

Г.?

П. иль с.?

Ох!

Учитель.

Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:

Говорит учитель и одновременно стирает с доски все буквы.

Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу,
Ох!

Учитель.

Накрытые крышкою в душном горшке,
Кипели, кипели в крутом кипятке:

Дети восстанавливают по памяти.

Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!

Учитель.

И суп овощной оказался неплох!

Учитель. Как вы назовёте такую игру? («Прятки»).

А теперь вам предстоит отгадать кроссворд. Вы должны определить, что забыла купить хозяйка к обеду.

III. Словарная работа.

Учитель. К сегодняшнему уроку многие из вас приготовили загадки об овощах.

Конкурс загадок.

Отгадки победителей записываются на доске.

Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Бобы)

Рассеялась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка. (Капуста)

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (Репа)

Учитель. Какую игру вы предложите выполнить с этими словами?

Дети. Игра «Третий лишний». (Каждый ответ подтверждается условной записью на доске.)

  • «лишнее» слово «бобы»,т.к. слово во множественном числе;
  • «лишнее» слово «капуста», т.к. в этом слове три слога;
  • «лишнее» слово «репа», т.к. есть мягкий согласный звук, ударение падает на первый слог

IV. Физминутка.

Если произнесённое слово обозначает овощ или фрукт, дети выполняют наклон вперёд, в остальных случаях – назад.

Помидор, медведь, лиса, груша, абрикос, ёж, яблоко, огурец, заяц, морковь.

V. Работа с букварём.

1. Учитель. Овощи не только растут на грядках и варятся в борще, но и являются героями сказок. Каких? На этот вопрос мы ответим, когда выполним задания новой игры. (Дети обращаются к «Лото» и дают игре название).

Правила игры:

  • расположи карточки в нужные клетки на наборном полотне;
  • задания окрашены в разные цвета по мере возрастания сложности – зелёный (1 и 2 столбцы), жёлтый (3 столбец), красный (4 столбец);
  • выбери для себя меру сложности, начни с простого, попробуй справится с более сложным;
  • поработай с отрывком из сказки: исправь непунктированный текст.
Картинка

Название сказки (герой)

Отрывок из сказки

Автор

лук

Чипполино Людионибылихорошиедатольконевезлоимв
жизничтоподелаешь-гделуктамислёзы

Джанни Родари.

помидор

Синьор-Помидор Изкаретывылезтолстяконбылодетвовсё
зелёноеегокрасные
щёкиготовыбылилопнутькак
перезрелыйпомидор

Джанни Родари.

боб

«Петушок и бобовое зёрнышко» Перекинуласьсоломинкасбере
ганаберегпервымпобежалпонейуголёк
добежалдосерединыста
лоемустрашно

Ханс Кристиан Андерсен.

горох

«Принцесса на горошине» Жилоднаждыпринцпришлоемувремя
женитьсяонхотелвзятьсе
бевжёнынепременнопринцессу
самуюнастоящую

Ханс Кристиан Андерсен.

репа

«Репка» Посадилдедрепкувыросларепка
большая-пребольшаясталдед
репкуизземлитащитьтя
нетпотянетвытянутьнеможет

Народная сказка.

Выборочная проверка «Лото».

2.Физминутка. «Вершки-корешки».

Репа, огурец, помидор, свёкла, капуста, лук, морковь, картофель, перец.

3. Работа с текстом из букваря.

  • Жужжащее чтение;

Вопросы после чтения:

Какие предложения текста требуют к себе повышенного внимания? Прочитайте их.

Какие слова авторы посчитали трудными для чтения? Почему вы так считаете?

Какие трудные слова нашли вы?

  • Громкое чтение всего текста (анализ чтения – Что вам понравилось в чтении, а что нет? Кого бы вы хотели послушать?);
  • Образуйте новые слова. (налила, полила… - Какую закономерность заметили? Продолжите.

Вопросы викторины «Внимательный читатель»:

  1. Что было у дома?
  2. Что росло на огороде?
  3. В чём больше всего они нуждались?
  4. Куда Зина налила воды?
  5. Что случилось с бобами?

Что означают предложения «Бобы ожили. (Стали прежними.) Ай да Зина! (Молодец.)

Какие игры вы можете предложить с этим текстом? «Догонялки» (учитель начинает читать с любого места в тексте, дети, определив это место, продолжают чтение вместе с ним), «Прятки». (Учитель объявляет слово из текста, дети, начав читать сначала, находят его и поднимают руку.)

4. Работа с поговорками.

Учитель. Новую игру можно назвать «Объяснялки».

Объясните поговорки:

  • Лук от семи недуг. (Недуг – болезнь.)
    (Лук помогает от многих болезней.)
  • Проще пареной репы.
    (Так говорят о деле, которое не стоит особого труда.)

Дети обсуждают значение поговорок (каждой отдельно) в парах. В зависимости от того нашли они ответ или нет, поднимают знаки:

  • ! – готовы отвечать.
  • ? – нужен совет взрослого.

Учитель смотрит, каких знаков больше. В зависимости от этого решаем оставить поговорки на обсуждение дома или проговариваем значение в классе.

5.

Буквы-капли, падайте!
Грядки словами радуйте!

В какую игру будем играть? («Собиралки»)

Достаточно двух слов, букву в слове можно использовать один раз. (Год, дог, рог, рога, воз, враг, вода, рад …)

VI. Итог урока.

  • Как вы считаете, мы смогли ответить на вопрос: «Как играть со словами?»
  • В какие игры со словами вы сможете поиграть?
  • Подведение итогов (сколько жетонов собрал каждый, передвинуть имя в таблице успеха).
  • Что удалось на уроке?
  • Что не получилось, над чем нужно поработать?

Литература.

1. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. «Букварь». – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004.

2. Андрианова Т.М. Методические рекомендации по работе с букварём. – Москва: ЦОР 1, 2002.

3. Федина О.В. Весёлые кроссворды. – Москва: Айрис-пресс, 2001.