Урок риторики по теме: "Слово: веселит, огорчает, утешает"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели и задачи урока:

  • формировать умения объяснять и доказывать,
  • познакомить учащихся с особенностями вежливого общения,
  • показать, что сказанное слово может веселить, огорчать, утешать.

Оборудование: учебник “Детская риторика” Т.А. Ладыженской., сценические костюмы, карточки со словами и пословицами.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о значении слова для человека.

2.Проверка домашнего задания.

-Что такое рифмы?
-Кто прочтет свои рифмы, придуманные дома?

Дети зачитывают придуманные ими рифмы, такие как:

Папа ушел в кино,
А я выносил ведро.

Мама любит мыть,
Я люблю мылить.

3. Упражнения для мышц и мимики лица.

  1. Пусть прожужжит пчела (ж-ж).
  2. Пусть прозвенит комар (з-з).
  3. Мимика лица (изобразите радость, грусть, смех).
  4. Упражнение для дыхания (задуем свечу).

4. Говори правильно.

Хоровое и индивидуальное проговаривание скороговорок.

Идет Козел с Козой, а Коза идет с косой (проговаривает каждый).

Разучивание новой скороговорки.

Вымыли мишки миску для мишки (работа в парах).

5. Постановка цели урока.

- Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Проверим, так ли это.

6. Анализ речевых ситуаций.

  1. –Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете? Конечно, это клоуны. Они самые веселые люди. А вы знаете, что в старину клоунов называли скоморохами. К нам на урок пришел в гости Петрушка.
  2. Выбегает Петрушка и рассказывает стихотворение.

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки
    Лают ворота.
    Выхватил телегу
    Конь из-под кнута
    И давай дубасить
    Ею ворота.
    Крыши испугались,
    Сели на ворон,
    Избы убежали
    Из деревни вон!

    -Как вы думаете, зачем Петрушка рассказал эту нелепицу?

    Эти веселые стихи называются перевертышами. Автора у них нет, люди сами сочиняют их.

    На доске появляются карточки.

  3.   веселит
    СЛОВО  
       

    Бывают в жизни огорчения.

  4. -Иногда не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью.

    Инсценировка из сказки “Буратино”.

    (Отрывок Буратино и Сверчок)

    Беседа над ситуацией.

    - А в вашей жизни вы всегда думаете, прежде чем сказать что-либо обидное, грубое?
    - Как вы исправляете свои ошибки?

    На доске появляется карточка с пословицей

    От худого слова - да навек ссора.

    -Как вы понимаете эту пословицу?

  5. Инсценировка из сказки “Заяц и лиса”.
  6. -Кого вам жаль?
    -Почему?
    -Какая лиса?

    На доске появляется слово.

      веселит

    СЛОВО

    огорчает
       
  7. Когда человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, но всегда на помощь придет друг или взрослые, которые утешат.
  8. Инсценировка из сказки “Курочка ряба”.

    -Какое решение приняла Курочка для деда и бабы. Может деду и бабе не надо надеяться на это яйцо? Как вы думаете?

    Работа с учебником (с. 20-21).

    -Прочитаем в книге, что им сказала Курочка.

  9. Разыгрывание учащимися ситуации из стихотворения А. Барто “Наша Таня громко плачет”.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик…

-Кто утешит нашу Таню?
-Как вы думаете, перестанет плакать Таня?

На доске появляется слово

  веселит
СЛОВО огорчает
  утешает

На доске появляется карточка со следующей пословицей.

Доброе слово лечит, худое калечит.

- Как вы понимаете эти слова?
- Как бы вы сказали по-другому?

7. Итог урока.

- Что нового вы узнали о речи?
- Какое может быть слово?
- Какие слова вам больше всего нравятся?

8. Вывод учителя.

Мы должны запомнить – прежде чем сказать – подумай, чтобы не обидеть словом.

9. Закрепление.

- Раскрасьте добрых героев в вашей книге с. 18-21.

10. Домашняя работа.

1) Учебник с. 22-23. Раскрасьте персонаж, которого вы бы утешили.

2) Работа в парах.

-Придумайте сценку, где бы вы показали, как вы утешаете обиженного.