Эффективность интегрированного обучения в начальных классах общеобразовательной школы

Разделы: Начальная школа


Современное образование характеризуется гуманизацией образовательного процесса, в центре которого – формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Являясь участником прошлого фестиваля “Открытый урок”, я ознакомилась с материалами других учителей (не только преподающих в начальной школе) и обратила внимание на то, что в современном образовании мои коллеги уделяют большое внимание интегрированному обучению. Представлено большое количество работ, в которых рассматриваются особенности интегрированного обучения, его эффективность, а также предлагаются конспекты интегрированных уроков. Четвертый год я работаю над темой “Формирование способностей к речевому творчеству у младших школьников в условиях интегрированного обучения”. Я рада, что среди участников фестиваля встретила своих единомышленников: И. В. Бань, С. В. Баранову, М. И. Балагурову, А. В. Басманову, Н. Ю. Нестерову, А. В. Павлову, С. Д. Червонную и др. [3].

Само понятие “интегрированное обучение” рассматривается нами, как система уроков, объединенных общими темой и целями. Соединяя знания, полученные по каждому предмету, у ребенка формируется целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений [1, с. 4].

Эффективность интегрированного обучения очевидна. Такой вывод я делаю из результатов своего исследования, а также работ других учителей, указанных выше. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний, создает возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий. Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения.

Мы присоединяемся к мнению Э. Л. Мельник и Л. А. Исаевой [2, с. 74] и считаем, результат интегрированного обучения проявляется в следующем:

- в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

- в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;

- в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интегрированное обучение способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке.

Мы считаем, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене общеобразовательной школы, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются.

Более подробная методика работы в этом направлении была представлена мною в предыдущей статье “Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников” [3, с.149]. Предлагаю примерные темы интегрированных уроков для 2-4 класса четырехлетней начальной школы по учебникам: Т. Г. Рамзаевой “Русский язык”, М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой “Родная речь”, А. А. Плешакова “Природоведение”.

Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1-4)

“Моя любимая игрушка”

1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам.

2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.

3. Изобразительное искусство – рисование по представлению любимой игрушки.

4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”.

“Подарок Зимы”

1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.

2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”

3. Трудовое обучение - вырезание снежинок из салфеток

4. Изобразительное искусство – декоративное рисование “Вологодская снежинка”.

5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на ватмане в виде классной газеты.

“Новогоднее чудо”

1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке.

2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и др.

3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” - лепка из пластилина.

4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с натуры.

5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”.

Тема заканчивается новогодним утренником.

“Зимушка-Зима”

1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме.

2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.

3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация.

4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”.

5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”.

6. Русский язык – сочинение “Зимушка-Зима”.

“Моя мамочка”

1. Чтение – стихи о маме.

2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”.

3. Трудовое обучение – подарок для мамы.

4. Изобразительное искусство – мамин портрет.

5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”.

Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”.

“Космическое путешествие”

1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.

2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.

3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля.

4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”.

5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие на Марс).

“Весна-красна”

1. Чтение – знакомство с произведениями о весне.

2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др.

3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике оригами.

4. Изобразительное искусство – веточка вербы.

5. Русский язык – сочинение “Весна-красна”.

3 класс

“Осенняя сказка”

1. Чтение – стихи и рассказы об осени.

2. Изобразительное искусство – беседа по картине И. Левитана “Золотая осень”, рисование на тему “Осенний лес”.

3. Трудовое обучение – работа с природным материалом.

4. Музыка – Ю. Чичков “Осень”, Ц. Кюи “Осень”, разучивание песен.

5. Природоведение – экскурсия в природу “В мастерской у Осени”.

6. Русский язык – творческая работа “Осенняя сказка”.

“Первый снег”

1. Чтение – А. П. Чехов “Первый снег”, стихи по теме.

2. Изобразительное искусство – беседа по картине А. А. Пластова “Первый снег”, рисование

3. Трудовое обучение – аппликация “Снеговик” (из рваной бумаги).

4. Музыка – произведения, соответствующие радостному событию – первому снегу.

5. Русский язык – творческая работа “Первый снег”.

“Зима”

1.Чтение – О. Высоцкая “Ёлка”, А. С. Пушкин “Зимнее утро”, И. Суриков “Зима”.

2. Природоведение – экскурсия в природу “Хозяюшка Зима”.

3. Изобразительное искусство – беседа по картине И. Шишкина “Лес зимой”, иллюстрирование стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее утро”.

4. Музыка – Г. Свиридов “Метель”.

5. Русский язык – творческая работа

“Для любимой мамочки”

1 .Чтение – Стихи и рассказы о маме.

2. Изобразительное искусство – рисование праздничной открытки.

3. Трудовое обучение – подарок маме.

4. Музыка – песни о маме.

5. Русский язык – творческая работа “Моя мама”, с. 174-175 упражнения 464-467.

Большинство детей выбрали стихотворную форму творческой работы. Сочинения оформлены в виде книги.

“Весна идёт!”

1.Чтение – с. 123-148 “Весна, весна! И все ей радо…”.

2. Природоведение – экскурсия в природу “Весна пришла”.

3. Изобразительное искусство – беседа по картине А. Саврасова “Грачи прилетели”, рисование на тему “Апрель”.

4. Трудовое обучение – панно “Весна идет” коллективная работа.

5. Музыка – П. И. Чайковский “Вальс цветов” (из балета “Щелкунчик”).

6. Русский язык – творческая работа “Весна идёт!”. Работы оформлены в виде альбома.

“Где водятся волшебники?”

