Урок обучения грамоте в 1-м классе по системе Л.В.Занкова. Тема: "Деление слов на слоги"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с фонематическим понятием “слог”, учить делить слова на слоги;
  • воспитать у детей доброе отношение друг к другу;
  • способствовать развитию психических свойств личности - логического мышления, произвольной памяти, внимания, коммуникативных умений;
  • развивать творческую активность учащихся, создавать условия для переосмысления изученного материала;
  • организовать двигательный режим детей во время урока, используя работу в группах и физминутки.

Оборудование:

для детей:

  • карточки с буквами, модели звуков, кассы букв, досочки для письма;

для учителя:

  • картина с изображением леса, карточки со словами, слогами, “зашифрованные” буквы, корзины, иллюстрации детей, диких животных (волка, лисы, белки), нарисованные облака, звукобуквенные схемы, фонограмма с записью голосов лесных птиц, касса букв, наборное полотно.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

Учитель. Закройте глаза и попробуйте догадаться, куда мы сегодня отправляемся на уроке.

(Звучит фонограмма с записью голосов лесных птиц.)

Дети. Мы отправляемся в лес.

Учитель. Как вы догадались?

Дети. Догадались по звукам, которые услышали. Эти звуки издают птицы, их в лесу очень много.

Учитель. По звукам вы смогли определить место нашего сегодняшнего путешествия, а можете ли вы по этим звукам определить, что говорят птицы?

Дети. По этим звукам мы не можем узнать, о чем птицы говорят.

Учитель. Почему вы не можете по этим звукам определить, о чем говорят птицы?

Дети. Только звуки человеческой речи образуют слова.

Учитель. Из любых ли звуков человеческой речи образуются слова и как они образуются?

(Пауза, т.к. дети не знают, что ответить, они не готовы к ответу на этот вопрос.)

Учитель. Попробуем, путешествуя по лесу ответить на этот вопрос: Как образуются слова?

2. Повторение изученного.

Учитель. Чтобы попасть в лес, нужно составить звуковую схему слова “лес”. Кто желает работать у доски?

Один ребенок работает у доски самостоятельно, а остальные выкладывают звуковую схему на партах. Появляется схема:

Зелен. Красн. Синий.

Учитель. Выделите первый звук. Дайте ему характеристику.

Дети выделяют первый звук и дают ему характеристику - согласный мягкий.

Учитель. Какой буквой обозначим этот звук?

Дети. Этот звук обозначим буквой “Л”.

Дети показывают букву этого звука.

Учитель. Молодцы, вы правильно составили схему, и мы попали в лес.

На доске появляется картина с изображением леса.

Учитель. Посмотрите, в траве что-то спряталось. Что это?

Дети. В траве спрятались буквы.

Учитель. Наберите буквы, которые спрятались в траве, на своих наборных полотнах. Работаем в парах.

На доске в траве карточки с буквами, у которых видна только часть буквы. Дети показывают эти буквы на своих наборных полотнах: И Й А Ы Л Н Р Э О.

Учитель. Как проверить, эти ли буквы в траве спрятались?

Дети. Надо достать буквы из травы и сравнить с нашими буквами.

Один ребенок выходит к доске и достает из травы буквы, а дети хором их называют и находят букву у себя на полотне.

Учитель. Вы очень внимательны! Попробуйте разбить эти буквы на две группы.

Работа идет в парах, одна пара работает у доски.

Учитель. По какому принципу вы разбили буквы на две группы?

Дети. Буквы согласных звуков и буквы гласных звуков.

Далее работа идет в двух больших группах:

  • 1-я группа - дети работают с учителем,
  • 2-я группа -дети работают самостоятельно.

Учитель. Дети, у которых на партах лежат карточки с цифрой 1, работают со мной. Дети, у которых на партах лежат карточки с цифрой 2, работают самостоятельно, т.е. вы отгадываете, кто живет в лесу, по которому мы путешествуем.

2 группа:

У доски работают три человека со схемами и кассами букв - по звукобуквенной схеме составляют из букв названия животных, остальные дети этой группы работают на местах с этими же схемами и кассами.

Учитель. 1 группа поработает с буквами, которые мы нашли в траве: беру букву согласного звука, к нему добавляю букву гласного звука, а вы читаете хором.

