Современное образование характеризуется гуманизацией образовательного процесса, в центре которого – формирование разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Являясь участником прошлого фестиваля “Открытый урок”, я ознакомилась с материалами других учителей (не только преподающих в начальной школе) и обратила внимание на то, что в современном образовании мои коллеги уделяют большое внимание интегрированному обучению. Представлено большое количество работ, в которых рассматриваются особенности интегрированного обучения, его эффективность, а также предлагаются конспекты интегрированных уроков. Четвертый год я работаю над темой “Формирование способностей к речевому творчеству у младших школьников в условиях интегрированного обучения”. Я рада, что среди участников фестиваля встретила своих единомышленников: И. В. Бань, С. В. Баранову, М. И. Балагурову, А. В. Басманову, Н. Ю. Нестерову, А. В. Павлову, С. Д. Червонную и др. [3].
Само понятие “интегрированное обучение” рассматривается нами, как система уроков, объединенных общими темой и целями. Соединяя знания, полученные по каждому предмету, у ребенка формируется целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений [1, с. 4].
Эффективность интегрированного обучения очевидна. Такой вывод я делаю из результатов своего исследования, а также работ других учителей, указанных выше. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний, создает возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий. Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения.
Мы присоединяемся к мнению Э. Л. Мельник и Л. А. Исаевой [2, с. 74] и считаем, результат интегрированного обучения проявляется в следующем:
- в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
- в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интегрированное обучение способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке.
Мы считаем, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене общеобразовательной школы, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются.
Более подробная методика работы в этом направлении была представлена мною в предыдущей статье “Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников” [3, с.149]. Предлагаю примерные темы интегрированных уроков для 2-4 класса четырехлетней начальной школы по учебникам: Т. Г. Рамзаевой “Русский язык”, М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой “Родная речь”, А. А. Плешакова “Природоведение”.
Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1-4)
“Моя любимая игрушка”
1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам.
2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.
3. Изобразительное искусство – рисование по представлению любимой игрушки.
4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”.
“Подарок Зимы”
1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.
2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”
3. Трудовое обучение - вырезание снежинок из салфеток
4. Изобразительное искусство – декоративное рисование “Вологодская снежинка”.
5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на ватмане в виде классной газеты.
“Новогоднее чудо”
1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке.
2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и др.
3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” - лепка из пластилина.
4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с натуры.
5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”.
Тема заканчивается новогодним утренником.
“Зимушка-Зима”
1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.
3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация.
4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”.
5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”.
6. Русский язык – сочинение “Зимушка-Зима”.
“Моя мамочка”
1. Чтение – стихи о маме.
2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”.
3. Трудовое обучение – подарок для мамы.
4. Изобразительное искусство – мамин портрет.
5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”.
Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”.
“Космическое путешествие”
1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.
2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.
3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля.
4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”.
5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие на Марс).
“Весна-красна”
1. Чтение – знакомство с произведениями о весне.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др.
3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике оригами.
4. Изобразительное искусство – веточка вербы.
5. Русский язык – сочинение “Весна-красна”.
3 класс
“Осенняя сказка”
1. Чтение – стихи и рассказы об осени.
2. Изобразительное искусство – беседа по картине И. Левитана “Золотая осень”, рисование на тему “Осенний лес”.
3. Трудовое обучение – работа с природным материалом.
4. Музыка – Ю. Чичков “Осень”, Ц. Кюи “Осень”, разучивание песен.
5. Природоведение – экскурсия в природу “В мастерской у Осени”.
6. Русский язык – творческая работа “Осенняя сказка”.
“Первый снег”
1. Чтение – А. П. Чехов “Первый снег”, стихи по теме.
2. Изобразительное искусство – беседа по картине А. А. Пластова “Первый снег”, рисование
3. Трудовое обучение – аппликация “Снеговик” (из рваной бумаги).
4. Музыка – произведения, соответствующие радостному событию – первому снегу.
5. Русский язык – творческая работа “Первый снег”.
“Зима”
1.Чтение – О. Высоцкая “Ёлка”, А. С. Пушкин “Зимнее утро”, И. Суриков “Зима”.
2. Природоведение – экскурсия в природу “Хозяюшка Зима”.
3. Изобразительное искусство – беседа по картине И. Шишкина “Лес зимой”, иллюстрирование стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее утро”.
4. Музыка – Г. Свиридов “Метель”.
5. Русский язык – творческая работа
“Для любимой мамочки”
1 .Чтение – Стихи и рассказы о маме.
2. Изобразительное искусство – рисование праздничной открытки.
3. Трудовое обучение – подарок маме.
4. Музыка – песни о маме.
5. Русский язык – творческая работа “Моя мама”, с. 174-175 упражнения 464-467.
Большинство детей выбрали стихотворную форму творческой работы. Сочинения оформлены в виде книги.
“Весна идёт!”
1.Чтение – с. 123-148 “Весна, весна! И все ей радо…”.
2. Природоведение – экскурсия в природу “Весна пришла”.
3. Изобразительное искусство – беседа по картине А. Саврасова “Грачи прилетели”, рисование на тему “Апрель”.
4. Трудовое обучение – панно “Весна идет” коллективная работа.
5. Музыка – П. И. Чайковский “Вальс цветов” (из балета “Щелкунчик”).
6. Русский язык – творческая работа “Весна идёт!”. Работы оформлены в виде альбома.
“Где водятся волшебники?”
1. Внеклассное чтение – пословицы о добрых словах, стихотворение А. Барто “Снегирь”.
