В настоящее время имеется много сборников самостоятельных и контрольных работ по алгебре и началам анализа для учащихся 10-11 классов. Наиболее часто используемыми из них являются следующие:
- Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Контрольные и проверочные работы по алгебре, 10-11 кл.: Методическое пособие. – М.:Дрофа.
-Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Контрольные работы для общеобразоват.учреждений. – М.: Мнемозина.
-Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.: Илекса.
Много тематических контрольных работ по алгебре и началам анализа для различных профилей печатает журнал “Математика в школе”.
Рассмотрим примеры тематических индивидуальных трехуровневых контрольных работ по алгебре и началам анализа для классов естественно- научного профиля, предназначенных для организации дифференцированного контроля знаний учащихся иного рода.
При контроле знаний учащихся по пройденной теме каждому учащемуся выдается карточка для проведения индивидуальной контрольной работы. В каждой карточке 10 заданий. Задания распределены по трем уровням сложности А, Б, В ( в карточках они выделены цветом: А – синим, Б – зеленым, В – красным). Ни одно из заданий в карточках не повторяется дважды.
Задания с номерами 1,2,3,4,5 являются уровня А и оцениваются 1 баллом.
Задания с номерами 6,7,8 являются уровня Б и оцениваются 2 баллами.
Задания с номерами 9,10 являются уровня В и оцениваются 3 баллами.
Уровень А соответствует обязательным программным требованиям (воспроизводящая деятельность по определенному алгоритму, уровень типовой задачи, т.е. задачи, которые многократно прорешивались).
Уровень Б соответствует среднему уровню сложности (применение известной информации, известных действий в нетиповых, комбинированных задачах, но в знакомых ситуациях).
Уровень В предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике ( применение известной информации, действий в новой нестандартной ситуации, способ решения учащемуся не известен и он придумывается).
Проверяются все задания, но отметка выставляется по 5 решенным заданиям.
Учащийся самостоятельно определяет, задания каких уровней он может решить.
При этом происходит самооценка своих знаний, принимается решение в ситуации выбора и исключается элемент списывания.
Если в ходе решения заданий учащийся набрал от 0 до 4 баллов, то он получает отметку “2”.
Если учащийся набрал от 5 до 6 баллов, то получает отметку “3”.
Если учащийся набрал от 7 до 8 баллов, то получает отметку “4”.
Если учащийся набрал от 9 до 12 баллов, то получает отметку “5”.
Например, чтобы получить отметку “3”, учащийся должен правильно решить либо 5 заданий уровня А (1+1+1+1+1=5 баллов), либо 2 задания уровня Б и одно задание уровня А (2+2+1=5 баллов), либо решить 1 задание уровня В и 2 задания уровня А (3+1+ 1=5 баллов). Возможны и другие ситуации.
Причем, чтобы получить отметку “5” , т.е. набрать 9 баллов, учащийся должен обязательно решить хотя бы одно задание уровня В.
Рассмотрим примеры карточек таких контрольных работ.
Пример индивидуальной карточки контрольной работы для 10 класса естественно-научного профиля по теме “Тригонометрические уравнения”:
Решите уравнения: 1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. Найти среднее арифметическое корней уравнения , принадлежащих промежутку 8. |
9. 10. При каких значениях параметра а уравнение не имеет решений? |
Пример индивидуальной карточки контрольной работы для 11 класса естественно-научного профиля по теме “Показательные уравнения”.
Решите уравнения 1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. 8. |
9. 10. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение имеет решения. Найдите эти решения. |
Пример индивидуальной карточки контрольной работы для 11 класса естественно-научного профиля по теме “Логарифмические уравнения”.
Решите уравнения 1. 2. 3. 4. 5. |
6. 7. 8. |
9. 10. При каждом значении параметра а решите уравнение |