В зависимости от природы, характера и степени нарушений социальной адаптации можно выделить следующие типы дезадаптации:
1. Патогенный, возникающий при отклонениях психического развития и нервно-психических заболеваниях, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы;
2. Психосоциальный, связанный с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями (акцентуации характера, особенности развития эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сфер личности);
3. Социальный, возникающий в результате нарушение процесса социального развития, выражающийся в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. В зависимости от степени и глубины изменений выделяют две стадии социальной дезадаптации: 1) педагогическая запущенность, при которой учащийся характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, негативным отношением к учебе; такими формами поведения, как сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками; 2) социальная запущенность, при которой педагогическая запущенность отягощается отсутствием профессиональной ориентированности, общественно-полезных навыков и умений, сужением сферы познавательных интересов, отчуждением от семьи и школы, девиантным поведением; социальное развитие на данной стадии происходит в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп.
Работа психолога с дезадаптированными учащимися осуществляется поэтапно: первоначально устанавливается психологический контакт с подростком; далее проводится диагностическая работа по выявлению причин дезадаптации; на следующих этапах работы составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.
Этапы психологической работы с дезадаптированным учащимся
№ |
Этап |
Основное содержание работы |
I | Установление психологического контакта с дезадаптированным | Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ребенком, искреннего любопытства к его проблемам, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка. Основа психологического контакта - диалогичное взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом |
II | Диагностическая работа | Определение типа дезадаптации подростка |
III | Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи | Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической |
IV | Определение эффективности проделанной работы | Оценка эффективности и анализ проведенной работы. |
I этап
Установление психологического контакта с подростком
На первом этапе работы психолог устанавливает с ребенком эмоциональную связь, или психологический контакт. Основой контакта служит искренняя заинтересованность во всем, что связано с учащимся, искреннее любопытство к его проблемам, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка. Психологический контакт психолог осуществляет в форме диалога. Главное в организации общения в диалоговом режиме - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. При этом совпадения взглядов и оценок может и не быть. Чаще всего точка зрения взрослых и подростков различна, что вполне естественно при различиях опыта. Наиболее существенная характеристика диалогичного общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и психолога. Равенство позиций означает признание активной роли подростка в процессе общения. Психолог дает подростку возможность понять, какими целями он руководствуется в общении с ним. Тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, во внутренний мир подростка, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между подростком и психологом, обеспечивает эффективность их дальнейшего взаимодействия.
Войти в психологический контакт с ребенком можно по следующему алгоритму:
- Снятие психоэмоционального напряжения. На начальной стадии общения с психологом дезадаптированный подросток, как правило, равнодушен, отличается отсутствием желания говорить на предлагаемую тему, зажат, испытывает напряжение. Психолог выбирает нейтральную тему общения, первоначально не затрагивающую суть проблемы. На данной стадии установления контакта уместно использовать синтоническую модель общения, разработанную в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). К концу данной стадии контакта психолог переводит ребенка с позиции наблюдения в позицию активного общения.
- Поиск нейтральных интересов и увлечений подростка. В процессе диалога психолог выявляет сферу интересов подростка, его увлечения, хобби. Все, что заявляет о себе ребенок, должно обсуждаться как важное. Высказывать недоумение или недоверие по поводу чего-либо не рекомендуется. Психолог в ходе общения выделяет положительные черты личности подростка, и подчеркивает их.
- Выяснение отрицательных качеств личности. В отличие от других стадий, здесь допускаются сомнения и могут быть высказаны возражения. Психолог выявляет и обозначает подростку социально не приемлемые стороны его личности. В процессе диалога отслеживает особенности проявления положительных и отрицательных личностных черт подростка.
- Вскрытие проблемы и создание программы дальнейших совместных действий. На последней стадии психолог подводит ребенка к осознанию проблемы, возникшей в его жизни, к необходимости изменений. В диалоговом режиме, совместно с подростком формулирует цели взаимодействия, определяет дальнейшие совместные шаги. Для этого можно использовать следующие психотехнические приемы: 1) "Давай думать вместе". Психолог: "Готового решения я тебе предложить не смогу, мы будем обсуждать вместе вопросы, связанные с твоей ситуацией и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных. Анализируя твои проблемы, я смогу испытывать сложности так же, как и ты. Правда, мои профессиональные знания и жизненный опыт несколько больше твоего. Я постараюсь помочь тебе, но решение тебе придется принимать самому"; 2) "Человечек". Психолог рисует на листке человечка и говорит: "Смотри, это твой ровесник, зовут его (указывается имя). Сейчас мы будем обсуждать его проблемы. Правда, я довольно мало знаю о нем и его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем...".
II этап
Диагностическая работа
На данном этапе психолог проводит работу по определению типа дезадаптации подростка. Выделяются те случаи анти и асоциального поведения подростка, которые имеют патопсихологическую природу, так как многие виды психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в хулиганстве, различных девиантных формах поведения. Подобные случаи относятся по существу к областям медицины. Далее психолог определяет затруднения, возникающие во взаимодействии педагогов с учащимся. Затем психолог выявляет причины данных затруднений, исследуя особенности психического и личностного развития учащегося. Выявив психологическую сущность возникающих затруднений, психолог относит ребенка к определенному типу учащихся, нуждающихся в психологической помощи
Тип учащихся, нуждающихся в психологической помощи
Тип учащихся | Затруднения | Психологическая сущность затруднений |
Дети с трудностями в учебной деятельности | Трудности в усвоении знаний. Неспособность учащегося освоить в полном объеме школьную программу. Неуспеваемость. Ошибки в выполнении заданий. | Мотивационная незрелость; нарушение определенных психических функций - в диапазонах нормы и вплоть до патологии; нарушение динамики психической деятельности; особенности функционирования головного мозга (асимметрия); сенсорные проблемы (зрение, слух); логопедические нарушения |
Дети с трудностями поведения и общения | Нарушения школьных норм и правил. Неадекватное реагирование, трудности в общении. | Социально-педагогическая запущенность,
пробелы в семейном воспитании; несформированность или акцентуация определенных личностных черт; эмоциональные расстройства |
Далее психолог изучает особенности включения подростка в общественную жизнь, его референтные ориентации, социальную ситуацию развития в связи с тем, что она в каждом конкретном случае специфична и знание ее необходимо для создания индивидуальной программы действий. На основании полученных диагностических данных заполняется "Психолого-педагогическая карта " (см. Приложение 1).