2. Внеклассное занятие – “Слова и чувства”.
3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Волшебная страна”.
4. Музыка – И. Николаев, И. Резник “Маленькая страна”, М. Минков, Ю. Энтин “Где водятся волшебники?”.
5. Русский язык – творческая работа “Если бы я был волшебником!”.
4 класс
“Осенний вальс”
1. Русский язык – особое внимание упражнениям осенней тематики.
2. Внеклассное чтение – стихи и рассказы об осени.
3. Природоведение – осенняя экскурсия в природу.
4. Изобразительное искусство – “Осенний букет”, “Портрет осеннего дерева”, “Осень в саду”, “В гостях у осени”.
5. Трудовое обучение – работа с природным материалом, составление осенних композиций.
6. Музыка – Р. Шуман “На опушке леса”, А. Глазунов “Лес”.
7. Русский язык – творческая работа “Осенний вальс”.
“Северная гостья”
1. Природоведение – “Природа севера”.
2. Внеклассное чтение – стихи и рассказы по теме.
3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Первый снег”.
4. Музыка – И. Кюи “Зима”, разучивание русской народной песни “Здравствуй, гостья зима”.
5. Русский язык – творческая работа “Северная гостья”.
Таким образом, было проверено усвоение материала по природоведению, а также учащиеся учились работать с источником при написании сочинения.
Работы оформлены в виде альбома.
“Моё любимое время года”
1. Чтение – стихи из “Поэтической тетради” №1, домашнее задание – стихотворения о любимом времени года.
2. Экскурсия в картинную галерею.
3. Изобразительное искусство – рисование на тему.
4. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.
5. Русский язык – на основе упражнения 183 с. 83 написание сочинения-рассуждения “Моё любимое время года”.
“Скоро-скоро Новый год!”
1. Внеклассное чтение – стихи и рассказы о новогоднем празднике.
2.Трудовое обучение – подготовка новогодних игрушек, украшений.
3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Новогодний праздник”.
4. Музыка – разучивание новогодних песен и танцев.
5. Русский язык – творческая работа “Скоро-скоро Новый год!”.
Оформление плаката “С Новым годом!”.
“Зимние забавы”
1. Внеклассное чтение – стихи и рассказы по теме.
2. Природоведение – экскурсия в природу.
3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Зимние забавы детей”.
4. Музыка – Ф. Лист “Метель”, Н. Потоловский “Метель” – слушание, беседа с учащимися.
5. Русский язык – упражнение 326 с.143 составление рассказа по рисунку.
“Мой край родной”
1. Чтение – “Поэтическая тетрадь “Тихая моя родина” с. 61-80.
2. Природоведение – “Сбережем природу своего края” с. 99.
3. Экскурсия в музей “Наш край”.
4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Мой край родной”.
5. Русский язык – рассказ или стихотворение “Мой край родной”.
Работа оформлена на ватмане в виде классной газеты. Лучшие стихотворения переданы в районную газету.
“Мамин праздник”
1. Чтение – стихи и рассказы о маме.
2. Изобразительное искусство – рисование на тему “моя мамочка”.
3. Трудовое обучение – подарок для мамы.
4. Музыка – песни о маме.
5. Русский язык – упражнение 396 с.173 “Мамин праздник”.
“Весна”
1. Внеклассное чтение – стихи и рассказы о весне.
2. Природоведение – экскурсия “В гости к весне”.
3. Изобразительное искусство – беседы по картинам Е. Ануфриева “Март пришёл”, И. Левитана “Март”, “Весна – большая вода”, рисование на тему “Весеннее солнце”.
4. Трудовое обучение – коллективная работа – составление мозаичного панно “Весенняя сказка цветов”.
5. Музыка – украинская народная песня “Веснянка”.
6. Русский язык – с. 202 упражнение 468 составление рассказа о весенних играх, с. 209 упражнение 487 сочинение по картине К. Ф. Юона “Конец зимы”.
“Нужна ли миру война?”
1. Внеклассное чтение – стихи и рассказы о войне.
2. История (Е. Саплина, А. Саплин) – “Век в котором мы живем” с. 115.
3. Экскурсия в музей – “Герои нашего края”, возложение цветов к памятнику героям ВОВ.
4. Изобразительное искусство – беседа по картинам Ф. Решетникова “За мир!”, П. Пикассо “Голубь мира”, рисование на тему.
5. Трудовое обучение – коллективная работа “Мы вас помним!”.
6. Музыка – Д. Тухманов “День победы”.
7. Русский язык – упражнения на с. 228 – 231, сочинение-рассуждение “Нужна ли миру война?”.
“Кем быть?”
1. Внеклассное чтение – В. Маяковский “Кем быть?”, С. Михалков “А что у вас?”, В. Драгунский “Друг детства”.
2. Экскурсия в музей – “Уважаемые люди нашего района”.
3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Когда я вырасту”.
4. Трудовое обучение – выставка работ “Умелые руки”.
5. Музыка – песни о профессиях.
6. Русский язык – творческая работа “Кем быть?”.
Работа оформлена в виде “раскладушки” - поезда с сочинениями и фотографиями учащихся.
Библиографический список
1. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2002 – 72 с.
2. Начальная школа № 5, 98/Мельник Э. Л., Исаева Л. А. Интегрированные уроки при изучении природы, с. 74-76.
3. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сб. тезисов 2003/2004 учебный год – М.: “ Первое сентября” “Чистые пруды”, 2004. – 447 с.