Пояснительная записка
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволит уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.
В основе курса лежат следующие дидактические принципы:
- Обучение на высоком уровне трудности.
- Быстрый темп изучения материала.
- Ведущая роль теоретических знаний.
- Осознание процесса учения.
- Оптимальное развитие всех детей.
Создание доверительной атмосферы в классе,
ситуации успеха для каждого позволяет в рамках
предмета “Экономика”, привлекая доступный на
бытовом уровне для каждого ребенка опыт и
впечатления, добиться раскрытия
индивидуальности и развития способностей всех
детей.
Несмотря на доступную и занимательную форму изложения “Экономики”, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторое усилие.
На каждом этапе ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.
Она заключается в выявлении, осознании основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также в получении необходимых умений и навыков.
Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.
Цель: формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.
Задачи: формирование основ экономических знаний (сообщение элементарных знаний об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов). Объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей - в семье, в городе, в стране, основных экономических принципов и законов.
Освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе.
Создание основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.
Интегрированный урок “Экономика”, “Природоведение”, “Мир вокруг нас”
Тема: “Государственный бюджет. Экологическая безопасность”.
Цель:
проверить в игровой форме знания, полученные на уроках.
Задачи:
- проверить, как учащиеся усвоили понятия и термины;
- продолжать развивать представления детей о связи экологических и экономических проблем;
- развивать способности анализировать события, создавать условия для развития их воображения и творчества.
Ход занятия:
I. Организационная часть.
- Пожелание хорошего настроения.
- Сценка “Однажды”.
Однажды встретились две мышки.
Разговорились между собой
- Ну, как твои делишки?-
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед обществом:
Хозяин мой
Работу предоставил с мясом мне,
Да что работу –
Не платит он зарплату!
Не хочет предоставить выходной!
Боюсь, не выдержу, сорвусь.
И съем все мясо разом.
А у тебя – то, как дела?
- Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтоб бизнес мой мне прибыль не принес
И в банк тотчас же деньги не отнес
Курьер мой – на хранение,
Чтоб получить еще процент, ко вкладу моему.
Если хотите добиться успеха
Без рыбки золотой,
Изучайте экономику прямо сейчас
А не потом!
Вот мы и начнем работу факультатива “Экономика в начальных классах”.
II. Сообщение темы:
“Государственный бюджет. Экологическая безопасность”.
Для счастливой и радостной жизни каждому из нас необходимо видеть красивое вокруг себя – в природе, в своем доме, везде. А еще нам нужны любовь и внимание близких людей. И самим кого-то любить и заботиться. Нам нужны друзья, с которыми можно проводить время и которые помогут в трудную минуту.
- А как же называется все то, что нужно людям для жизни? (Потребности)
У каждого есть потребности в воде, в воздухе, в еде, в одежде, в обуви и т.д.
- Откуда берется все то, что необходимо для удовлетворения потребностей? (Многое дает природа)
- Какая главная задача экономики? (Удовлетворить потребности людей)
III. Как же мы удовлетворим потребности людей?
1. Рассказ 1 ученика.
В далеком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трех китах. Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение “три кита”, которое означает основу. Есть свои три кита и у экономики
2. Рассказ 2 ученика.
Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Эти богатства разнообразны. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые.
К великому сожалению, многие богатства люди используют жестоко, не думая ни о судьбе самой природы, ни о будущем человечества. Экологи предупреждают: долго это продолжаться не может.
Богатство природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить нам природный дом.
- С какой наукой взаимосвязана экономика?
- Что вы можете рассказать о капитале?
3. Рассказ 3 ученика.
Капитал – так называют все то, что сделано руками людей для производства новых товаров и услуг. Это здания фабрик и заводов и т.д. Руководители стараются увеличить свой капитал.
- Имея природные богатства и капитал – без чего нельзя обойтись?
Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он нужен, чтобы создавать капитал. В экономике необходим труд людей самых разнообразных профессий. Успех труда зависит от их образования, от здоровья людей.
- Мы говорим о производстве товаров и услуг, а сможете ли вы определить, что есть товар, а что услуга (2 класс), общественные услуги и частные услуги?
IV. Игра “Товар или услуга”.
Поставь "+" рядом с тем словом, которое связано с общественными услугами:
книга
перевезти
научить
помочь
вылечить
телевизор
школа
такси
картина
подстричь
парикмахерская
бензозаправка
библиотека
милиция
больница
ларек
V. Физминутка.
VI. “Дополни строчку”.
- Та сумма, что заплатит покупатель Что такое цена?
- Угадай, как то зовется, Что такое товар?
- Чтобы врач купил пирог Что такое налог?
- Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год
Отложит про … (запас)
Та сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена всех товаров
На рынке называется … (цена)
Что за деньги продается
Это не чудесный дар,
А просто-напросто … (товар)
Заплати скорей … (налог)
VII. Закрепление предыдущей темы “Государственный бюджет”.
Раздаются карточки каждому ученику:
- Купил себе землю
- Выиграл большую сумму в игре
- Прибыль от предприятия
- Большую ссуду в банке
- Вы получили прибыль. Ваши действия? (Заплатить налог)
- Для чего нужен налог? (Чтобы пополнить денежную сумку государства)
- Как это происходит? (На что расходуется госбюджет? Что произойдет если неправильно распределить госбюджет? Как избежать этой опасности?)
VIII. Физминутка.
IX. Почему погибли дубы? (рассказ учителя).
1. (Та-а-к) Однажды гном Эконом очутился в “Мертвой дубраве”, среди огромных высохших дубов. Та-а-а-к, вокруг дубов какие-то следы. …Следы копыт! Вон большие копыта, вот поменьше, а вот совсем маленькие! Кто же здесь ходил?
Может тут побывали черти? Но что они здесь делали? Может Баба Яга их послала погубить сказочный лес? Почему разыгралась страшная трагедия?
2. Работа в группах (составьте страшную-страшную цепочку, которая привела к уничтожению дубов.) (человек, …)
3. Вывод: человек должен задумываться о последствиях своих действий.
X. Экологическая безопасность.
Мы уже знаем, что люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Человек вынужден (посмотрите на цепь загрязнения) дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества.
Может ли человек оставаться при этом здоровым? Нет, конечно!
- Что такое экологическая безопасность? (Это защита от вредного действия, испорченной окружающей среды)
- Как защититься от загрязненного воздуха? (Никогда не останавливаться на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Дым сигарет – опасный загрязнитель воздуха.)
- Как защититься от загрязненной воды?
Вывод.
XI. Разработка проекта.
Предлагаю вам начать какое-то “дело”. Придумайте вид деятельности (производство товаров и услуг), которые могли бы пользоваться спросом у населения. В качестве сырья использовать ненужные, использованные упаковочные материалы, бросовый материал. Это заставит задуматься о проблеме утилизации мусора.
Требования к проекту:
- Какие потребности удовлетворяет проект?
- Перечень ресурсов, необходимых для их удовлетворения.
- Способы привлечения этих ресурсов.
- Какова цена производимых изделий?
- Кто и как будет их производить?
- На что будут тратиться полученные при продаже деньги?
- Какова заработная плата производителей?
- Как рекламировать товар, продукты своего производства?
XII. Итог.
Оцените свою работу по 10-баллной системе. И работу учителя. Но одно условие: пользоваться только своим мнением и своим решением. Награда за качественную работу:
Лучший знаток экологии,
Лучший знаток экономики,
Лучший знаток природы.