м у   н и   н о   р ы

 

р а   м а   л э   р о й

Учитель. Какое слово прочитали?

Дети. Мы прочитали слово “рой”.

Учитель. Что оно обозначает?

Дети. Стая летающих насекомых. Семья пчел или других летающих насекомых.

Учитель. Вы хорошо со мной поработали, смогли прочитать слово, а сейчас проверим детей, которые работали самостоятельно. Какие животные живут в этом лесу?

Дети. В этом лесу живут лиса, белка, волк.

На картине с изображением леса появляются названные животные.

Учитель. Как одним словом можно назвать этих животных?

Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу.

Учитель. Каких еще диких животных вы знаете?

Дети называют известных им диких животных.

3. Решение учебной задачи.

Учитель. Дети из первой группы прочитали слово “рой”. А сможете ли вы сами составить из букв слово?

Учитель. Работаем в малых группах. Попробуйте из букв, которые вам даны, составить слово и записать его на досочке.

Дети объединяются в малые группы. У каждой группы набор букв и досочка для письма.

р   л   м   н   й

Дети после нескольких попыток, высказываются о том, что из этих букв они не могут составить ни одного слова.

Учитель. Почему из этих букв не получается составить слово?

Дети. У нас буквы согласных звуков, нужны еще буквы гласных звуков, тогда можно составить слово.

Учитель. Вот буквы гласных звуков.

а   и

Попробуйте сейчас составить слово, может быть даже и не одно.

Дети составляют слова, записывают их на досочках, выходят к доске и показывают свои слова.

мир мал мам Рим Ира

Учитель. Прочитаем эти слова хором. Почему вы думаете, что это слова?

Дети. Каждое слово имеет какое-то значение, что-то называет.

Учитель. Почему слово “Рим” вы написали с заглавной буквы?

Дети. Это название города, поэтому написали с заглавной буквы.

Учитель. Какой вывод по составлению слов вы можете сделать?

Дети. Из букв согласных звуков составить слово нельзя, обязательно нужны буквы гласных звуков.

Учитель. Какие удивительные гласные звуки, слова образуют. Как это происходит вам интересно узнать?

Дети. Очень интересно!

Учитель. Об этом мы сейчас непременно узнаем, путешествуя по нашему лесу. Но мне кажется, пришло время немного отдохнуть.

Физминутка. “Мишка”

Учитель. В этот же лес отправились на прогулку дети: мальчик и девочка. Ушли давно, но до сих пор не вернулись. Давайте их позовем, чтобы они услышали нас и вышли на наш голос. Как их будем звать?

Дети. Можно крикнуть “Ау!”, а можно позвать, называя их по имени.

Учитель. Тогда надо отгадать, как зовут этих детей. Их имена записаны в звуковых схемах. Догадайтесь, как звали девочку:

Обозначим каждый звук буквой.

Работа идет в малых группах с кассами букв. Затем дети показывают составленные слова, выясняется, соответствует ли слово данной схеме, выбирается правильное слово, которое прочитывается трижды: медленно, целиком, выделяя ударный звук.

Учитель. Догадайтесь, как звали мальчика:

Работа идет аналогично предыдущей.

Учитель. Давайте позовем девочку хором, чтобы она нас услышала.

И-ра

Учитель. Когда вы произносили имя девочки, что произошло со словом?

Дети. Слово распалось на части.

Учитель. На какие части распалось слово?

Дети. Слово распалось на части: “И” и “ра”.

Учитель. Как это показать на звуковой схеме?

Дети. Можно разделить звуки чертой, а можно отодвинуть звук “и” от звуков “ра”.

Учитель. А как показать деление слова на части на буквенной модели?

Дети. Можно буквы разделить чертой, а можно буквы отодвинуть друг от друга. Вот так:

И/ ра

И - ра

Учитель. Посмотрите внимательно на это слово и подумайте, почему именно на 2 части оно распалось?

Дети. Наверно, потому, что в этом слове 2 буквы гласных звуков.

Учитель. Вы сделали очень точное наблюдение! Действительно, гласные звуки слово разделили на две части. Каждая такая частичка называется “СЛОГ”. Какие звуки образуют слог?

