Внеклассное занятие по природоведению. 3-й класс. Тема: "Зеленая красавица"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Зеленая красавица.

Класс земноводные. Лягушка.

Цели:

  • сформировать у детей представление о внешнем строении, движении, питании и размножении лягушек;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • плакаты с изображением лягушек; перчаточная кукла “Лягушка”;
  • плакаты с изображением жителей водоемов.

Литература:

А. Р. Резанов “Зоология”, “Издат-школа 2000”, 1999, журнал “В мире животных” № 9, 2000, № 5, 2001.

Ход урока

1. Вводная беседа

Учитель: “В давние времена у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья повзрослели, царь собрал их и говорит:

– Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить. Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего сына упала стрела на боярский двор… У среднего сына упала стрела на купеческий двор… А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела упала в болото”. Кого же встретил Иван-царевич на болоте? (Лягушку)

Появляется перчаточная кукла “Лягушка”.

Учитель представляет гостью.

С давних времен лягушки привлекали внимание людей. Есть в них что-то таинственное, волшебное, необычное. Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о лягушках.

2. Работа над темой урока

В России чаще всего встречаются озерная, травяная и остромордая лягушки. Озерная – самая крупная лягушка.

В нашей полосе, в апреле, в водоемы приходят остромордая и травяная лягушки. У травяной лягушки светлое брюшко с темными пятнами, а у остромордой брюшко без пятен. Передвигаются лягушки прыжками. Имеют длинные задние лапы.

Все лягушки во взрослом состоянии хищники. Язык прикреплен во рту не заднем концом, а передним. При виде ползающей или летающей мухи лягушка выбрасывает свой язык. Муха прилипает к нему и попадает в пасть лягушки. Проглотить пищу помогают… глаза. Время от времени они погружаются внутрь головы и проталкивают добычу в пищевод.

Лягушка: А как вы думаете, что едят лягушки?

Дети: Лягушки кормятся мухами, комарами, многоножками, улитками, червяками, мальками рыб.

Лягушка: Верно! А крупная озерная лягушка может проглотить мышь!

Учитель: Кожа у лягушек покрыта слизью. Она предохраняет ее от высыхания. И через кожу лягушки дышат, как и через легкие.

Кожные покровы обладают бактерицидными свойствами – препятствуют проникновению в организм болезнетворных микроорганизмов.

Лягушка: Раньше в деревнях нередко лягушку сажали в бидон с молоком, чтобы оно подольше не скисало.

Учитель: В жаркую погоду тело лягушки теряет много влаги. Но стоит ей добраться до воды, как она прямо на глазах разбухает. Лягушка – единственное животное, которое пьет вод все поверхностью кожи.

Лягушка: Необыкновенные особенности кожи делают некоторых лягушек опасными для человека. К нашим лягушкам это не относится, а вот некоторых моих тропических родственниц нужно остерегаться.

Учитель: Давайте послушаем рассказ об одной ядовитой красавице.

Ученик: Абсолютным “чемпионом” по ядовитости среди всех тварей, включая змей, следует признать жительницу тропических лесов Колумбии – крохотную, размером 2–3 см, лягушку – кокоа. Одной лягушки достаточно, чтобы отравить 50 стрел, которыми пользовались индейцы.

Но яд может и лечить. Порошок из сушеных жабьих шкурок применяется в Китае и Японии для улучшения сердечной деятельности, от зубной боли. В Южной Америке проживает древесная лягушка, способная выделять вещество в 200 раз эффективнее морфия.

Лягушки бывают разных размеров. Как вы уже слышали лягушка кокоа достигает 2–3 см, а вот самой крупной является лягушка голиаф. Проживает она в Африке (Камерун), достигает в размере 32–33 см, весит 3,5 кг.

Лягушка: Интересно будет узнать всем о том, как появляются на свет маленькие лягушки. Мамы-лягушки откладывают икру в воде, после чего уходят из воды, а папы-лягушки остаются охранять икринки.

Учитель: А как из икринок появляются лягушки? Ответом на этот вопрос вам послужит инсценировка, которую приготовили наши ребята.

