Дидактические игры как средство активизации учебного процесса

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.

К тренировочным играм относятся такие игры как “Лото”, “Магические квадраты”, математические ребусы.

Особое место занимают творческие и ролевые игры. Проводятся они один-два раза в год, так как требуют длительной подготовки. На уроке разыгрываются различные ситуации. Например, творческие игры – деловые игры “Строитель” ( тема “Площади многоугольников”); “Проектировщик” ( тема “Примеры решения задач с помощью движения”); “Конструктор”

( тема “Преобразование фигур на плоскости. ГМТ”). Познавательные игры – викторины, “Волшебное число” (тема “Решение уравнений”), “Лучший счетчик” (тема “Десятичные дроби”), “Кодированные упражнения” (тема “Десятичные дроби”).

В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. В конечном счете в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину, а главная – обучение математике.

Одна из форм дидактических игр – деловая игра. Деловая игра – модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. Деловая игра позволяет создавать производственную ситуацию, в ходе которой необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.

В данной работе я хочу привести пример деловой игры на уроке геометрии.

Деловая игра “Строитель”

Тема: “Площади многоугольников” ( 8 класс)

Базовый учебник: Геометрия 7-9, Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк

Э.Г., Юдина И.И.

Цели:

  • усвоение формул для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции;
  • применение полученных знаний к решению практических задач;
  • развитие математического кругозора;
  • развитие навыков общения, совместной деятельности, ответственности за коллектив, его сплочение;
  • привитие интереса к математике.

Слово учителю:

Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Одна из наиболее распространенных строительных профессий – столяр. Столяр работает в строительно- монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных – раскрой пиломатериалов, на фуговальных – строгание, на долбежных и шипорезных – выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.

Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умение читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

Сегодня мы все будем выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилу полов Центра ДОД.

Задача такая: произвести настил паркетного пола в актовом зале размером 5,75м х 8м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов, равнобоких трапеций. Размеры представлены на рисунке 1.

Правила игры:

  1. Участвуют три команды – бригады:
  2. А – столяры
    В – поставщики
    С – паркетчики.
    В каждой команде избирается бригадир.

  3. Обязанности бригад:
  4. А – изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настила пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограмма и трапеций – одинаковое количество.
    В – нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.
    С – чтобы проконтролировать доставку надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.

  5. Побеждает та команда, которая первой выполнить правильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления площадки указанных фигур.

При работе с учебником разрешаются взаимоконсультации внутри бригад. При необходимости также консультацию дает учитель.

После изучения теоретического материала проводится проверка готовности бригад. С этой целью задаются вопросы:

  • По каким формулам можно вычислить площадь треугольника?
  • Чему равна площадь параллелограмма?
  • Как можно вычислить площадь трапеции?
  • Как вычислить площадь прямоугольного треугольника?

Ответы оцениваются баллами. Счет записывается на доске.

Следующий этап игры: каждая команда приступает к практическим вычислениям.

Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два (рис.2).

Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладываются по 2 треугольника и по 8 параллелограммов и трапеций.

Действительно, площадь одной полосы шириной 20см и длиной 575 см будет S=20 x 575 = 11500 см2. Площадь одного треугольника S = Ѕ х 20 х 15 = 150 см2. тогда площадь двух треугольников 300 см2, площадь параллелограмма S = 20 х 35 = 700см2 , трапеции S = (50+20) х Ѕ х 20 = 70 х 10 = 700 см2. Следовательно, в одной полосе по ширине актового зала поместится по 8 параллелограммов и трапеций:

(11500-300):700=16.

Таких полос в длине зала поместится 800:20=40.

Следовательно, для настила пола понадобится 80 треугольников и по 320 параллелограммов и трапеций.

Проверка:

площадь актового зала 575х800=460 000 см2,
площадь одной полосы 575х20=11500 см2,
количество полос 40,

поэтому площадь актового зала = площадь одной полосы умножить на количество полос.

Этот этап очень ответственный. Вычисляются площади плоских фигур, производятся расчеты. В конце этого этапа учащиеся из каждой бригады дают объяснения, как они вычислили нужное количество плиток.

Идет разговор об экономии материала. На первый план выступает математическое содержание работы. происходит процесс применения знаний на практике. На этом этапе игры бригады получают определенное количество баллов, а правильно ответившие – оценки в журнале.

Заключительный этап. На нем проверяется, насколько глубоко усвоили учащиеся материал. Для этого предлагаются контрольные вопросы:

  1. Дайте определение площади простых фигур.
  2. Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.
  3. Докажите, что площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.
  4. Докажите, что площадь трапеции равна произведению полусуммы его оснований на высоту.
  5. По какому правилу укладывали паркетные плитки в ряд?
  6. Как производились вычисления площади одного ряда плиток?

Подводятся результаты игры.

Распределение времени:

Слово учителю о профессии строителя – 5 мин.
Постановка задачи - 3 мин.
Работа с учебником - 8-10 мин.
Вычисление количества плиток - 16 мин.
Контрольные вопросы - 8 мин.
Домашнее задание - 3 мин.

Видно, что деловая игра представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

  1. Знакомство с профессией.
  2. Построение имитационной модели производственного объекта.
  3. Постановка главной задачи бригадам и выяснение их роли в производстве.
  4. Создание игровой проблемной ситуации.
  5. Овладение необходимым теоретическим материалом.
  6. Решение производственной задачи на основании математических знаний.
  7. Проверка результатов.
  8. Корректировка.
  9. Реализация принятого решения.
  10. Анализ итогов работы.
  11. Оценка результатов работы.

Основная идея игры в том, чтобы создать ситуацию, в котором учащиеся, поставив

себя на место человека той или иной специальности, могли увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде, самостоятельно овладели необходимым теоретическим материалом и применили полученные знания на практике.

Благодаря соревновательному характеру деловой игры активизируется воображение учеников, что помогает им находить решение поставленной задачи.

Список литературы:

 

  1. Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина – Геометрия 7-9 класс.
  2. В.Г.Коваленко Дидактические игры на уроке математики. М.: Просвещение, 1990г.
  3. А.С.Спиваковская Игра – это серьезно. –М.: Педагогика, 1991г.
  4. Шуба М.Ю. Занимательные игры в обучении математике. Москва: Просвещение, 1995г.