Урок чтения в 1-м классе по теме: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д’], учить давать характеристики звукам.
  2. Развивать умение читать слоги и слова с буквой д.
  3. Формировать правильное выразительное чтение.
  4. Способствовать воспитанию любознательности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка.

1.Чтение скороговорки (про себя, затем вслух)

Белые бараны били в барабаны.

2.Таблицы с цифрами.

Развитие поля зрения. Учащиеся закрывают жетонами цифры таблицы, учитель считает от 1 до 10.

10 5 9
3   4
8 2  
1 7 6

3.Чтение слов с доски.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
зебра рыба коза
зебры рыбка косы
зубры рыбак косу
кобра рыбак косил
кобры рыбалка косит

- Какие слова являются родственными?

III.Повторение пройденного.

Чтение по “Русской азбуке”.
“Виталик и Бобик”.
“Барсик”.

- Какие три буквы откатил Барсик? ( м, п, о)

IV. Работа над новым материалом.

1.Какой одинаковый звук вы слышите в словах:

дорога, труд, день, дело.

2.Отгадайте имя (по первым буквам)

На наборном полотне учащиеся выкладывают слова:

Дорога, ирис, мама, автобус (Дима)

- Как правильно записать слово? (Имена пишем с большой буквы)

3.Выделение новых звуков из слов: два, гвозди.

а) Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова!
Выгибает двойка шею
Волочится хвост за нею!

Работа над словом “два” с использованием схем - 1 слог, состоит из твердого согласного с гласным. ? звук [д] – согласный, твердый, звонкий.

б) Со шляпкой, а не гриб – (гвоздь, много – гвозди)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет (рисунок – гвозди)

Звукобуквенный анализ.

Гво-зди( 2 слога, ? слог ударный, состоит из … и т.д.)

[д’] – согласный, мягкий, звонкий.

4. Определение новых звуков в словах:

Дом – в начале слова, твердый.
Диван - …
Стол - …
Дверь - …
Парта-…
Медведи - …
Дорога - …

5. Знакомство с буквами Д, д.

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.

- Нахождение буквы “д” на ленте букв и в кассе.

6.Чтение слогов с буквой д.

- Какие согласные надо взять для твердого слияния? (а, о, у, ы)
- А для мягкого? (и, е)

Игра “Подбери слово со слогом” - да, до, ды, ди, ду.

7.Чтение слов с доски.

вода
водопад
водолаз
водные
подводные
труд
трудна

-Кто такой водолаз?

Жил да был неустрашимый
Знаменитый водолаз.
И акулы, и дельфины
С ним здоровались не раз.
С кем он только не встречался
Под водою голубой
Потому что погружался,
Потому что погружался
Он в работу с головой.

Люди давно хотели посмотреть, что делается на дне моря. Но как это сделать? Ведь под водой нельзя дышать! Самый первый “водолаз” опустился на дно в … бочке. Потом появились водолазные костюмы, к которым по резиновым шлангам с берега накачивали воздух. Чтобы водолаз не всплывал, на ноги ему одевали тяжелые свинцовые ботинки. Работать в таком костюме было опасно и тяжело, так как воздушный шланг часто запутывался, и водолаз погибал. Сейчас у водолазов есть легкие резиновые костюмы. За спиной по два баллона с жатым кислородом. В таких костюмах водолазы ремонтируют корабли, достают со дна затонувшие сокровища и даже снимают кино.

- Беседа по иллюстрации на тему “Морские сокровища” с. 108-109.

8.Чтение текста к иллюстрации. С. 109.

- Чем трудна работа водолаза?
- Кем работают папы у Димы и Нади?
- Какую работу они выполнили?
-Какой мост помогали укрепить водолазы?

9.Самостоятельное чтение с заданием: подчеркнуть букву “д” в словах.

10.Беседа о профессиях.

Водолаз – это тоже профессия.
- С какими профессиями еще мы уже знакомились на уроке чтения? (тракторист, повар)
Чтение текста “Кто кем работает” с. 113.
- О каких профессиях вы еще узнали?
- Работа над смыслом пословицы “такие труды, такие и плоды”

V. Итог.

- Что нового вы узнали о профессии водолаза?
- Посмотрите внимательно, какие буквы пропущены в словах?
. рова (д), . рава (т)