Как известно, начальное обучение готовит детей к средним и старшим классам школы. В этот период качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребенка. Начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, прежде всего - с мышления. Процесс целенаправленного формирования теоретических мыслительных действий анализа, планирования, рефлексии у детей в младшем школьном возрасте создает предпосылки для развития теоретического мышления, обеспечивающего более глубокое познание сущности и закономерностей явлений окружающей действительности, предотвращающего появление негативных характеристик мышления – некритичности и догматичности, что в свою очередь служит эффективным средством адекватной социальной адаптации. Таким образом, организация специальных уроков, направленных на развитие действий теоретического мышления - анализа, планирования и рефлексии у детей младшего школьного возраста, выступает, на наш взгляд, как весьма актуальная задача, которая обусловливает необходимость создания настоящей развивающей программы.
Программа опирается на теоретические идеи Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. В основу программы положен дидактический материал учебного пособия “Развитие умственных способностей младших школьников”, автора А. З. Зака, работающего в направлении развивающего обучения. Существует два основных способа познания - эмпирический и теоретический. Первый связан с формальным обобщением предметов, с выделением в них формально общего, в процессе сравнения конкретных единичных предметов. Знания, получаемые эмпирическим способом, являются по своей сути формальными, не отражающими сущности познаваемых объектов, их внутренних отношений и связей. Однако в жизни ребенка они играют очень большую роль, позволяя ему упорядочивать окружающий предметный мир и хорошо ориентироваться в нем. Второй способ познания, теоретический, связан с содержательным обобщением предметов. В основе этого вида обобщения лежит анализ, направленный на выделение единой исходной основы наблюдаемого разнообразия явлений. Из исходного общего основания можно мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы. Обучение эмпирическому способу познания способствует развитию эмпирического вида мышления, обучение теоретическому способу - теоретического мышления. Важными компонентами обоих видов мышления являются такие мыслительные действия, как анализ, планирование, рефлексия, имеющие две основные формы - эмпирико-формальную и теоретико-содержательную. Для последней формы действий характерно то, что они связаны с отражением существенных отношений и связей окружающего мира. Теоретическое действие анализа направленно на выделение существенных отношений данных в условии задач. Теоретическое планирование заключается в поиске и построении системы возможных действий и в определении оптимального действия, соответствующего существенным условиям задачи. Теоретическое действие рефлексии связано с осмыслением собственных действий. При отсутствии специальной работы по развитию теоретического способа познания, мышление ребенка, оставаясь эмпирическим, может приобрести формально-логический характер.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
1. Принцип создания развивающей ситуации. Является основополагающим для данной программы. Для реализации принципа программа предусматривает организацию мыслительной деятельности школьников на занятиях следующим образом:
- Коллективный разбор исходной для данного занятия задачи определенного класса. В процессе учебного диалога с учителем и сверстниками, учащиеся анализируют условия задач, выделяют в них существенные отношения данных, фиксируют данные посредством построения моделей, предлагают возможные способы решения задачи и обсуждают их, выбирая правильные. Смысл такого разбора состоит в том, чтобы побудить детей к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу сходства и различия в способах и условиях решения. При этом создаются дополнительные условия для углубления понимания детьми условий задач, расширения осознания ими своих действий и улучшения умений планировать мыслительную деятельность.
- Самостоятельное решение детьми серии задач, аналогичных исходной.
- Коллективный разбор под руководством учителя результатов решения задач в итоге самостоятельной работы. Подробно обсуждаются все предложенные способы решения.
- Самостоятельное сочинение детьми задач, аналогичных исходной.
- Коллективное обсуждение под руководством учителя предложенных детьми задач.
2. Принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста.
3. Принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности логических задач.
4. Принцип доступности. Отношения предметов и их свойств в логических задачах, составляющих основное содержание данной программы, представлены в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес детей, побуждает к размышлениям. Кроме этого, для решения данных задач не требуется специальных знаний, так как они построены на неучебном материале, что позволяет любому ребенку вне зависимости от уровня его знаний по школьным предметам действовать вполне успешно.
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень - начальный.
2. Уровень освоения - базовый.
3. Ориентация содержания - практическая.
4. Характер освоения - развивающий.
5. Возраст обучающихся - 7-10 лет.
6. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.
7. Периодичность - 1 урок в неделю.
8. Условия вхождения в программу - учебный план.
9. Срок освоения учебно-развивающего материала - 3 года.
10. Продолжительность одного урока - 40 минут.
Цель программы: развитие компонентов теоретического мышления – теоретических действий анализа, планирования, рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
I. Ознакомление учащихся с понятиями “суждение”, “умозаключение”, “модель”, “знаковое моделирование”, обучение способам построения моделей.
