Интегрированный урок: литературное чтение + трудовое обучение. И. Крылов "Ворона и Лисица"

Разделы: Начальная школа


Цели: отраба­тывать навыки выразительного чтения, развивать интеллект, логическое мышление учащихся, умение делать выводы, развивать творческое воображение, способ­ствовать формированию художественного вкуса, для пе­редачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства.

Оборудование: портрет И. Крылова, аппликация по рисунку народного художни­ка Е. Рачева, "волшебная шкатулка", карточ­ки с выдержками из изученных басен (в 1- 2 классах), инструкционные карты по труду.

Для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, картон.

Ход урока

1. Организационный момент.           

2. Целевая установка.

3. Вступительное слово учителя:

- Иван Андреевич Крылов - великий русский поэт-баснописец. Почему мы гово­рим русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал про­тив самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь -крылатыми, остроумными об­разными выражениями, сравнениями.

На доске записаны слова М. Исаковского, посвященные юбилею  И. Крылова:

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

(Дети читают текст с доски.)

4. Повторение изученных басен.  В "волшебной шкатулке" лежат выдержки из басен Крылова; выходят несколько учени­ков, открывают шкатулку, читают выдержку из басни, остальные дети отгадывают назва­ние басни, действующих лиц и рассказывают наизусть эту басню, или инсценируют ее, или читают выразительно по ролям по книге.

Шкатулка яркая, красочная.
Карточки в шкатулке такого содержания:
1) "Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона!"
Выразительное чтение наизусть.
2) "Да только воз и ныне там..." Вспомните действующих лиц, объясните выдержку.
3) "Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" Инсценирование басни.
4) "Вперед чужой беде не смейся, Голу­бок!"
Вспомните действующих лиц, объясните выдержку.
5) "Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, невежда про неё свой толк, все к худу клонит".
Чтение по ролям по книге.
Итог повторения.

5. Знакомство с новой басней И. Крылова "Ворона и Лисица". Чтение  учителем наизусть. Вопросы учителя: "Чем, ребята, вам хочется поделиться? Какие мысли у вас возникли?"
   6. Чтение басни учащимися про себя.

- Что вы можете сказать об этой басне? - спрашивает учитель.

Чтение басни детьми в парах сменного состава.

- Какой вы представили себе Лису (Воро­ну)? Прочитайте слова из басни, которые раскрывают характер Лисы (Вороны). А кто выразительным чтением покажет хитрость Лисы, глупость Вороны?              

Урок трудового обучения.

I. И.А Крылов образными словами , точными определениями, глаголами смог показать характер своих героев.
А теперь внимательно посмотрите на аппликацию по рисунку художника Рачева.
Какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характер басенных героев?

II. - Сегодня мы изготовим панно к басне "Ворона и лисица"
      - Какие листы бумаги потребуются?
   1. Объяснение учителем приему изготовления вороны способом оригами.

   

Ворону делают из квадрата черного цвета.

Детям также дают обрезки серой, красной или зеленой (голубой) бумаги для дополни­тельного оформления поделки. Стороны квадрата складывают к се­редине сначала с одного, а потом с другого конца. От нижнего согнутого угла по сгибу по обеим сторонам делают разрез до половины длины и получившиеся концы верхнего слоя отгибают в противоположные друг от друга стороны. Затем по центральной диагональной линии фигуру сгибают пополам так, чтобы отогнутые концы оказались внутри. После складывания свободные концы должны выступать наружу в виде ног птицы. Из верхнего острого угла сгибают большой клюв, заложив его по сгибу внутрь и вытя­нув конец. На клюв наклеивают треугольник, вырезанный из серой или голубой бумаги. По бокам головы наклеивают крупные глаза, с помощью разных цветов выделяя белки и зрачки.

 2. Самостоятельная работа учащихся по изготовлению птицы

 3. Изготовления лисицы способом оригами.

       - Как вы думаете, какой рисунок позволяет передать образ лисы в басне?  
                                                               /Ответ учащихся/
       - Внизу слева.
 

 Анализ конструкции образца лисы.

 Проговаривание учителем порядка работы изготовления лисы.

Изображение лисы в боковом положении. Для этого берут более вытянутый по длине прямоугольник оранжевого или желтого цвета, делят пополам вдоль по длине и складывают углы с одного конца к середине сгиба, намечают карандашом места расположения основных частей фигуры.

Кончик носа вкладывают внутрь, выделяют снизу острую вы­тянутую голову, косой линией отмечают шею и передние лапы, а на верхнем сгибе вырезают острый удлиненный треугольник, чтобы затем получить острые уши, расположенные параллельно спине. Вырезав по намеченной линии передние и задние ноги, части заготовок можно сложить внутрь. Контур живота отрезается насквозь. Хвост вырезают из общей заготовки справа от линии среза. Форму его вычерчивают по диагонали в задней части по­делки, а потом отрезают по этой плавной линии. Чтобы хвост получился пышным, по его контуру насквозь по обеим сторонам делают мелкие прямые надрезы и расправляют их, затем закреп­ляют стороны посередине с внутренней части заготовки. Допол­няют оформление поделки наклеенные глаза, кончик носа, белое брюшко. Поделку можно варьировать по величине, направлению фигуры.                                          

4. Самостоятельная работа учащихся по изготовлению лисы пользуясь рисунком.

  

III. Создание сюжетной композиции на картоне.

/Самостоятельная работа учащихся на фоне музыки   /по выбору учителя//

IV. Выставка работ учащихся.    

V. Итог урока.