Вид занятий: декоративное рисование в 7-м классе.
Цели урока:
- закрепить знания детей о характерных особенностях росписи матрёшки;
- формировать умения создавать узоры, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Материалы: деревянная заготовка матрёшки (выполненная детьми на уроках труда в учебно-производственном комбинате); гуашь и акварельные краски; кисти беличьи №№ 1,2,3,4; простой карандаш (желательно мягкий), ластик, циркуль, старая перчатка.
Урок 1.
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки. А мы отправимся с вами в путешествие к мастерам, вытачивающим игрушки, Всем нам знакомые матрешки.
Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.
Откуда же появилась эта дивная кукла?
Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии, получив свое оригинальное воплощение у нас. Прообразом нашей матрешки послужила разъемная японская игрушка — Дарума, добрый лукавый старичок. Форма Дарумы походила на цилиндр с округленным верхом, в самой большой находилось 2—З вкладыша.
В 90-е годы ХIХ века впервые появился русский вариант японской игрушки. Авторами первой матрешки стали токарь из подмосковного города Подольска В. Звездочкин, который немного видоизменил облик куклы, а расписал ее известный художник С. Малютин. Первая токарная расписная кукла изображала девочку в простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке, — была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руках кукла могла держать платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб или вести за руки малыша. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше. Минимальное количество кукол вкладышей могло быть З, известна матрешка с 51 вкладышей.
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.
Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале ХХ века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Мастера-живописцы использовали не только краски, но применяли и другие приемы оформления: выжигание, позолоту, лакировку.
Среди этого матрёшечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-посадскую (загорскую), семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек.
Как же различить матрешек? Для этого мы отправимся в гости к загорской матрешке.
(Заранее подготовленные доклады детей.)
1 учащийся - ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
Учитель - Попрощаемся с загорской игрушкой и отправимся в небольшой городок Семенов, что в Нижегородской области, на родину знаменитой «золотой Хохломы». Там, наряду с яркой посудой, делают игрушки и расписывают их в традиционном «травном» стиле.
2 учащийся - СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.
Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.
Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.
3 учащийся - ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.
Физминутка.
Учитель – Приятно любоваться ими, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии. Матрешка всегда выручит, если нет подходящего подарка и некогда его искать, это хорошее украшение в вашем доме и, наконец, сам процесс росписи доставляет массу удовольствия мастеру.
Практическая работа.
Перед нами чистая заготовка. И первой линией, которую следует провести на будущей матрешке, будет вертикальная линия от макушки до самого низа. Затем на этой линии, на голове матрешки наметим точку — центр лица. Линию овала лица, а точнее круг, проще всего провести циркулем.
Нужно проверить правильность расположения лица, по матрешке: если контур лица находится выше «шеи» — сужения на заготовке, а сверху и с боков лица осталось место для будущего платка, то все в порядке.
Верхний край платка нанесен, он совпадает с контуром лица. Нижний край платка закрывает шею спереди (рис. 1,а), почти всю спин (рис. 1,6), а сбоку линия нижнего края платка проводится примерно по диагонали (рис. 1,в).
Контур рукава также удобно нанести с помощью циркуля. При этом часть круга размещается на «территории» платка, так как это показано рис. 2,а. Если рука опущена вниз, то манжеты и ладошки рисуются снизу, если рука согнута в локте сбоку, на линии радиуса окружности рукава (рис.2,б, в)
Наметив контуры одежды, нанесем на нее фон гуашью, для чего краску слегка разводят водой до консистенции сметаны. Выбор цветов зависит от вашей фантазии, вкуса и наличия красок. Например, сделайте синий сарафан и светло-голубой платок или красный сарафан и черный платок.
Учтите, что сначала наносится краска светлых тонов, затем более темная, черная краска наносится последней. Так, сначала закрашиваем белые рукава, затем голубой платок и, наконец, синий сарафан.
Теперь, когда матрешка «одета», дадим ей, как следует подсохнуть, а на следующем уроке приступим к более подробной росписи.
Урок 2.
1. Орг. момент.
Учитель:
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
В. Берестов
Наша матрёшка одета, подсохла, и сегодня мы приступаем к более подробной росписи.
Прическа.
Традиционная прическа матрешки – «на прямой пробор». Волосы рисуем желтой краской, предварительно наметив их контур карандашом. После того как краска подсохнет, выделим отдельные пряди охрой, как показано на рис. 3,а. Если сможете, то кистью №0 или №1 взбейте матрешке «кудри» (рис. З,б.).
Эффектно смотрятся «рыжие матрешки», особенно накинувшие черный или белый платок. В этом случае пряди лучше выделить краской какого-либо коричневого цвета и обойтись без кудрей. Волосы матрешки эффектно украсить «жемчугом», расположив его в З ряда (рис. 3,в).
Если вам нравятся больше шатенки или жгучие брюнетки, то пряди волос выделите более светлой краской того же оттенка. Но будьте осторожны, темноволосая матрешка иногда получается слишком мрачной и тогда ей «жемчужный» начельник просто необходим.
Орнамент на рукавах
На белом фоне рукава хорошо смотрятся самые разнообразные узоры. И сложность их зависит от того, какой у вас навык в рисовании. На рис. 4 изображены несколько различныхпо сложности выполнения вариантов узора. Наверняка фантазия подскажет вам и какие-либо другие рисунки, более оригинальные и легкие в исполнении. Линии орнамента лучше выполнять синей или черной краской кистью № 1. Кстати, не обязательно рисовать белый рукав, он может быть любого цвета (в соответствии с костюмом вашей матрешки).
