Особенности организации групповой работы на уроке физики. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Особенности организации групповой работы на уроке состоят в том, что:

- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (задания могут быть одинаковыми или дифференцированными) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;

- задание в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива реализовать учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны как учителя, так и его товарищей. Помогающий при этом получает не меньшую пользу, чем слабый ученик, поскольку его знание конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

 Урок физики в 7 классе по теме «Сила трения»

План урока (вариант 1)

I. Работа в парах

-Задай вопросы своему соседу и проверь правильность ответа.

1. Что такое сила трения?

2. Какая сила удерживает тела на наклонной плоскости?

Ответы:

1. Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого
тела, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.

2. Сила трения покоя.

«Запиши результаты проверки в таблицу в баллах (1 балл, 0,5 балла, 0 баллов).

II. Работа в группах

(Задания смотри ниже) - 12 минут

III. Обсуждение результатов работы в группах

IV. Итоговый тест (12 минут)

1. При смазке трущихся поверхностей сила трения ... (1 балл)

Ответ: а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.

2. Почему шкаф с книгами бывает невозможно сдвинуть с места? (1
балл)

Ответ: а) из-за силы трения покоя; б) из-за силы трения скольжения; в) из-за силы тяжести, действующей на шкаф.

3. Перемещая ящик по полу с постоянной скоростью, прилагают силу 5Н,
направленную горизонтально. Чему равна сила сопротивления? (2 балла)

Ответ: а) 8 Н; б) 5Н; в) 0 Н.

4. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему
равна сила сопротивления воздуха? (2 балла)

Ответ: а) 70 Н; б) 0 Н; в) 700 Н.

Дополнительное задание

Лестница у стены занимает положение, изображенное на рисунке. Укажите направление силы трения в местах соприкосновения лестницы со стеной и полом (3 балла).

План урока (вариант 2)

I. Работа в парах

-Задай вопросы своему соседу и проверь правильность ответа.

1. Причины возникновения силы трения?

2. Какие виды трения Вы знаете?

Ответы:

1. а) Шероховатости поверхностей; б) Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

2. Трение покоя, трение скольжения, трение качения, жидкое трение.
Запиши результаты проверки в таблицу в баллах (1 балл, 0,5 балла, 0
баллов).

II. Работа в группах

(Задания смотри ниже) - 12 минут

III. Обсуждение результатов работы в группах

IV. Итоговый тест (12 минут)

1. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом трение подошв
обуви о лед ...(1 балл):

Ответ: а) не изменяется; б) уменьшается; в) увеличивается.

2. Зачем некоторые мастера смазывают мылом шурупы перед
ввинчиванием их в скрепляемые детали? (1 балл)

Ответ: а) смазка уменьшает трение, поэтому шурупы легко ввинчиваются; б) смазка увеличивает трение, поэтому шурупы хорошо держатся; в) нет никакого эффекта.

3. Трактор равномерно тянет комбайн, развивая силу тяги 12 кН. Чему
равна сила сопротивления? (2 балла)

Ответ: а) 0 Н; б) 12 кН; в) 24 кН.

4. Тележка с грузом движется <Рисунок 2>. Какой вид трения возникает между:
А) Столом и колесами; Б) Грузом и тележкой. (2 балла)

Ответ: а) А - трение качения; Б - трение покоя; б) А - трение скольжения; Б - трение скольжения; в) А - трение качения; Б - трение скольжения.

Дополнительное задание

Лестница у стены занимает положение, изображенное на рисунке. Укажите направление силы трения в местах соприкосновения лестницы со стеной и полом (3 балла).

Проверка итогового теста

(Расставить баллы в таблице)

Примечание

Если набрано от 10 баллов и больше - оценка «5», от 8 до 9,5 баллов -

оценка «4», от 5 до 7,5 баллов - оценка «3».

Домашнее задание

При оценке «5» - пишется сочинение, при оценке «4» - сочинение и решение задач, при оценке «3» -повторное изучение §§ 30,31,32 и решение задач.

Темы сочинений:

«Трение в природе и технике».

«Что произошло бы, если вдруг исчезло бы трение?»

Задачи:

1. Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?

2. Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?

3. Парашютист, масса которого 80 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?

4. Приведите примеры, когда трение приносит пользу и когда вред.

Задания для групповой работы

Группа N1

Сравнение сил трения покоя, скольжения,качения и веса тела.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками -2 шт., 4) карандаши круглые - 2 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра

Результат измерения веса запишите в тетрадь.

3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу.
Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза; к
бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в дви-
жение

Запишите показание динамометра, соответствующее
началу движения бруска.

4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при
помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок
с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно
брусок по столу при помощи динамометра

Результат измерения силы запишите в тетрадь.

6. Ответьте на вопрос: какая сила больше:

а) вес тела или максимальная сила трения покоя?

б) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

в) сила трения скольжения или сила трения качения?

 Группа N2

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: I) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

Вид трущихся поверхностей Сила трение скольжения, Н
Дерево по дереву
Дерево по гладкой бумаге
Дерево по наждачной бумаге
 

2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

3. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра

б) по гладкой бумаге

в) по наждачной бумаге

4. Результаты измерений запишите в таблицу.

5. Ответьте на вопросы:

1) Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения
скольжения?

 Группа N3

Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке <Рисунок 10>.

4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

5. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

а) от силы давления, и если зависит, то как?

б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?
Группа N4

Приборы и материалы: 1) гиря с проволочной петлей, 2) динамометр, 3) нить, 4) штатив с укрепленным на нем стержнем, 5) вазелиновое масло.

Соберите установку, изображенную

Ответьте на вопросы:

1) Сумму каких сил показывает динамометр?

2) Чему равна сила трения при равномерном подъеме гири?

3) Какую роль играет смазка?