Цели урока распределяются по трем уровням:
- 1 уровень - уметь решать простейшие логарифмические уравнения, применяя определение логарифма, свойства логарифмов;
- 2 уровень - уметь решать логарифмические уравнения, выбирая самостоятельно способ решения;
- 3 уровень - уметь применять знания и умения в нестандартных ситуациях.
Учащимся выдаются печатные материалы с заданиями и оценочный лист.
Учебный элемент №1
Цель: закрепить решение простейших логарифмических уравнений.
Указания учителя. Вспомните определение логарифма и основные способы решения логарифмических уравнений. Для этого прочитайте текст на с.88-90 учебника “Алгебра и начала анализа 10-11” под редакцией Ш.А Алимова, Ю.М Колягина и др.
Задания для самостоятельной работы на 10 минут
1 вариант
а) log 3 t = 4
б) log 2 t = -6
в) log t 64 = 6
г) - log t 64 = 3
д) 2 log t + 3 = 0
2 вариант
а) log 2 t = 5 (1б)
б) log 5 t = -3 (1б)
в) log t 81 = 4 (1б)
г) - log t 625= 4 (2б)
д) 3 log t + 2 = 0 (2б)
Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу. Правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, если они у вас есть, проставьте количество набранных баллов себе в оценочный лист. Если вы набрали 5 баллов или больше, то переходите к следующему учебному элементу. Если же вы набрали меньшее количество баллов, то решайте задания другого варианта, аналогичные тем, в которых допустили ошибки.
Учебный элемент № 2
Цель: закрепить решение логарифмических уравнений, применяя свойства логарифмов.
Указания учителя. Вспомните основные свойства логарифмов. Для этого прочитайте текст учебника на с.92, 103-104.
Задания для самостоятельной работы на 10 минут
1 вариант
а) log 3 (2х - 1) = log 3 9
б) log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3)
в) log 2 х = - log 2 (6х - 1)
г) 4 + log (3-х) = log 3 (135-27х)
д) log (х - 2) + log 3 (х - 2) = 10
2 вариант
а) log 2 (х + 3) = log 2 16 (1б)
б) 2 log 5 (3-4х)-log 5 (2х +1)2 = 0 (2б)
в) log 3 (7х - 10) = log 3 х (2б)
г) log (х -1)+log
д) -log (х - 1)-log = -6 (3б)
Указания учителя. Список правильных ответов находится у учителя. Проверьте и оцените свою работу. Если вы набрали 7 баллов и более, то переходите к следующему учебному элементу. Если же вы набрали менее 7 баллов, то нужно прорешать уравнения другого варианта, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Проставьте набранные баллы в графу “корректирующие задания”.
Учебный элемент № 3
Цель: закрепить решение логарифмических уравнений методом сведения к квадратному.
Указания учителя: метод сведения к квадратному уравнению состоит в том, что нужно преобразовать уравнение к такому виду, чтобы некоторую логарифмическую функцию обозначить новой переменной, получив при этом квадратное уравнение относительно этой переменной.
Пример: Решите уравнение log 4 • log 4 х = 3
Решение:
log 4 • log 4 х = 3, ОДЗ: х>0
(log 4 х - log 4 2) • log 4 х = 3,
(log 4 х - ) • log 4 х = 3,
log24х - log 4 х = 3. Пусть log 4 х = у, тогда получим уравнение
у2 - у - 3 = 0, по тереме Виета найдем корни данного уравнения: у1 = 2; у2 = -.
log 4 х = 2 и log 4 х = - ; х1 = 16 и х2 =; х1 = 16, х2 = , х3 = - <0, не удовлетворяет ОДЗ.
