Открытый урок по трудовому обучению во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • изготовить лодку с парусом, работая в бригадах;
  • познакомить со свойствами материалов (могут плавать или тонуть в воде);
  • как человек использует энергию ветра и свойства воды);
  • углубить знания об истории парусного флота;
  • совершенствовать умения читать чертеж, работать по шаблонам, развивать конструкторское мышление;
  • воспитывать аккуратность, внимание, чувство товарищества.

Оборудование:

Чертеж, иллюстрации и рисунки, портрет Петра I, ножницы, цветная и белая бумага, клей, заготовки корпусов лодок и кораблей из дерева, гвозди, молотки, проволока, кубики, ткань, емкость с водой.

ХОД УРОКА

1. Организация класса на работу

2. Постановка темы и цели урока

3. Беседа

Отгадайте загадку:

Еду не путем, погоняю не кнутом,
А оглянусь назад: следу нету. (Корабль, лодка).

- Какая орфограмма в слове “корабль”? (C греческого языка).

- С чего же начался корабль?

С бревна. Повалил человек дерево, обрубил сучья, выдолбил ствол, сел и поплыл. Устал грести, придумал парус. Ну и на лодке далеко не уйдешь. Изобрели корабль.
Когда-то корабли плавали годами. Долго ждали моряков семьи.
На корме фрегата настоящий дворец: башенки, балкончики, медные фонарики. А как же не украшать его? Корабль - дом моряка; ушел в плавание, считай надолго.
Давным-давно, много лет назад, российский царь Петр I построил на берегах Невы город и назвал его Санкт-Петербургом. В 2003 году город отметил 300-летие.
Петр I был странным царем. Чтобы постичь корабельную науку, он поехал в Голландию и там нанялся работать плотником. Будущих штурманов и адмиралов Петр разослал учиться по всей Европе. И потом построил в России первый парусный корабль и назвал его “Полтава” (1712 г.).
В наши дни корабли обновились, стали более современными - это гигантские атомоходы, быстроходные теплоходы, современные боевые корабли (показать корабли и детскую авиамодель авианосца).

4. Проведение опыта

(Наглядно показать, что одни материалы и предметы плавают, а другие тонут, падают на дно сосуда с водой).

- Почему крышка плавает? (Большая площадь).

5. Подготовка рабочего места

Вспомните правила, которые помогут во время работы. (“Правила рабочего человека” и “Техника безопасности при работе с ножницами”). Проверьте правильность расположения инструментов и материалов на столе по таблице.

6. Анализ изделия

а) Сколько частей в этой поделке? Назовите их. Из какого материала изготовлена каждая часть? Как соединены между собой части?

б) Словарная работа. (На доске новые слова).

Корма - задняя часть судна. (Кормовой).

Нос - передняя часть судна.

Корпус - сама лодка.

Мачта - высокий столб для парусов на судне. (Мачтовый лес).

Борт - боковая стенка судна.

Парус - большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и приводящий в движение судно.

Рея - подвижный поперечный брус на мачтах судов.

Киль - продольный брус, проходящий по всей длине судна; служит для устойчивости корабля.

Это части плавающей модели.

Верфь - место постройки и ремонта судов.

Катамаран - судно, имеющее два корпуса, соединенных друг с другом общей палубой.

7. Чтение чертежа

Рисунок 1

- Что обозначает каждая линия на первой геометрической фигуре?

- Что показывают наклонные сплошные линии на прямоугольнике?

- Назвать размеры флажка. Как его удобнее вырезать?

- Для чего нужен шаблон?

8. Сборка модели

Верфь 1 работает с бумагой. Параллельно, с помощью учителя производится сборка корпуса лодки.

- Какую фигуру напоминает мачта? (Трубочку).

- Как ее получить?

- Как укрепить мачту на лодке?

-Сколько лучше сделать надрезов? (3) Почему?

- Что за линии на парусе?

- Как сделать вырезы на парусе?

- По какой стороне ведем разметку?

- Как прикрепить к мачте флажок? (С помощью клея).

- Как убрать лишний клей?

Верфь 2 работает с разным материалом (дерево, ткань, проволока, гвозди, клей, молоток).

Варианты моделей и порядок сборки

(Каждый ученик творчески подходит к своей модели, проявляя фантазию и выбирая на свое усмотрение детали лодки или корабля).

9. Итог урока

а) Испытание. (Опробовать лодки на воде, отрегулировать ход: нос и корма не должны задираться или зарываться в воду, борта не должны крениться. Использовать водоотталкивающее свойство маслянистых веществ в работе: промазать бумажную лодочку вазелином, чтобы она не промокла. Отрегулировать ход лодок и корабликов из дерева. Обратить внимание на правильное расположение киля).

- В чем преимущество лодок из дерева перед лодками из бумаги?

б) Что вы узнали на уроке и чему научились?

в) Оценка работ и демонстрация лучших моделей.