1. Внеклассное чтение – пословицы о добрых словах, стихотворение А. Барто “Снегирь”.

2. Внеклассное занятие – “Слова и чувства”.

3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Волшебная страна”.

4. Музыка – И. Николаев, И. Резник “Маленькая страна”, М. Минков, Ю. Энтин “Где водятся волшебники?”.

5. Русский язык – творческая работа “Если бы я был волшебником!”.

4 класс

“Осенний вальс”

1. Русский язык – особое внимание упражнениям осенней тематики.

2. Внеклассное чтение – стихи и рассказы об осени.

3. Природоведение – осенняя экскурсия в природу.

4. Изобразительное искусство – “Осенний букет”, “Портрет осеннего дерева”, “Осень в саду”, “В гостях у осени”.

5. Трудовое обучение – работа с природным материалом, составление осенних композиций.

6. Музыка – Р. Шуман “На опушке леса”, А. Глазунов “Лес”.

7. Русский язык – творческая работа “Осенний вальс”.

“Северная гостья”

1. Природоведение – “Природа севера”.

2. Внеклассное чтение – стихи и рассказы по теме.

3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Первый снег”.

4. Музыка – И. Кюи “Зима”, разучивание русской народной песни “Здравствуй, гостья зима”.

5. Русский язык – творческая работа “Северная гостья”.

Таким образом, было проверено усвоение материала по природоведению, а также учащиеся учились работать с источником при написании сочинения.

Работы оформлены в виде альбома.

“Моё любимое время года”

1. Чтение – стихи из “Поэтической тетради” №1, домашнее задание – стихотворения о любимом времени года.

2. Экскурсия в картинную галерею.

3. Изобразительное искусство – рисование на тему.

4. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.

5. Русский язык – на основе упражнения 183 с. 83 написание сочинения-рассуждения “Моё любимое время года”.

“Скоро-скоро Новый год!”

1. Внеклассное чтение – стихи и рассказы о новогоднем празднике.

2.Трудовое обучение – подготовка новогодних игрушек, украшений.

3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Новогодний праздник”.

4. Музыка – разучивание новогодних песен и танцев.

5. Русский язык – творческая работа “Скоро-скоро Новый год!”.

Оформление плаката “С Новым годом!”.

“Зимние забавы”

1. Внеклассное чтение – стихи и рассказы по теме.

2. Природоведение – экскурсия в природу.

3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Зимние забавы детей”.

4. Музыка – Ф. Лист “Метель”, Н. Потоловский “Метель” – слушание, беседа с учащимися.

5. Русский язык – упражнение 326 с.143 составление рассказа по рисунку.

“Мой край родной”

1. Чтение – “Поэтическая тетрадь “Тихая моя родина” с. 61-80.

2. Природоведение – “Сбережем природу своего края” с. 99.

3. Экскурсия в музей “Наш край”.

4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Мой край родной”.

5. Русский язык – рассказ или стихотворение “Мой край родной”.

Работа оформлена на ватмане в виде классной газеты. Лучшие стихотворения переданы в районную газету.

“Мамин праздник”

1. Чтение – стихи и рассказы о маме.

2. Изобразительное искусство – рисование на тему “моя мамочка”.

3. Трудовое обучение – подарок для мамы.

4. Музыка – песни о маме.

5. Русский язык – упражнение 396 с.173 “Мамин праздник”.

“Весна”

1. Внеклассное чтение – стихи и рассказы о весне.

2. Природоведение – экскурсия “В гости к весне”.

3. Изобразительное искусство – беседы по картинам Е. Ануфриева “Март пришёл”, И. Левитана “Март”, “Весна – большая вода”, рисование на тему “Весеннее солнце”.

4. Трудовое обучение – коллективная работа – составление мозаичного панно “Весенняя сказка цветов”.

5. Музыка – украинская народная песня “Веснянка”.

6. Русский язык – с. 202 упражнение 468 составление рассказа о весенних играх, с. 209 упражнение 487 сочинение по картине К. Ф. Юона “Конец зимы”.

“Нужна ли миру война?”

1. Внеклассное чтение – стихи и рассказы о войне.

2. История (Е. Саплина, А. Саплин) – “Век в котором мы живем” с. 115.

3. Экскурсия в музей – “Герои нашего края”, возложение цветов к памятнику героям ВОВ.

4. Изобразительное искусство – беседа по картинам Ф. Решетникова “За мир!”, П. Пикассо “Голубь мира”, рисование на тему.

5. Трудовое обучение – коллективная работа “Мы вас помним!”.

6. Музыка – Д. Тухманов “День победы”.

7. Русский язык – упражнения на с. 228 – 231, сочинение-рассуждение “Нужна ли миру война?”.

“Кем быть?”

1. Внеклассное чтение – В. Маяковский “Кем быть?”, С. Михалков “А что у вас?”, В. Драгунский “Друг детства”.

2. Экскурсия в музей – “Уважаемые люди нашего района”.

3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Когда я вырасту”.

4. Трудовое обучение – выставка работ “Умелые руки”.

5. Музыка – песни о профессиях.

6. Русский язык – творческая работа “Кем быть?”.

Работа оформлена в виде “раскладушки” - поезда с сочинениями и фотографиями учащихся.

Библиографический список

1. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2002 – 72 с.

2. Начальная школа № 5, 98/Мельник Э. Л., Исаева Л. А. Интегрированные уроки при изучении природы, с. 74-76.

3. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сб. тезисов 2003/2004 учебный год – М.: “ Первое сентября” “Чистые пруды”, 2004. – 447 с.