Девиз: «Всем Сибирь и щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый
Впрочем, что убеждать вас стихами
Приезжайте.…Увидите сами!».
(Казимир Лисовский)
Задачи:
1. Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме: «Восточный макрорегион».
2. Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приёмам самостоятельно познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать публично, учиться анализировать карты , схемы. Развивать интеллектуальные возможности при составлении логической цепочки и самостоятельно овладевать практическими навыками.
3. Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.
Цель дидактическая: создать условия для проверки и усвоения учебного материала средствами технологии индивидуально-ориентированной системы обучения (И О С О).
Методы: репродуктивный, частично - поисковый, практический.
Средства обучения: учебник « География России» (население и хозяйство), 9 класс,
В.П.Дронов, В.Я.Ром, атласы для 9 класса, контурные карты, административная карта России, настенная карта « Политическая карта мира»
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная .
Психологический настрой-2минуты. (Звучит музыка)
В течение нескольких уроков вы изучали материал о Сибири, то есть Западной и Восточной Сибири и сегодня попробуете показать свои знания. Во время работы задавайте себе, нам, товарищам вопросы: Что? Где? Как? Почему?
На занятии вы будете оценивать себя сами, вас будут оценивать товарищи в группе, всё это вы будете фиксировать в листе самооценки, он лежит перед вами.
Итак, начинаем!
Россия имеет сложное территориально-административное деление. Она разделена на два больших макрорегиона.
- Назвать эти макрорегионы и показать на карте.
С Западным макрорегионом мы знакомились раньше.
Ответьте на вопрос: «Сколько и какие районы входят в состав Восточного макрорегиона?»
*Пойти и показать на карте эти регионы (показывая, говорим какие субъекты федерации входят в состав района)
Теперь будем сравнивать два района (Западная и Восточная Сибирь).
Перед вами табло сравнения, где мы знаком «+» или «-« ,будем отмечать результаты ответов.
Признаки сравнения | Западная Сибирь | Восточная Сибирь |
По географ. положению | ||
По площади | ||
По природным условиям | ||
По природным ресурсам | ||
Города -млн. | ||
Специализация: | ||
а) сельское хозяйство;- б)пром. б)промышленность. |
Делаем вывод.
Работа в группах:
Алгоритм работы в группах:
1этап - сбор необходимой информации;
2этап - оценка собранных данных, формулировка проблемы;
3этап - определение пути решения проблемы методом «мозгового штурма»;
4этап - принятие решения.
Группа 1.
1. Что называется специализацией?
2. Как определить специализацию района?
3. Используя атлас и текст учебника,составить схему специализации промышленности Западной Сибири.
Группа 2
1. Дать определение ТПК.
2. По картам атласа, рисунку учебника, тексту учебника дать характеристику Кузнецк - Алтайского комплекса.
Группа 3.
1. Определите, о каком автономном округе идёт речь: «Административный центр округа - город, расположенный за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты; развиты добычи нефти и газа; железные дороги отсутствуют».
2. Практическая работа. Характеристика одного из городов Восточной Сибири по плану:
а) название;
б) численность населения;
в) особенность экономико-географического положения;
г) отрасли специализации;
д) крупные промышленные предприятия;
е) наиболее известные памятники архитектуры, достопримечательности;
ё) проблемы.
Работа с контурными картами
«3» - обозначить на контурной карте административные единицы, входящие в состав Западной Сибири.
«4» - обозначить на контурной карте административные единицы, входящие в состав Восточной Сибири и указать города миллионеры.
«5» - обозначить крупнейшие месторождения полезных ископаемых Западной Сибири и указать центры.
Работа по ИОПам.
На «3»
1. Дополните фразу: « Энергетические ресурсы Западной Сибири представлены ________ , и .» (выберите 3 правильных ответа)
1. нефтью
2. газом
3. углем
4. горючими сланцами
5. гидроэнергоресурсами.
2. Дополните фразу: « В Восточной зоне оба города - миллионера расположены в____ ________районе.
3. Дополните фразу: « В Восточной зоне по объёмам производства лесной промышленности выделяется ________________ район.
4. Дополните фразу: « Топливная промышленность является отраслью специализации _______________района.
5. Дополните фразу: « Отраслью специализации во всех трёх районах Восточной зоны являются
_____________________ (выберите правильный ответ)
1. топливная
2. гидроэнергетика
3. лесная
4. горючими сланцами
5. гидроэнергоресурсами
на «4»
1. Какой из районов Восточной Сибири имеет самое невыгодное ЭГП?
1. Западно-Сибирский
2. Восточно-Сибирский
3. Дальневосточный.
2. Почему население концентрируется в основном в южных частях районов Восточной зоны?
1. Здесь более благоприятные природные условия.
2. Здесь проходят транспортные магистрали.
3. В силу двух указанных выше причин.
3. Какими видами природных ресурсов богаты все районы Восточной зоны?
1. Водные ресурсы.
2. Сырьё для цветной металлургии.
3. Лесные ресурсы.
4. Всеми указанными выше.
4. Какой из районов Восточной зоны имеет большую часть запасов пресной воды России?
1. Западдно-Сибирский.
2. Восточно-Сибирский.
3. Дальневосточный.
5. Почему Восточная Сибирь специализируется на производстве алюминия?
1. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами.
2. Район хорошо обеспечен дешёвым топливом (газом).
3. Район хорошо обеспечен дешёвым топливом.
4. По всем названным выше причинам.
6. Дать понятия: технополиса, специализации.
На «5»
1. Дать определение понятия ТПК.
2. Используя карты атласа, рисунки учебника найти и показать на контурной карте районы,
где имеются мощные территориальные сочетания природных ресурсов - базы формирования ТПК.
3. Практическая работа: « Дать краткую характеристику одного из ТПК (по выбору).
Подведение итогов (рефлексия).
1. Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
2. На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
3. Какое ощущение у вас в конце урока?