Цели:
- Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д’], учить давать характеристики звукам.
- Развивать умение читать слоги и слова с буквой д.
- Формировать правильное выразительное чтение.
- Способствовать воспитанию любознательности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка.
1.Чтение скороговорки (про себя, затем вслух)
Белые бараны били в барабаны.
2.Таблицы с цифрами.
Развитие поля зрения. Учащиеся закрывают жетонами цифры таблицы, учитель считает от 1 до 10.
10 | 5 | 9 |
3 | 4 | |
8 | 2 | |
1 | 7 | 6 |
3.Чтение слов с доски.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
зебра | рыба | коза |
зебры | рыбка | косы |
зубры | рыбак | косу |
кобра | рыбак | косил |
кобры | рыбалка | косит |
- Какие слова являются родственными?
III.Повторение пройденного.
Чтение по “Русской азбуке”.
“Виталик и Бобик”.
“Барсик”.
- Какие три буквы откатил Барсик? ( м, п, о)
IV. Работа над новым материалом.
1.Какой одинаковый звук вы слышите в словах:
дорога, труд, день, дело.
2.Отгадайте имя (по первым буквам)
На наборном полотне учащиеся выкладывают слова:
Дорога, ирис, мама, автобус (Дима)
- Как правильно записать слово? (Имена пишем с большой буквы)
3.Выделение новых звуков из слов: два, гвозди.
а) Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова!
Выгибает двойка шею
Волочится хвост за нею!
Работа над словом “два” с использованием схем - 1 слог, состоит из твердого согласного с гласным. ? звук [д] – согласный, твердый, звонкий.
б) Со шляпкой, а не гриб – (гвоздь, много – гвозди)
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет (рисунок – гвозди)
Звукобуквенный анализ.
Гво-зди( 2 слога, ? слог ударный, состоит из … и т.д.)
[д’] – согласный, мягкий, звонкий.
4. Определение новых звуков в словах:
Дом – в начале слова, твердый.
Диван - …
Стол - …
Дверь - …
Парта-…
Медведи - …
Дорога - …
5. Знакомство с буквами Д, д.
Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
- Нахождение буквы “д” на ленте букв и в кассе.
6.Чтение слогов с буквой д.
- Какие согласные надо взять для твердого
слияния? (а, о, у, ы)
- А для мягкого? (и, е)
Игра “Подбери слово со слогом” - да, до, ды, ди, ду.
7.Чтение слов с доски.
вода
водопад
водолаз
водные
подводные
труд
трудна
-Кто такой водолаз?
Жил да был неустрашимый
Знаменитый водолаз.
И акулы, и дельфины
С ним здоровались не раз.
С кем он только не встречался
Под водою голубой
Потому что погружался,
Потому что погружался
Он в работу с головой.
Люди давно хотели посмотреть, что делается на дне моря. Но как это сделать? Ведь под водой нельзя дышать! Самый первый “водолаз” опустился на дно в … бочке. Потом появились водолазные костюмы, к которым по резиновым шлангам с берега накачивали воздух. Чтобы водолаз не всплывал, на ноги ему одевали тяжелые свинцовые ботинки. Работать в таком костюме было опасно и тяжело, так как воздушный шланг часто запутывался, и водолаз погибал. Сейчас у водолазов есть легкие резиновые костюмы. За спиной по два баллона с жатым кислородом. В таких костюмах водолазы ремонтируют корабли, достают со дна затонувшие сокровища и даже снимают кино.
- Беседа по иллюстрации на тему “Морские сокровища” с. 108-109.
8.Чтение текста к иллюстрации. С. 109.
- Чем трудна работа водолаза?
- Кем работают папы у Димы и Нади?
- Какую работу они выполнили?
-Какой мост помогали укрепить водолазы?
9.Самостоятельное чтение с заданием: подчеркнуть букву “д” в словах.
10.Беседа о профессиях.
Водолаз – это тоже профессия.
- С какими профессиями еще мы уже знакомились на
уроке чтения? (тракторист, повар)
Чтение текста “Кто кем работает” с. 113.
- О каких профессиях вы еще узнали?
- Работа над смыслом пословицы “такие труды,
такие и плоды”
V. Итог.
- Что нового вы узнали о профессии водолаза?
- Посмотрите внимательно, какие буквы пропущены в
словах?
. рова (д), . рава (т)