Цели:
- изготовить лодку с парусом, работая в бригадах;
- познакомить со свойствами материалов (могут плавать или тонуть в воде);
- как человек использует энергию ветра и свойства воды);
- углубить знания об истории парусного флота;
- совершенствовать умения читать чертеж, работать по шаблонам, развивать конструкторское мышление;
- воспитывать аккуратность, внимание, чувство товарищества.
Оборудование:
Чертеж, иллюстрации и рисунки, портрет Петра I, ножницы, цветная и белая бумага, клей, заготовки корпусов лодок и кораблей из дерева, гвозди, молотки, проволока, кубики, ткань, емкость с водой.
ХОД УРОКА
1. Организация класса на работу
2. Постановка темы и цели урока
3. Беседа
Отгадайте загадку:
Еду не путем, погоняю не кнутом,
А оглянусь назад: следу нету. (Корабль, лодка).
- Какая орфограмма в слове “корабль”? (C греческого языка).
- С чего же начался корабль?
С бревна. Повалил человек дерево, обрубил сучья,
выдолбил ствол, сел и поплыл. Устал грести,
придумал парус. Ну и на лодке далеко не уйдешь.
Изобрели корабль.
Когда-то корабли плавали годами. Долго ждали
моряков семьи.
На корме фрегата настоящий дворец: башенки,
балкончики, медные фонарики. А как же не украшать
его? Корабль - дом моряка; ушел в плавание, считай
надолго.
Давным-давно, много лет назад, российский царь
Петр I построил на берегах Невы город и назвал его
Санкт-Петербургом. В 2003 году город отметил
300-летие.
Петр I был странным царем. Чтобы постичь
корабельную науку, он поехал в Голландию и там
нанялся работать плотником. Будущих штурманов и
адмиралов Петр разослал учиться по всей Европе. И
потом построил в России первый парусный корабль
и назвал его “Полтава” (1712 г.).
В наши дни корабли обновились, стали более
современными - это гигантские атомоходы,
быстроходные теплоходы, современные боевые
корабли (показать корабли и детскую авиамодель
авианосца).
4. Проведение опыта
(Наглядно показать, что одни материалы и предметы плавают, а другие тонут, падают на дно сосуда с водой).
- Почему крышка плавает? (Большая площадь).
5. Подготовка рабочего места
Вспомните правила, которые помогут во время работы. (“Правила рабочего человека” и “Техника безопасности при работе с ножницами”). Проверьте правильность расположения инструментов и материалов на столе по таблице.
6. Анализ изделия
а) Сколько частей в этой поделке? Назовите их. Из какого материала изготовлена каждая часть? Как соединены между собой части?
б) Словарная работа. (На доске новые слова).
Корма - задняя часть судна. (Кормовой).
Нос - передняя часть судна.
Корпус - сама лодка.
Мачта - высокий столб для парусов на судне. (Мачтовый лес).
Борт - боковая стенка судна.
Парус - большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и приводящий в движение судно.
Рея - подвижный поперечный брус на мачтах судов.
Киль - продольный брус, проходящий по всей длине судна; служит для устойчивости корабля.
Это части плавающей модели.
Верфь - место постройки и ремонта судов.
Катамаран - судно, имеющее два корпуса, соединенных друг с другом общей палубой.
7. Чтение чертежа
- Что обозначает каждая линия на первой геометрической фигуре?
- Что показывают наклонные сплошные линии на прямоугольнике?
- Назвать размеры флажка. Как его удобнее вырезать?
- Для чего нужен шаблон?
8. Сборка модели
Верфь 1 работает с бумагой. Параллельно, с помощью учителя производится сборка корпуса лодки.
- Какую фигуру напоминает мачта? (Трубочку).
- Как ее получить?
- Как укрепить мачту на лодке?
-Сколько лучше сделать надрезов? (3) Почему?
- Что за линии на парусе?
- Как сделать вырезы на парусе?
- По какой стороне ведем разметку?
- Как прикрепить к мачте флажок? (С помощью клея).
- Как убрать лишний клей?
Верфь 2 работает с разным материалом (дерево, ткань, проволока, гвозди, клей, молоток).
(Каждый ученик творчески подходит к своей модели, проявляя фантазию и выбирая на свое усмотрение детали лодки или корабля).
9. Итог урока
а) Испытание. (Опробовать лодки на воде, отрегулировать ход: нос и корма не должны задираться или зарываться в воду, борта не должны крениться. Использовать водоотталкивающее свойство маслянистых веществ в работе: промазать бумажную лодочку вазелином, чтобы она не промокла. Отрегулировать ход лодок и корабликов из дерева. Обратить внимание на правильное расположение киля).
- В чем преимущество лодок из дерева перед лодками из бумаги?
б) Что вы узнали на уроке и чему научились?
в) Оценка работ и демонстрация лучших моделей.