Роспись платка
На рис. 5 представлена достаточно простая композиция для росписи платка. Для нее годится и голубой фон, (цветы выполняются в сине-белых тонах) и черный фон (цветы в красно-белых тонах). Листья и в том, и в другом случае выполняются либо зеленой гуашью, либо акварелью «бронзянкой».
Чтобы «со вкусом» разместить цветы и листья на платке, сначала намечают их контуры карандашом, тщательно продумав расположение каждого из элементов рисунка. И только после этого приступают к росписи, как показано на рис. 6.
Сначала закрасим бутоны и лепестки цветков краской основного цвета (красная). После того как краска высохнет, белой краской обведем контуры лепестков, а затем контур бутона. Черной краской выделим середину бутона и закончим цветок белыми «бусами».
Теперь пришла очередь лепестков. Самый простой вариант лепестков — трилистник (рис. 7). Сначала зеленой краской полностью закрасим лепестки, а когда краска высохнет, выделим серединку каждого лепестка черным цветом и снова ждем, когда краска подсохнет. После этого поставим крупную точку у основания лепестка: так он выглядит законченным. На рис. 7, г представлен более сложный листок. Его лучше выполнить «бронзянкой», а середину выделить черной краской. Теперь внимательно посмотрите на расположение цветов и листьев на платке. Несомненно, кое-где остались незаполненные ничем места с «голым фоном». Но не расстраивайтесь, этот недостаток легко исправить с помощью всевозможных веточек, елочек, приведенных, например, рис. 7, д. Ну вот, платок и приобрел товарный вид!
Чтобы краска не пачкалась, когда придет очередь расписывать переднюю часть матрешки, лучше надеть на левую руку старую перчатку.
Роспись сарафана
Чтобы заполнить передний фон, проще всего нарисовать в руках у матрешки букет цветов, причем вполне достаточно З цветков, подобных тем, которыми был украшен платок. Хорошо смотрятся и три одинаковых цветка или же цветок и два бутона. Примерное расположение и компоненты «букета» приведены на рис. 8. Если вы выбрали для своей матрешки синий сарафан, то попробуйте нарисовать у нее в руках букет ромашек. На синем или черном фоне они смотрятся особенно эффектно.
Для этого нанесите на некотором расстоянии друг от друга 3... 5 овалов (рис.9). Затем в каждый из них впишите еще по одному овалу меньшего размера (рис. 10,а) и белой краской аккуратно нанесите лепестки. Когда подсохнут, закрасьте серединку цветков желтым цветом (рис. 10,в). Чтобы придать ромашке объемность, проведем по нижнему краю сердцевинки охрой полоску (рис. 10, г). После этого обведем нижний край тоненькой линией коричневой краской (кисть № 1) и нанесем точки-тычинки: (рис. 10, д.). Ромашка готова! Оставшееся свободное пространство на сарафане заполним листьями и бутонами, причем листья уже не нужно так тщательно выписывать, достаточно обозначить их легкими мазками.
Лицо
Чтобы правильно расположить элементы лица, осторожно нанесем карандашом на оставленном для лица круге 2 горизонтальные линии (рис. 11,а). Верхнюю часть круга будут занимать волосы, в средней части расположатся глаза, а в нижней части — губы и румянец.
Глаза
На равных расстояниях от центра нанесем 2 точки. Вокруг них тонкой пунктирной линией нарисуем окружности — глаза. Затем в окружности глаза впишем по окружности меньшего диаметра — зрачки (рис. 11. 6, в.). Проведем линии века так, как показано на рис. 11, г. Эти 2 линии, выходящие из одной точки, плавно расходятся, огибая глаза, постепенно переходят в параллельные линии. Тонкие линии бровей как бы повторяют линии века. Все линии выполняют мягким карандашом, едва касаясь поверхности.
Теперь беремся за гуашь и закрашиваем кружки большего радиуса голубой (зеленой) краской, а маленькие кружки черной. Затем обведем веко белой краской или охрой (можно этого не делать) и тонкой кистью № 0 или № 1 аккуратно обведем линии века черной краской. Сразу нарисуем реснички. Для этого, плавно проводя кистью по внутренней линии века в нужном месте изменяем направление движения и быстро убираем кисть, «загнув» ресничку вверх. После того как черная краска полностью высохнет, поставим на зрачках белой краской маленькие точки или штрихи в виде занятой, придав глазам «блеск».
Нос
Обозначим носик 2 точками, расположив их симметрично на расстоянии примерно 1/З от нижнего контура лица. Вот наша матрешка и стала с носом.
Губы
Сначала нарисуем контур губ, это самое главное. Разделим расстояние от носа до нижнего контура лица пополам. На этом уровне нарисуем горизонтальную линию (рис 12, а, б), затем «бантик» (рис 12 в) и нижний контур губ (рис. 12, г). Раскрасим губы красной краской. Если кончиком кисти слегка приподнять вверх уголки губ, матрешка вам «улыбнется». На рис. 12 приведены варианты формы губ. Румянец обычно с помощью спички и ваты делают акварелью или румянами из косметического набора. «Загорается» он на одном уровне с линией губ.
Закрасьте донышко каждой матрешки той же краской, что и сарафан.
Эстетическая оценка работы
Посмотрите, какие из матрешек получились наряднее. В чем их красота, расскажите.