II. Развитие у детей:
1. Компонентов теоретического мышления:
- умения анализировать условия задач и выделять в них существенные отношения данных;
- умения планировать решение задач, действовать в уме;
- умения рефлексировать способы решения задач;
2. Умений и навыков преобразовывать условия логических задач в знаковые модели.
3. Умений и навыков действовать теоретическим способом при решении познавательных задач.
III. Воспитание у учащихся личностные качества, необходимых для организации эффективного межличностного общения в группе, а так же для организации учебного сотрудничества двух типов: “ученик-ученик”, “ученик-учитель”.
Ожидаемый результат данной развивающей программы.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать содержание задач.
- выделять существенные отношения данных в условии задач.
- планировать свою поисковую деятельность.
- рефлексировать свои способы решения задач.
- находить общий способ решения задач одного класса, имеющих общий принцип построения при внешне разных условиях.
Критерии отслеживания результативности программы.
№ п/п | Критерии | Механизмы отслеживания |
1 | Уровень развития мыслительного действия анализа | Диагностика |
2 | Уровень развития мыслительного действия планирования | Диагностика |
3 | Уровень развития мыслительного действия рефлексии | Диагностика |
Структура программы:
Данная программа разработана на три года обучения и состоит из трех разделов: простые логические задачи; логические задачи среднего уровня сложности; сложные логические задачи.
Разделы состоят из определенного количества тем, предполагающих решение логических задач. Логические задачи, имеющие общий принцип построения, объединены в определенные виды групп, носящих условные названия, например, “У кого что есть”, “Аналогии”, “Анаграммы” и т. д. Каждый раздел программы рассчитан на изучение в течение оного учебного года. Учебно-тематический план программы представлен в приложении.
Рекомендуемые структурные компоненты урока:
I.Вводная часть. Содержание программы включает специальные кинезиологические упражнения, повышающие работоспособность, эффективность умственной деятельности, активизирующие внимание и память. Продолжительность вводной части – 5 минут. Рекомендуемый комплекс упражнений:
1. „Колечко“. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. „Кулак - ребро - ладонь“. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.
3. „Лезгинка“. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.
4. „Ухо-нос“. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно опустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук „с точностью до наоборот“.
5. „Змейка“. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Должны участвовать все пальцы рук.
II. Основная часть. Содержание основной части: сюжетные логические задачи, формирующие компоненты теоретического мышления.
Этапы основной части:
1. Разбор исходной задачи определенного вида. При этом условие задачи преобразовывается в знаковую модель, в которой положительные суждения графически изображаем прямой линией, отрицательные пунктиром.
Пример. Простая логическая задача “У кого что есть”: Саша и Вова собирали марки: кто-то - английские, кто-то - немецкие. У Саши были английские марки. Кто из ребят собирал немецкие марки?
2. Самостоятельное решение учащимися задач, аналогичных исходной (самостоятельное сочинение задач, аналогичных исходной).
3. Разбор результатов самостоятельной работы.
Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Рефлексия, обсуждение тех трудностей, с которыми столкнулись учащиеся на занятии. Продолжительность заключительной части - 5 минут.
Диагностические методики, определяющие уровень сформированности теоретических действий анализа, планирования, рефлексии
Методика “Полоска (автор Л. И. Аршавина). Цель: выявление уровня сформированности действия анализа. Ученикам дается три пары полосок разной длины. Задача: от большей полоски из пары отрезать такую часть, чтобы в результате добавления отрезанной части к меньшей полоске они стали одинаковыми. Методика состоит из трех однотипных задач: в двух из них полоски разграфлены на одинаковые деления, а последняя пара полосок предлагается учащимся без делений. Принцип решения этих однотипных задач состоит в том, что “лишняя” часть любой большей полоски должна быть представлена как сумма двух одинаковых частей. Для выделения этого принципа учащиеся должны отбросить “навязываемый” им эмпирический способ (подсчет делений, на которые разграфлены полоски) и применить теоретический способ (согнуть “лишнюю” часть большей полоски пополам).
Оценка результатов: выделяются 4 уровня развития действия анализа. 4-й уровень - наиболее высокий. К нему относятся дети, которые самостоятельно находят принцип решения в представленной задаче и действуют в соответствии с этим принципом. Поисково-исследовательская активность протекает преимущественно в умственном плане. 3-й уровень - учащиеся не могут сразу самостоятельно найти принцип решения. Им требуется подсказка учителя. После решения 1-2 задач эмпирическим способом, учащиеся находят теоретический способ решения задач и выделяют искомый принцип. 2-й уровень - учащиеся решают все задачи эмпирическим способом, поисково-исследовательская активность разворачивается в предметном плане. 1-й уровень - учащиеся не могут выделить принцип решения ни в одной задаче, не могут понять инструкцию в течение длительного времени. Они выделяют несущественные признаки в условиях задач, не могут найти даже эмпирический способ решения задачи.