3. Инсценировка “Приключения лягушонка”

К доске выходят дети с изображением икринок. Двое учащихся держат в руках веревку с прикрепленными “водорослями” – водоем.

Ведущий № 1: Эта история началась с лягушачьей икринки, плавающей в воде. Прогретая на солнце икринка вытянулась в живую запятую и вскоре превратилась в головастика.

Ведущий № 2: Первые дни наш головастик со своими многочисленными братьями и сестрами висел на подводных листочках. Спустя неделю прорезались ротики, выросли хвостики – словом, началась настоящая подводная жизнь.

Правда, эта жизнь была полна тревог и опасностей. Посудите сами, сколько же врагов у малышей-головастиков! И зубастая щука, намутив ил жабрами,глотает их десятками (проплывает щука), и жук-плавунец хватает всякого зазевавшегося. Даже озерные лягушки (появляется лягушка) не прочь полакомиться своими маленькими сородичами. Ну, а про ужей говорить не приходится, они вообще ненасытные на головастиков (проплывает уж).

Ведущий № 1: Вот поэтому и плавают напуганные головастики все вместе – так легче заметить появление врага. Пасутся боязливые головастики среди водорослей и шарахаются в стороны от любой подозрительной тени.

Ведущий № 2: Но вернемся к нашему маленькому герою. К этому времени у головастика выросли передние и задние лапы. И он уже может дышать не только жабрами, но и легкими. Его все больше тянет на поверхность водоема – вдохнуть воздуха и посмотреть мир. Взглянув на мир, головастик снова погружается в воду, соскабливает водоросли с разных предметов.

Ведущий № 1: Через некоторое время рот у головастика начинает перестраиваться: из скребущего он становится ловящим. Теперь головастик не может соскабливать водоросли, он вообще не может есть, а питается за счет своего хвостика. Постепенно хвостик уменьшается, и наш герой превращается в лягушонка. Он выбирается на берег. Теперь он может подпрыгивать вверх и хватать маленьких насекомых. (Лягушонок выбирается на берег и прыгает.)

Учитель: Спасибо всем! Молодцы!

4. Беседа о бережном отношении к природе. Чтение рассказа А. Плешакова “Изучили”

Учитель: Теперь мы знаем, как из икринок получаются лягушата. В конце занятия хочу предложить вам послушать историю про двух мальчиков, которые на уроке природоведения тоже узнали об этом чудесном превращении. После занятий они пошли на пруд, чтобы отдохнуть на берегу.

“Изучили”

“… Петя и Женя подошли к воде и увидели лягушачью икру. Они их заинтересовала.

– Давай ее изучим, – предложил Петя.

– Давай, – радостно согласился Женя.

Ребята сорвали какой-то большой лист, “зачерпнули” им икру и вытащили на берег. Положили на траву и стали внимательно рассматривать.

Икра лягушки была холодная и скользкая. Каждая икринка имела внутри маленький темный шарик, который снаружи был окружен прозрачной оболочкой.

– Интересно, – сказал Петя.

– Да, – ответил Женя. – Какие они маленькие, эти икринки. Даже не верится, что из каждой получится большая лягушка.

– Ну, – задумчиво сказал Петя, – они ведь не сразу получатся. Сначала будут маленькие головастики, они будут расти, а в лягушек уж потом превратятся.

Ребята постояли еще немного, поразглядывали свою находку, поговорили о том, о сем и пошли дальше”.

Лягушка: А как же икринки?

Учитель: Они так и остались лежать на берегу. Выведутся ли теперь из них головастики?

Дети: Нет, конечно. На солнце икринки высохнут и погибнут.

Учитель: Живыми икринки могут быть только в воде. Хорошая вещь любознательность, но иногда она бывает вредной.

А как вы, ребята, поступили бы на их месте? (Дети дают оценку поступку)

Лягушка: Мне очень понравились ваши ответы. Я уверена, что вы обижать лягушек не будете. А как нужно относиться к другим представителям флоры и фауны? (Ребята высказывают свое мнение)

На доске появляется плакат, где помещено стихотворение М.Дудина.

Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите.