Цели и задачи урока:
- формировать умения объяснять и доказывать,
- познакомить учащихся с особенностями вежливого общения,
- показать, что сказанное слово может веселить, огорчать, утешать.
Оборудование: учебник “Детская риторика” Т.А. Ладыженской., сценические костюмы, карточки со словами и пословицами.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о значении слова для человека.
2.Проверка домашнего задания.
-Что такое рифмы?
-Кто прочтет свои рифмы, придуманные дома?
Дети зачитывают придуманные ими рифмы, такие как:
Папа ушел в кино,
А я выносил ведро.
Мама любит мыть,
Я люблю мылить.
3. Упражнения для мышц и мимики лица.
- Пусть прожужжит пчела (ж-ж).
- Пусть прозвенит комар (з-з).
- Мимика лица (изобразите радость, грусть, смех).
- Упражнение для дыхания (задуем свечу).
4. Говори правильно.
Хоровое и индивидуальное проговаривание скороговорок.
Идет Козел с Козой, а Коза идет с косой (проговаривает каждый).
Разучивание новой скороговорки.
Вымыли мишки миску для мишки (работа в парах).
5. Постановка цели урока.
- Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Проверим, так ли это.
6. Анализ речевых ситуаций.
- –Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете? Конечно, это клоуны. Они самые веселые люди. А вы знаете, что в старину клоунов называли скоморохами. К нам на урок пришел в гости Петрушка.
веселит СЛОВО Бывают в жизни огорчения.
- Инсценировка из сказки “Заяц и лиса”.
- Когда человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, но всегда на помощь придет друг или взрослые, которые утешат.
- Разыгрывание учащимися ситуации из стихотворения А. Барто “Наша Таня громко плачет”.
Выбегает Петрушка и рассказывает стихотворение.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Избы убежали
Из деревни вон!
-Как вы думаете, зачем Петрушка рассказал эту нелепицу?
Эти веселые стихи называются перевертышами. Автора у них нет, люди сами сочиняют их.
На доске появляются карточки.
-Иногда не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью.
Инсценировка из сказки “Буратино”.
(Отрывок Буратино и Сверчок)
Беседа над ситуацией.
- А в вашей жизни вы всегда думаете, прежде чем
сказать что-либо обидное, грубое?
- Как вы исправляете свои ошибки?
На доске появляется карточка с пословицей
От худого слова - да навек ссора.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Кого вам жаль?
-Почему?
-Какая лиса?
На доске появляется слово.
веселит | |
СЛОВО |
огорчает |
Инсценировка из сказки “Курочка ряба”.
-Какое решение приняла Курочка для деда и бабы. Может деду и бабе не надо надеяться на это яйцо? Как вы думаете?
Работа с учебником (с. 20-21).
-Прочитаем в книге, что им сказала Курочка.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…
-Кто утешит нашу Таню?
-Как вы думаете, перестанет плакать Таня?На доске появляется слово
веселит СЛОВО огорчает утешает На доске появляется карточка со следующей пословицей.
Доброе слово лечит, худое калечит.
- Как вы понимаете эти слова?
- Как бы вы сказали по-другому?
7. Итог урока.
- Что нового вы узнали о речи?
- Какое может быть слово?
- Какие слова вам больше всего нравятся?
8. Вывод учителя.
Мы должны запомнить – прежде чем сказать – подумай, чтобы не обидеть словом.
9. Закрепление.
- Раскрасьте добрых героев в вашей книге с. 18-21.
10. Домашняя работа.
1) Учебник с. 22-23. Раскрасьте персонаж, которого вы бы утешили.
2) Работа в парах.
-Придумайте сценку, где бы вы показали, как вы утешаете обиженного.