III этап
Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи, разработка индивидуальной коррекционной программы
Психологическая работа психолога с дезадаптированными осуществляется на основе взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, в тесном сотрудничестве с социальными педагогами, логопедами, специалистами медицинского профиля посредством организации и проведения консилиумов, консультаций, индивидуальных и групповых психопрофилактических и психокоррекционных занятий, тренингов. Опираясь на результаты диагностики, психолог разрабатывает индивидуальную программу коррекционных действий, предусматривающую комплекс различных видов помощи подростку: медицинскую, педагогическую, социальную, психологическую.
Психологическая работа с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности. При выявлении нарушений патогенного характера, психолог направляет учащегося к специалистам медицинского профиля. В работе с подростком, имеющим отклонения от медицинской нормы, психолог выполняет скорее функции консультанта, своего рода посредника между ним и врачом, учителями, родителями, одноклассниками. Педагоги и администрация школы, родители получают от психолога информацию о психофизиологических особенностях ребенка для построения оптимальной системы отношений с ним и разработки адекватной системы требований к нему. Если трудности в обучении обусловлены теми или иными личностными особенностями, проблемами развития отдельных познавательных процессов, то следующим после сбора анамнестических данных этапом психодиагностической процедуры является тщательный анализ познавательной деятельности ребенка для оценки уровня его интеллектуального развития, умственной работоспособности, аффективно-личностных и мотивационных особенностей, прогноза потенциальных возможностей. При необходимости, чтобы исключить вероятность нарушений нейродинамического характера, психолог консультируется со специалистами медицинского профиля. Работая с детьми данного типа, психолог взаимодействует с социальными педагогами, родителями и другими участниками образовательного процесса. С подростком осуществляется индивидуальная коррекционная работа или его включают в число учащихся, посещающих групповые психокоррекционные занятия.
Психологическая работа с социально запущенными учащимися. Такие дети плохо поддаются и часто активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей, составляя своеобразную "группу риска" среди подростков. Психолог, работая с подростком данного типа, тщательно выявляет причины его социальной дезадаптации. Причинами могут быть:
1. Ошибки семейного воспитания:
а) недостаток внимания либо его бессодержательность со стороны близких людей;
б) отрицательное влияние на детей поведения родителей;
в) противоречивое отношение родителей к детям;
г) привитие противоречащих моральным нормам взглядов и убеждений.
2. Негативное влияние среды, деформация социальных связей и соответственно референтных и ценностных ориентаций:
а) влияние референтных групп с асоциальной ориентацией;
б) расхождение норм группы с общепринятыми моральными нормами.
Работая с социально запущенным подростком, психолог в сотрудничестве с педагогами, соцпедагогами, оказывает помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями. Обязательно проводится психологическая работа с родителями подростка и обучающими его учителями.
IV этап
Определение эффективности проделанной работы
На заключительном этапе работы психолог оценивает эффективность и осуществляет анализ проведенной работы.
Приложение 1.
Психолого-педагогическая карта учащегося
1. Ф.И.О. учащегося________________________________________________________________
2. Класс___________________________________________________________________________
3. Классный руководитель___________________________________________________________
4. Проблема и социальная сфера ее локализации:
__________________________________________________________________________________
5. Сведения о семье:
- состав___________________________________________________________________________
- материально-экономические условия_________________________________________________
- особенности семейного воспитания__________________________________________________
6. Индивидуально-личностные особенности:
- развитие познавательной сферы_____________________________________________________
- развитие эмоционально-волевой сферы______________________________________________
- тип нервной системы______________________________________________________________
- темперамент_____________________________________________________________________
- акцентуации характера____________________________________________________________
- асимметрия полушарий____________________________________________________________
- конфликтность___________________________________________________________________
-коммуникативность_______________________________________________________________
- самооценка______________________________________________________________________
- суицидальные наклонности________________________________________________________
- уровень личностной и творческой активности_________________________________________
7. Особенности поведения:
- соблюдение социальных норм______________________________________________________
- наличие агрессии_________________________________________________________________
- наличие конформности____________________________________________________________
- особенности самопредъявления____________________________________________________
- наличие вредных привычек (указать)_________________________________________________
8. Особенности взаимоотношений:
- с членами семьи__________________________________________________________________
- с одноклассниками, сверстниками___________________________________________________
- классным руководителем___________________________________________________________
- наличие референтной группы, ее характеристика_______________________________________
9. Особенности учебной деятельности:
- отношение к школе_______________________________________________________________
- учебная мотивация________________________________________________________________
- успеваемость (укажите предметы, по которым не успевает)_____________________________
- учебные предметы, вызывающие затруднения (укажите причины)________________________
- посещаемость занятий, количество пропусков, причины непосещения_____________________
Примечания:_______________________________________________________________________