Библиотечный урок "Лучше нет родного края"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Тема : Мой  Мариинск – моя  родина!

Цели :

1.      Расширить  представление  детей  о родном  городе .Учить  любить   его  как  свою    родину .
2.      Работать  над  выразительным   эмоциональным   чтением  поэтических произведений.
3.      Воспитывать  любовь   к  историческим   ценностям   города.

Ход  урока.

1. Звучит   мелодия.

/Чтение   стихотворения на  фоне  музыки/.
Родился  скворец в   саду
Сад для   птички -  родина.
Родился  карась   в  пруду
Пруд   для    рыбки – родина
Перелески и  леса,
Поле ржи  или   овса.
Куст, песчаная   коса,
Для  кого-то   - родина:
Есть   на  шаре  на  зеленом
Разные  края .
Только  там , где   отчий  дом
Родина  твоя .

( Пауза , высказывания    детей ).
Родина ! Сколько  глубокого  смысла   заложено  в  это  слово.
Произнесите  это  слово  шепотом , что  ассоциируется   в  вашем    понимании  с  этим  словом ?
( Высказывания  детей).
Подберите  к  слову  Родина  слова  близкие  по  смыслу .
Родина , родник , родня , родной , родственник , родители , род .
Эти  слова   объединяет  корень -   род

2. Работа по словарю.

(Обращение  к  энциклопедическому   словарю)
          Сравните   написание  слов  .
      Родина                                    родина
-   Что   заметили ?

3.  Работа   над   чтением  предложений.

Россия  -  ты  моя  Родина !
Мой  Мариинск -  ты  моя  родина !
- Как , с  каким  настроением  читали ?
1. С  гордостью.
2. С любовью , с нежностью
- Что  для    вас   является  родиной ?
( Высказывания    детей).
Сейчас  я  прочту   стихотворение. А вы  постарайтесь   за  этими  строками   увидеть  автора .
Сторона   любимая,  приметная
У тебя  приметы   есть  предметные .
Где-то  есть  такие  ж  кедры  с  соснами
Где-то  есть  такие  ж зимы  с  веснами
Горы есть со  снеговыми    шапками
И  поселки   с трубами  и шахтами.
Только  нет  нигде  чего-то   главного
По  цене    одной  лишь  жизни  равного.
Очень  близкого чего-то ,  очень  местного
Сердцу  одному    только  известного.
Стоит  лишь  откуда – то  вернуться
Как  готово   сердце   захлебнуться !
Весь  мой  век  такое  с ним  случается.
Пробовал  унять , не   получается …
( Высказывания  детей).
Это  стихотворение   написал Виктор  Михайлович  Баянов – наш  Кузбасский   поэт.
Группе   ребят  было  дано  задание приготовить  рассказ   об  этом  поэте.
(  Работа   над   биографией).
-  Как  догадались, что  Виктор   Михайлович  очень   дорожит   этим  кусочком  земли    называемым родиной?
- Представьте , что   вы   вернулись  из   дальней   поездки, очень  тосковали    по  родным  местам. Вас  окружали   пальмы  ,  кипарисы , каштаны , но  не было   рядом  ни  березки   ни  елочки . И  вот  вам   пришлось   вернуться   в  родные   места . Вдруг  ,  вы  увидели    нашу  сибирскую   ель . Как  вы  встретитесь  с  ней ?
   (   Инсценирование   встречи).
Прекрасна  наша  Сибирь. И не  вдруг  и  не  сразу  вырос  на  ее  просторах  наш    город  Мариинск. У  каждого   города     есть  своя  история,   есть  она  и у  Мариинска.
Но   вот  неожиданность   -  рассыпались, перепутались все   исторические   даты   .
Помогите   восстановить   порядок.

