Цели урока:
- познакомить с мягким согласным звуком ч, с прописными буквами Чч;
- распознавать в словах новый звук;
- развивать орфографическую зоркость;
- учить работать с текстом;
- способствовать развитию творческого воображения, внимания, наблюдательности;
- воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, интерес к предмету.
Оборудование:
- фланелеграф-елочка,
- элементы букв для конструирования,
- магнитная доска,
- магнитофон,
- схемы,
- слоговые карточки,
- образцы печатных и прописных букв Чч.
ХОД УРОКА
Рефлексия.
Создаем хорошее настроение: "Улыбнитесь!", "Скажем добрые слова друг другу!".
Составим "Азбуку хороших слов": вспомните добрые, хорошие слова на букву "У" (умный, умелый, успешный, уверенный, уважаемый, увлеченный, удалой и др.).
Выполняем упражнение мозговой гимнастики "Качания головой" (улучшает мыслительную деятельность, чтение).
Повторение.
На доске буквы: Ж Ш Щ.
- Назовите звуки, которые на письме обозначаются этими буквами.
- Чем сходны эти звуки? Чем различаются?
- Звуки Ж, Ш всегда твердые, они верны своей твердости перед любыми гласными. Докажите.
- Почему в слогах ЖИ - ШИ пишется И ?
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, откроем секреты этой буквы. Вы должны быть очень внимательными, т.к. в течение урока прозвучат вопросы, на которые вы должны ответить.
Прежде, чем отправиться в это путешествие, нужно 3 раза повторить скоровогорку:
ЧЕТЫРЕ МАЛЬЧИКА ЧЕРТИЛИ ЧЕРНЫМИ ЧЕРНИЛАМИ ЧЕРТЕЖ.
Какой одинаковый звук в словах скороговорки? Произнесем его.
Охарактеризуйте его. (Согласный, глухой, шипящий).
Игра "Хоккей". Руки ставим на локоточки. Это ворота. Я буду говорить слова. Если они начинаются звуком Ч, вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить шайбу. Шайба – это слово, которое начинается на другой звук. Тогда вы захлопываете ворота.
Чудо, щекотать, шапка, честный, щетка, чайка, чижик, щенок, чайник, чучело.
Совсем немного времени осталось до самого веселого радостного праздника - Нового года. Кто из вас покупал елочные игрушки? Сейчас мы с вами украсим елочку игрушками, которые лежат на столе. Будьте внимательны, т.к. нужно повесить только те игрушки, в названии которых есть новый звук и определить место звука в слове.
(На столе вырезанные из бумаги игрушки: чебурашка, фонарики, звездочка, мячик, мишка, зайчик, бабочка, петушок, часики, черепаха.)
Как произносится новый звук в этих словах?
Пальчиковая гимнастика.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показ букв Чч.
На что похожи буквы?
Печатание букв в тетради.
Загадка.
Идут, идут, а с места не сойдут. (Часы)
- Какие бывают часы?
- Какой формы часы у вас дома?
- А что вы видите в тетради? (Круг)
- Превратите круг в красивые часы. (Дети рисуют и раскрашивают в тетради.)
- Посмотрите, какие часы получились у вас. (Показываю работы детей.)
Составление схемы слова "часы".
(У доски 1 ученик анализирует и составляет схему слова с помощью фишек.)
- Подберите родственные слова к слову "часы".
- В тетради составьте схему слова "часики". (Один ученик работает у магнитной доски.)
Игра "Доскажи словечко"
Ча-ча-ча - горит в комнате… (свеча).
Чу-чу-чу - молоточком я … (стучу).
Чи-чи-чм - на дубу … (грачи).
Ач-ач-ач - к больному пришел … (врач).
Юч-юч-юч - потеряли … (ключ).
Оч-оч-оч - наступила … (ночь).
ФИЗМИНУТКА.
