Повсеместное распространение
профилизации старших классов определяет суть
дальнейшего развития системы образования. В
концепции предпрофильного обучения на старшей
ступени общего образования говорится о
реализации данной идеи уже в 2006 году.
Предпрофильная подготовка
представляет собой систему педагогической,
психологической, информационной и
организационной поддержки учащихся основной
школы. К предпрофильной подготовке относятся
информирование и ориентация учащихся 9-х классов
в отношении их возможного выбора профиля
обучения в старшей школе, направлений для
продолжения обучения в системе начального или
среднего профессионального образования.
Переход на профильное обучение должен
начаться с 2006-2007 учебного года, чему будет
предшествовать с 2005-2006 учебного года введение в
школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. В
ходе эксперимента должны быть отработаны
различные варианты предпрофильной подготовки.
Движение школы к профильному
образованию необходимо начать с координации
административных решений с желаниями и
запросами родителей учащихся и самих учащихся.
Основой для выявления этих запросов должна стать
совместная работа психологической службы и
учебно-воспитательного процесса в школе.
В старшей школе комплексным
ориентиром для родителей является подготовка
детей к поступлению в вуз, при этом определенная
часть родителей стремится соблюсти пропорции
временных затрат своего ребенка. Родителям важен
не только учебный базовый компонент, но и
общекультурный компонент содержания
образования. Поэтому от школы родители ждут
содействия в различных формах социализации
своих детей.
Коренное изменение
учебно-воспитательного процесса приведет к
построению новой системы образования
девятиклассников.
Основными идеями предпрофильного обучения являются:
Объединение всех идей в одном
процессе образует принципиально новую
педагогическую систему образования, которая
должна обеспечить возможность выбора профиля
обучения для учащихся и сформировать готовность
нести ответственность за сделанный выбор.
Администрации школы необходимо
выработать собственную технологию формирования
профильных классов. Она заключается в
осуществлении ряда последовательных действий
администрации, психолога и педколлектива.
- Необходимо проведение в 8-х классах родительских собраний с целью разъяснения вопросов, возникших у родителей и учащихся (данная работа должна проводится в ноябре-декабре, т.е. первой половине учебного года, чтобы дать возможность обсудить в семьях вопросы выбора конкретного направления).
- Проведение родительской конференции с предложением администрации сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе (январь-февраль). Необходимо администрации ознакомить родителей и учащихся с предлагаемыми элективными курсами.
- Провести анкетирование учащихся 8-х классов по вопросам выбора профиля, элективных курсов (март-апрель). Желательно анкетирование провести дважды в целях более осознанного выбора профильного направления.
- Составление нового учебного плана в 9-х классах в соответствии с выбором учащихся данного профиля (апрель-май).
Технология предпрофильной
подготовки направлена на формирование интереса
и положительной мотивации к тому или иному
профилю. Содержание элективных курсов должно
выходить за рамки школьной программы (например,
курсы по истории права, основам журналистики,
элементам математической статистики, истории
родного края, основам медицины, логике, эстетике
и т.д.). Набор предлагаемых элективных курсов
должен носить вариативный характер, их
количество должно быть “избыточным” (у ученика
должна быть возможность реального выбора).
Набор курсов по выбору должен быть
определен к концу 8-го класса на основе опросов и
анкетирования учащихся и родителей.
Администрация школы должна создать такие
условия в организации учебного процесса, которые
позволяли бы ученику менять курсы по выбору не
менее двух раз за учебный год.
Согласно приказу Минобразования
России от 09. 02. 1998 г. № 322 базовый минимальный
объем предпрофильной подготовки должен быть
равен 100 учебным часам в год, что в среднем
составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных
недели в году.
Предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом:
- 30-35 учебных часов в год предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.
- Два учебных часа в неделю отводить на 2 вида специально организованных курсов по выбору.
- В год ученик может освоить от двух до четырех курсов по разным профилям.
- При полной 6-дневной учебной неделе на предпрофильную подготовку можно отводить 100 и более учебных часов в год.
- Делить 9 классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы.
- Использовать практику экстерната, при которой обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм обучения той или иной учебной дисциплине.
- Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;
- Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (“Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет”).
- Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: “Могу ли я, хочу ли я это, заниматься этим?” Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.
- Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос: “Чем будет полезен данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?”
- Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на ступени средней школы (информационные, проектные, дистанционные и др.)
- Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими (историк, юрист, филолог, физик, экономист и т.п.). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.).
- Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить “монополию учителя на информацию”.
- Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.
