Игра "Редкие и охраняемые растения Хабаровского края"

Разделы: Внеклассная работа


Игра – одно из замечательных изобретений человечества, она дарит детям огромное пространство для его интеллектуального, эмоционального и физического развития и одновременно является эффективным средством, способствующим самовыражению ребенка.

Особенности возрастного, психологического и индивидуального мировосприятия школьников создают возможности для органичного включения регионального компонента, способствующего экологическому воспитанию детей. Предлагаемая игра “Редкие и охраняемые растения Хабаровского края” имеет экологическую направленность.

Задачи

  1. Обобщить знания учащихся о некоторых видах редких и охраняемых растений Хабаровского края.
  2. Сформировать знания о состоянии растений Дальнего Востока и природе и их значение для человека.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: таблицы, рисунки, фотографии, иллюстрации растений Хабаровского края, используемые на занятиях.

Методика проведения

Условия игры: занятие проводится по принципу телевизионной игры “Поле чудес”. Участники – три тройки игроков и зрители. На столе разложены карточки с обазночениями: “О” - переход хода, “+” - можно открыть любую букву слова, “П” - приз (если участник выбирает приз, то он выбывает из игры, “Н” - назвать букву, “З” - зрители (участник может обратится за помощью к зрителям).

Начало игры: занятие начинается со слов ведущего (педагога), он дает информацию об образовании Красной книги, о том, что она собой представляет (показывая книгу при ее наличии). И объявляет задание для игроков.

Задание для первой тройки игроков:

По описанию определить название растения: “Многолетнее, водное растение с мощным узловатым корневищем, имеет округлые, плавающие и крупные (50 см в поперечнике) подводные листья. Цветки наводные, до 23 см в поперечнике, розовые. Лепестки многочисленные, 8-12 см длины. Пыльники желтые, до 2 см длины. Во многих странах данное растение ценится не только за декоративностью, но и является пищевым продуктом, имеет лекарственное значение. Является символом чистоты и целомудрия”.

Ответ: Лотос Комарова.

Задание для второй тройки игроков:

Определить название растения: “Стебли этого растения до 1,2 м высоты, округлые. Листья трижды рассеченные, с пластинкой до 30 см длины и такой же ширины. Лепестков до 16 по краю бахромчатые, бело-розового цвета. Нити и пыльники желтые”.

Ответ: Пион молочноцветковый.

Задание для третьей тройки игроков:

“Стебель у этого растения до 60 см высоты, листья сосредоточены в верхней части, в мутовках (нижние редко парные), линейные, до 15 см длины, 0,6 см ширины. Цветки одиночные на тонких, немного короче околоцветника, цветоножках. Околоцветник узкоколокольчатый, снаружи коричнево – фиолетовый, внутри пурпуровый, с желтым шахматным рисунком. В названии данного растений присутствует название птицы, обитающей в Уссурийской тайге”.

Ответ: Рябчик уссурийский.

Задание на финал (предлагается победителям в 3- х конкурсах):

“Есть такой древнегреческий миф: однажды богиня охоты Артемида, отличавшаяся решительным и агрессивным характером, разгневалась на возлюбленного Афродиты. И наслала на него вепря. Дикий кабан смертельно ранил прекрасного юношу. И там где на землю упали капли его крови, распустились цветы. С тех пор будто бы и появились на Земле растения, называемые… Отгадайте как?”.

Ответ: Адонис.

Задание на суперигру (предлагается победителю игры):

“Биологические это растения не трава. Подземное корневище – видоизмененный ствол дерева, маловетвистый, как и настоящие стволы тропических аралиевых. Лет ему нередко более ста – чем не дерево? И еще. Чем старше растение, тем больше у него листьев. Трехлистное растение имеет возраст до 20 лет, пятилистное – до 50. Большой удачей считается найти шестилистый экземпляр, а уже семилистный – заветная мечта каждого искателя”.

Ответ: Женьшень. Так как внешне корень напоминает фигурку человека, китайцы дали легендарному реликту название женьшень: “Жень” - человек, “шень” - корень. Женьшень оказывает тонизирующее и стимулирующее действие, повышая общую сопротивляемость организма.

Для того чтобы в игре активизировать класс, необходимо проводить игру со зрителями.

Задание зрителям:

По описанию определить название растений.

“Деревянистая вьющаяся лиана с буро-коричневой шелушащейся корой. Листья очередные, пластинка эллиптическая, черешки розовые, цветки около 2 см в диаметре с белым простым околоплодником. Плоды сочные, ягодовидные. Растение с характерным запахом. Имеет большое значение для человека”.

Ответ: Лимонник китайский. По своему геологическому возрасту это наиболее древнее растение. У нас в стране растет только на Дальнем Востоке, в Приморье и Приамурье.

“Многолетнее субтропическое вечнозеленое водное растение. Произрастает в озерах, с повышенным содержанием органических веществ. Длинное и тонкое корневище располагается в субстрате. Длинное и тонкое корневище располагается в субстрате. Листья широковидные кругло – продолговатые, плавающие, темно – зеленые. Цветки одиночные, с пятикопеечную монету. Сверху темно – пурпурные, снизу зеленые. Цветет в июле и после опыления погружается под воду, там созревают семена. Водоемы с этим растением являются памятниками природы”.

Ответ: Бразения Шребера. Декоративное растение из семейства лилейных. Цветки с простым околоцветником, одиночные. Листья ланцетные.

В конце игры подводятся итоги, победители награждаются призами. Кроме этих заданий педагог может представить еще ряд заданий разной сложности. Например: конкурс “Обгони соседа” заключается в том, кто больше знает местные виды растений, особенно те, в названиях которых есть имена ботаников. Каждый из играющих по очереди называет растение. Побеждает тот, кто последней назовет растение Хабаровского края. Например: Камнеломка Плепина, Рябчик Максимовича, Лотос Комарова, Гремуха Мака, Лилия Буша, Ландыш Кейске.

Из предложенного перечня вопросов и ответов выберете правильные ответы (вопрос и варианты ответов зачитываются педагогом):

  1. Ландыш Кейске используют: а) для озеленения, б) в пищу, в) как лекарственное растение.
  2. Лилия Буша исчезает, потому что ее: а) используют в пищу, б) собирают в букеты, в) уничтожают места обитания. Правильный ответ: 1 – а, в; 2 – б, в.