Методика “Найди фигуру” (автор Л. И. Аршавина). Цель: выявление уровня развития действия планирования. Учащимся предлагаются изображения 12 геометрических фигур (4 квадрата, 4 треугольника, 4 круга), различающиеся по размеру и по цвету. Сначала учитель выясняет, знают ли ученики эти фигуры и могут ли назвать те признаки, которыми они отличаются друг от друга. После этого ставится задача: найти одну задуманную фигуру, задавая учителю вопросы, на которые он может отвечать либо “да”, либо “нет”. При этом надо задать как можно меньше вопросов.
Оценка результатов: выделяется 4 уровня развития. 4-й уровень - наиболее высокий. К данному уровню относятся дети, которые не допустили избыточных вопросов. Процесс решения представленных задач у таких учащихся делится четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Первая протекает во внутреннем плане, в уме. Реализация замысла у детей осуществляется безошибочно. Этому способствуют предварительные поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности ходов. 3-й уровень - учащиеся допускают 1-2 избыточных вопроса при выполнении задания. Этим учащимся требуется опора на реальные предметы для построения замысла. 2-й уровень - учащиеся задали три вопроса при решении задачи. План действий они составляют пошагово, без восприятия задачи в целом, т.е. исполнительские и планирующие действия поэтапно перемежаются. Применяют эмпирический способ планирования. 1-й уровень - ученики действуют методом “проб и ошибок”. Допускают 4 и более вопросов при решении.
Методика “Анаграммы” (автор А. З. Зак). Цель: выявление уровня сформированности рефлексии на способ действия. Ученикам предлагается найти и прочитать 6 слов, получаемых путем перестановки букв:
1) е, р, о, м
2) ш, а, к, а
3) а, к, у, р
4) б, о, н, е
5) а, с, о, к
6) д, а, в, о
После выполнения задачи задается вопрос: “Если нахождение каждого слова рассматривать как отдельную задачу, то имеются ли здесь похожие задачи?”.
Оценка результатов: выделяется три уровня развития. 1-й уровень - содержательная рефлексия. Ученики правильно классифицируют задачи, обосновывают принцип их группирования (в одних словах были переставлены буквы, а в других менялись местами слоги).
2-й уровень - формальная рефлексия. Ученики при классификации задач ориентируются на сходство предметных значений слов или на наличие в словах одинаковых букв, а не на общий способ их построения. 3-й уровень - отсутствие рефлексии.
Список литературы, необходимый учителю для освоения программы:
- Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. - Томск: Пеленг, 1995.
- Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности //Начальная школа, № 7, 1999.
- Зак А. З. 500 занимательных логических задач для школьников. - М.: ЮНВЕС. 2002.
- Зак А. З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 2000.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
- Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
- Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: ТЦ СФЕРА, 2002.
Учебно-тематический план программы
Первый год обучения
№ |
Название темы и раздела |
Количество часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
Раздел 1. Простые логические задачи |
||||
1 |
Диагностика уровня сформированности теоретических действий | 2 |
- |
2 |
2 |
“У кого что есть” | 7 |
- |
7 |
3 |
“Кто более, кто менее”. | 7 |
- |
7 |
4 |
“Перестановки”. | 4 |
- |
4 |
5 |
“Что подходит”. | 4 |
- |
4 |
6 |
“Родственники.” | 4 |
- |
|
7 |
“Аналогии”. | 4 |
- |
4 |
8 |
Диагностика уровня сформированности теоретических действий | 2 |
- |
2 |
Всего: | 34 |
- |
34 |
Второй год обучения
№ |
Название темы и раздела |
Количество часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
Раздел 2. Логические задачи среднего уровня сложности |
||||
1 |
“Двое и разные”. | 7 |
- |
7 |
2 |
“Так же как”. | 7 |
- |
7 |
3 |
“Меньше малого” | 6 |
- |
6 |
4 |
“Дочь, дядя”. | 6 |
- |
6 |
5 |
“Первая-одинаковая”. | 6 |
- |
6 |
6 |
Диагностика уровня сформированности теоретических действий и уровня развития речи. | 2 |
- |
2 |
Всего: | 34 |
34 |
Третий год обучения
№ |
Название темы и раздела |
Количество часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
Раздел 3. Сложные логические задачи |
||||
1 |
“Старше, моложе” | 7 |
- |
7 |
2 |
“Где “и”, где “или”. | 7 |
- |
7 |
3 |
“Столько же, сколько”. | 6 |
- |
6 |
4 |
“Левее, выше”. | 6 |
- |
6 |
5 |
“То ли одно, то ли другое” | 6 |
- |
6 |
6 |
Диагностика уровня сформированности теоретических действий и уровня развития речи. | 2 |
- |
2 |
Всего: | 34 |
34 |