При возможных вариантах организации
элективных курсов по выбору относительно
инвариантными остаются следующие условия:
Программа предполагает 2 варианта:
во-первых, выбор учащимися в год двух элективных
курсов из расчета 34-х часов (2 часа в неделю в
течение одного полугодия); во-вторых, выбор
четырех курсов по 16-17 часов (2 часа в неделю в
течение одной четверти).
Школам, работающим в инновационном
режиме, предпочтение должно отдаваться второму
варианту. Это позволяет внедрять элективные
курсы с углубленным вариантом базовых предметов
(“Экономика и право”, “Экология”, “МХК”,
“Риторика” “Стилистика”, “Международное
гуманитарное право”, “Логика” и др.).
- Название курса с указанием на данный профиль обучения (социально-гуманитарный, естественно-математический, художественно-эстетический, военно-спортивный и т.д.)
- Пояснительная записка, в которой указывается количество часов, отводимых на данный курс, цели и задачи курса, указание знаний, умений и навыков в процессе изучения курса.
- Содержание программы, в которую включаются основные темы с указанием видов деятельности на уроке и система контроля со стороны учителя.
- Список литературы для самостоятельного изучения учащимися тех или иных тем программы.
В программу элективного курса должны включаться следующие вопросы:
Следует учитывать, что программы
элективных курсов носят примерный характер.
Поскольку они ориентированы на удовлетворение
запросов конкретных групп учащимися, то можно
сказать, что программы предполагают
определенную доработку, которую учитель может
осуществить, исходя из своих профессиональных
возможностей и особенностей состава учащихся.
Содержание итогового контроля по
курсу разрабатывает сам учитель. При этом нет
необходимости ориентироваться на содержание
контрольно измерительных материалов (КИМов) для
единого государственного экзамена.
Темп изучения элективного курса может
быть адекватен реально складывающей ситуации –
на чем-то задержались, (тема вызвала особый
интерес или при ее изучении возникли некоторые
трудности); какой-то материал был рассмотрен
бегло (в обзоре); от какого-то элемента содержания
оказалось возможным отказаться.
Элективные курсы дают возможность
преодолеть одну из самых главных причин
трудностей, возникающих в школе при изучении
нормативных предметов, - требование обязательной
успеваемости. Результаты изучения одного и того
же элективного курса для разных учащихся могут
быть различными.
Для осуществления эксперимента по внедрению предпрофильной подготовки учащихся можно использовать следующую таблицу:
Условия | Основные действия администрации | Ответственные | Сроки |
Организационные | 1. Назначение ответственных за создание
системы предпрофильного обучения. 2. Определение состава рабочей группы по созданию системы пред-профильного обучения. 3. Создание организационного механизма по разработке системы предпрофильного обучения в школе |
Директор школы
Администрация школы |
Октябрь-ноябрь
Декабрь-январь |
Информационные | 1. Информирование членов рабочей группы
о задачах предстоящей работы. 2. Подготовка информационных материалов (рекламных текстов по элективным курсам и др.) для родителей и учащихся. 3. Проведение родительских собраний и общешкольной родительской кон-ференции с целью информирования о системе предпрофильного обучения. 4. Проведение анкетирования, выявление и анализ предпочтений учащихся по изучению предпро-фильных курсов. 5. Ознакомление членов педагогичес-кого коллектива с системой пред-профильного обучения, с нормативно-правовыми документами и задачами учреждения по созданию системы |
Администрация школы
Классные руководители, завучи Администрация школы Директор школы, администрация |
Декабрь-январь
Февраль-март
Март-апрель Январь-февраль |
Кадровые | 1. Обучение учителей методам разработки
программ элективных курсов, оценки их качества. 2. Обучение учителей эффективным технологиям преподавания электив-ных курсов |
Завучи | Январь-февраль |
Мотивационные | 1. Разработка системы показателей для
оценки труда учителей школы, занятых в системе
предпрофильного обучения. 2. Разработка системы контроля за реализацией системы предпрофиль-ного обучения в школе |
Директор школы, администрация | Февраль-март |
Научно-методические | 1. Разработка графика мероприятий по
информированию учащихся и родителей о системе
предпрофильного обучения. 2. Разработка проекта школьного учебного плана предпрофильного обучения. 3. Разработка программ элективных курсов |
Администрация школы
Учителя |
Январь-февраль Апрель
Январь-февраль |
Нормативно-правовые | 1. Утверждение программ элективных
учебных курсов. 2. Утверждение проекта учебного плана предпрофильного обучения. |
Завучи Директор школы |
Март-апрель |
Внедрение элективных курсов способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе, отработке гибкой системы профилей с учетом реальных потребностей рынка труда.