Положили головы на парты. Закрыли глаза. У всех хорошее настроение, никаких забот и волнений. Мы отдыхаем. Сейчас мы в густом тропическом лесу. В этом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его… . Угадайте сами. Однажды…
(Читаю отрывок из книги Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья".)
Мы возвращаемся из леса. Ласковый лучик бодрости пронизывает каждого из нас - это солнышко улыбается. Открыли глазки, улыбнулись друг другу. Мы опять на уроке. Как звали нашего зверька? Чебурашка поможет нам познакомиться с письменными буквами Чч.
Показ и письмо букв Чч.
Из каких элементов состоит строчная буква ч? Какой элемент знаком?
(Конструирую букву ч на доске, а дети составляют букву из ниток на бархатной бумаге.)
Письмо буквы ч.
- А для чего нужна заглавная буква? С какой буквой схожа? Какое отличие?
- Напишем носом и подбородком прописную букву Ч. Делаем это с максимальным поворотом головы. А теперь работаем в тетради.
Письмо заглавной буквы Ч и в соединении Чч.
ФИЗМИНУТКА.
Под музыку исполняем песню "Вместе весело шагать по просторам" с движениями.
- Назовите слова из песенки, в которых встречается новый звук.
Подружим новую букву с гласными. ча чи чу че
- Прочитаем хором. (Закрываю слоги) Сколько слогов прочитали? В каком порядке?
- Как произносится звук ч в слогах ЧА, ЧУ? А какие гласные стоят? Почему?
(Ю и Я обозначают мягкость согласных. А для чего обозначать мягкость звука Ч, если он всегда мягкий).
Печатание слогов в тетради.
- Дополните слоги до целого слова.
- Прочитайте слияния, запишите их письменными буквами в тетради. Ча ач чу уч чи ич че еч
- Какое соединение в обратных слогах? (Показ соединений.)
На доске (печатными буквами):
висят, стене, часы, на
восемь, уже, часов
Прочитайте. Составьте предложения. Запишем их. (Комментируют 2 ученика.)
Упражнение мозговой гимнастики "Перекрестные движения".
Работа с учебником стр. 82.
а) Прочитайте слова в столбиках.
- Прочитайте слово, которое употребили во множественном числе. Сколько слогов в слове?
- Прочитайте слова, которые стоят в единственном числе.
- Как зовут мальчика, который учится в школе? (Ученик.)
- Написание этого слова надо запомнить (на карточке это слово).
- Прочитаем хором. Запишите слово. Составьте предложение с этим словом по схеме: ___ ___ _ ___.
- Ученик идет в школу. (Запись с комментированием).
ФИЗМИНУТКА.
б) Чтение текста «Уроки» (жужжащее чтение).
в) Чтение «по цепочке».
г) Чтение текста одним учеником и беседа.
- Сколько уроков было у детей?
- Чем они занимались на уроке математики?
- А на уроке чтения?
Домашнее задание: подготовить рассказ о нашем сегодняшнем уроке.
Прочитайте предложения из текста, в которых есть слова с новым звуком. Какие слова читали дети? Река – речка, рука – ручка.
По данному образцу образуйте новые слова: сестра - …, туча - …
Прочитайте в тетради: туча – тучка, рука – ручка.
Как получили слово «ручка»?
Изменилось ли значение слова? Как?
Кто догадался, какая часть в слове показывает, что предмет маленький?
Какие значения имеет слово «ручка»?
Что мы уже знаем о звуке Ч?
Запомните! В сочетаниях ЧК,ЧН Ь знак не пишется.
Хотите услышать новый звук в своих именах? Назовите ласково своего соседа по парте. (Женечка, Анечка, Олечка, Верочка и т.д.) Какое новое правило нужно знать при письме этих имен?
А часто ли вы так обращаетесь друг к другу?
Итог урока.
Что понравилось на уроке? Сегодня нет на уроке Димы. Что бы вы рассказали ему о сегодняшнем уроке? Молодцы. Спасибо за урок.