Дети. Буквы гласных звуков образуют слог.

Учитель. Сколько слогов в слове “ИРА”?

Дети. В слове “ИРА” два слога.

Учитель. Назовите первый слог.

Дети. Первый слог “И”.

Учитель. Назовите второй слог.

Дети. Второй слог “РА”.

Учитель. А вот и девочка услыхала нас. Посмотрите на нее.

На доске появляется девочка с корзинкой.

Учитель. Давайте теперь позовем мальчика хором и понаблюдаем за тем, что происходит со словом.

Ро – ма

Дети. Слово распалось на две части: “Ро” и “ма”.

Учитель. Как показать на схеме звуковой и буквенной, что слово состоит из двух частей?

Дети выходят к доске и показывают на звуковой схеме и буквенной деление слова на два слога.

Учитель. Как называется каждая такая часть?

Дети. Каждая часть называется “слог”.

Учитель. А почему именно на две части распалось слово?

Дети. Слово распалось на две части, потому что в этом слове два гласных звука.

Учитель. Назовите каждый слог.

Дети. Первый слог “Ро”, второй слог “ма”.

Появляется мальчик с корзинкой в руках.

Физминутка “Хомка”

4. Упражнение в чтении слогов.

Учитель. Над нашим лесом надвигаются тучки. Прочитаем то, что записано на тучках, чтобы не было дождя.

На доске над лесом появляются тучки, на каждой из них записаны слоги.

ман     рон     ум      на     ро     Ми      он     мир     Лу      Ни

Учитель. А сейчас прочитаем только те записи, которые являются словами.

Дети выбирают и прочитывают слова.

Учитель. Докажите, что вы прочитали слова.

Дети. Каждое слово что-то называет, обозначает.

Учитель. Из скольких слогов состоит слово “ум”? Почему?

Дети отвечают.

Учитель. Из скольких слогов состоит слово “мир”? Почему?

Дети отвечают.

Учитель. Что записано на других тучках?

Дети. На других тучках записаны слоги.

Учитель. Понятно ли по слогу, что он обозначает или называет?

Дети. По слогу непонятно что он обозначает или называет.

Учитель. Да, по слогу трудно понять, о чем говорится, потому что слог- это только часть какого-то слова. Давайте попробуем собрать слова из слогов, которые на тучках. Работаем в малых группах, слова записываем на досочках.

Дети составили следующие слова и доказали, что у них получились именно слова:

роман     Мирон      Нина         Луна

Учитель дает детям более точное толкование некоторых слов: “роман” - художественное произведение, в котором есть много героев; “Луна”- спутник Земли.

Учитель. Мы разогнали все тучки, и дождя теперь не будет. Можно продолжить прогулку по лесу. Дети гуляют по лесу с необычными корзинками, на них что-то записано. Прочитаем эти записи на корзинке Иры и подумаем что это.

Дети читают: май и доказывают, что они прочитали слова.

рой

Учитель. Что общего в словах на корзинке Иры?

Дети. В словах Иры только один слог, т.к. один гласный звук.

Учитель. Прочитайте записи на корзинке Ромы и подумайте, что вы прочитали.

Дети читают: нора и доказывают, что они прочитали слова.

лама

Учитель. Что общего в словах на корзинке Ромы?

Дети. В словах, которые записаны на корзинке Ромы, по два слога, т.к. по два гласных звука.

Учитель. В этом необычном лесу, где в траве спрятались буквы, на тучках записаны слоги, растут на земле как грибы слова. Прочитаем эти слова хором.

мыло орлы лай малина Ира мал мил

Учитель. Какие из прочитанных слов можно положить в корзинку к Ире, а какие в корзинку к Роме? Почему? Подумайте об этом в парах.

Дети парами выходят к доске, берут слово, прочитывают его и объясняют, в какую корзинку его следует положить и кладут. Одно слово остается - “ малина”.

Учитель. Почему слово “малина” вы никуда не положили?

Дети. В этом слове три слога, потому что три гласных звука.

5. Итог урока.

Учитель. Что нового вы открыли на уроке?

Дети. Мы узнали, что гласные звуки образуют слог, а из слогов можно составить слово.