1701 – появилось    на  карте  село  Кийское.
1856 – переименовали   в  город   Кийск.
1857 – переименовали  в  город  Мариинск.
1900 – открыли    женскую  гимназию.
1918 – появилась   белогвардейская  организация.
1919 – освобожден    город   от  Колчака.
1856   года  начат    отсчет   исторических   лет   . И  в  декабре   этого   года   городу
 исполняется   148  лет .
Но  с  того    времени   как  в  этих     местах   был   забит  первый   колышек,  прошло  
301    год . ( Посчитайте !)Давно    появился  наш  город,  давно  уж  нет  тех  людей ,  которые  начали    застройку  первых   домов.
-Но  почему  именно   на  этом  месте    люди  решили   устроиться ?
   (  Мысли  детей)
Речку  мы  не выбирали,  она  дарована   нам   судьбой  раз  и  навсегда . Мы  любим   ее  и  для  нас  это  вполне   естественно  . Она  красива ,  неторопливо   несет   свои  воды . Волнуется   , журчит   на  перекатах ,  шумит    на  порогах .
Виктор  Баянов  написал   стихотворение, в котором   он  изобразил  реку  .
(Прочитайте  шепотом ).
Твои  волны  густы
Гребнями , гребнями
По преданием ты
Древняя – древняя.
                 Ивы  косы  плетут
                 Косами , косами
                А   трава    берегов
                С  Росами , росами.

-  Какой  вы  представили  речку  глазами   поэта ?
О нашей   реке  Кие  первые  записи   появились    в   1865  году.
Есть   легенда  о  реке   Кие   о   ее   любви    к  Арчекасу.
Время   бежит  и  вот  нашему   городу   уже   148  лет. Не  мало   на  нашей   земле  Мариинской   родилось  
замечательных   талантливых   людей.
В  1928   году    в  домике   на  улице  Льва    Толстого  № 7  родился    мальчик  по  имени  Володя, позднее   мы   узнали     о  нем    как   о  замечательном  писателе   Владимире  Алексеевиче  Чивилихине.
Он  писал :  Мариинск – город   Кузбасса  в  котором  сохранились   приметы   прошлого  .
Славен  он   своими   узорами  резными,  деревянными.
(Картины   резьбы  и  деревянных  украшений)
Читаю  стихотворение    И. Киселева.
 « Перевянут  все  цветы»
  - Какие  отрывки   запомнились   и почему ?
(Знакомство  с  биографией   И. Киселева).
Сейчас  мы  еще  раз  прочитаем   это  стихотворение. А ребята-мастера  в  это  время  украсят  дом  резьбой , « чтобы  дом  был  он  как  дом  не коробка,  чтоб душа  в  нем отдыхала  и пела»…

Посмотрите  -  не  перевелись  мастера   на  земле  Мариинской  .
Мы  сегодня   познакомились  с  поэтическими  произведениями   Виктора   Баянова  и Игоря    Киселева.
Сейчас  мы  попытаемся  создать   свои  поэтические  строки.
В   стихотворении  должен   быть   смысл, который  мы  должны  отразить   при  помощи  рифмы.
- Какой   заложим  смысл ?
         ( Любовь  к  родному  городу ).
Я     люблю   тебя   мой  город.
Для  меня  ты  вечно  молод
Пусть  рекой  текут  года.
Ты  мой  город  навсегда !

Если  вы  через  всю  жизнь  пронесете  любовь   к  родному  городу,   к  родному  краю и  передадите  ее  своим    детям  .
Будет  вечно  цвести   наш  город !
Нельзя  забывать, что  сделали  для  нас прошлые   поколения . Сохраним   резьбу  старых   домов , возродим  красоту   берегов  реки. Сохраним   поэтическое    и   литературное наследие. Тогда  мы  будем  духовно    богатыми.
Прочитайте   строки  на  доске :
« ПАМЯТЬ – это  ничем  не  заменимый   хлеб  насущный , без   нее   дети   вырастут  слабыми  незнайками , неспособными  к  будущему».
- Как  понимаете  эти  слова ?
Эти  слова  взяты  из  романа   Владимира  Алексеевича  Чивилихина  « Память»,
в  котором  он  пишет  о людях   собирателях   истории.
Он  писал :
« Без  памяти  , без  чувства  родины   без  благодарности   к  предкам , человек – случайность на  земле ; и он  уничтожит  землю».
Так    давайте   жить    так , чтобы   никто  не  сказал   что   мы  случайные   на земле  люди.
4. Итог  урока.