Ответ: х1 = 16; х2 =
Задания для самостоятельной работы на 10 минут
1 вариант
а) 2log 23 х - 7 log 3 х + 3 = 0
б) lg 2 х - 3 lg х - 4 = 0
в) log 2 3 х - log 3 х - 3 = 2 lоg 2 3
2 вариант
а) log2 3 х - 3 log 3 х + 2 = 0 (1б)
б) lg 2 х - 2 lg х - 3 = 0 (1б)
в) 3log 2 8 х +2 log 8 х +2 = 0,5 lоg 0,53 (2б)
Указания учителя: Проверьте и оцените работу, правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, если они есть, поставьте количество баллов в оценочный лист. Если вы набрали 4 балла, то переходите к следующему учебному элементу, если же меньше, то прорешайте задания другого варианта, аналогичные тем, в которых ошибались.
Учебный элемент № 4
Цель: закрепить решение логарифмических уравнений, используя различные способы решения.
Задания для самостоятельной работы на 10 минут
1 вариант
а) lg (3х - 2)= 3 - lg 25
б) log 5 х + log 5 (х - 4) = 1
в) log 3 (3 - х)-log 3 (х +2) =2 log 3 2
2 вариант
а) log 5 (х - 10) = 2 + log 5 2 (2б)
б) log 2 х + log 2 (х - 3) = 2 (2б)
в) log0,1 (4-х)+log0,1 (1-2х) = 2 log0,1 3 (3б)
Указания учителя. Если вы набрали 6 баллов или более, то переходите к следующему элементу. Если же вы набрали менее 6 баллов, то прорешайте соответствующие задания другого варианта и проставьте заработанные баллы в оценочный лист учащегося.
Учебный элемент № 5
Вы прошли первый уровень усвоения материала. Теперь вам придется самостоятельно выбрать метод решения логарифмических уравнений, используя все свои знания и возможности.
Цель: закрепить решение логарифмических уравнений, выбрав самостоятельно рациональный способ решения.
Задания для самостоятельной работы на 15 минут
1 вариант
а) log 7 (х 2 - 2х + 1) = 2
б) log 2 3 х - log 3 х = 2
в) log 5 (х + 3)+log 0,2 (х +4) = log 2 5
2 вариант
а) log 6 (х 2 - 5х + 40) = 2 (1б)
б) log 23 х + 2 log 2 х = 3 (1б)
в) log 5 7 = log 7 х - log 7 (х+4) (2б)
Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, если они есть. Проставьте полученные баллы в оценочный лист. Если вы набрали 3 балла и более, то переходите к следующему учебному элементу. Если же вы набрали меньшее количество баллов, то решайте задания другого варианта, аналогичные тем, в которых вы ошиблись.
Учебный элемент № 6
Указания учителя. Молодцы! Вы освоили решение уравнений второго уровня сложности. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных и нестандартных ситуациях.
Задания для самостоятельного решения
а) log 9 (2 • 32х - 27) = х (2б)
б) -4 = log 0,5 (1 + 3х) + log 0,5 (х - 4) (2б)
в) log 5 (5 + 3х) = log 5 3 • log 3 (2х + 10) (2б)
г) 4 log 5 + log 25 х = 5 (2б)
д) log 2 х + log 5 х = 1 (1б)
е) 2 (log 3 х 2 - 3) • log 5 = 2 log 5 + log 3 (2б)
Указания учителя. Замечательно, если вы справились со всем заданием. Молодцы! Если же вы затрудняетесь, воспользуйтесь подсказками, данными ниже.
Подсказки
- Используя определение логарифма, представьте число в виде логарифма по определенному основанию.
- Вспомните свойство сложения логарифмов и примените его.
- Вспомните свойство перехода к новому основанию, и также используйте его.
- Не забудьте предварительно найти область допустимых значений для логарифмических функций.
Указания учителя. Проверьте и оцените свою работу. Исправьте ошибки, если они есть, подсчитайте количество баллов. Проставьте количество баллов в оценочный лист. Оценка за весь модуль зависит от числа набранных баллов по всем учебным элементам. Если , то вы получаете оценку “5”, при - оценка “4”, при - оценка “3”, при вы получаете оценку “2”.
Домашнее задание
- Если вы получили оценку “4” или “5”, то выполняете любое задание из дополнительных глав учебника с.323
- Если вы получили “3” или “2”, то выполняете №340, 343, 348(1,2), 350 из учебника Ш.А Алимова, Ю.М Колягина.