Организация школьного контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов

Разделы: Администрирование школы


Одна из самых распространенных и актуальных форм управленческой деятельности руководителей – контроль за состоянием и результатами образовательного процесса.

Однако, несмотря на многогранность контрольных действий, существует мнение американских специалистов о том, что успешно поставленный контроль влияет на успех дела только на 5 %, а японские управленцы отводят контролю в этом еще меньше – 2%. Это происходит в связи с тем, что контроль, даже организованный по всем правилам, вовсе не повышает мотивацию к труду, а скорее фиксирует внимание на формах, способах, средствах предъявления результатов труда, его внешней демонстрации.

На основании данного противоречия, возникает проблема: каковы возможности контроля в повышении трудовой мотивации работников и влиянии на результат деятельности организации. Иначе говоря, каким образом с помощью контроля можно повысить трудовую мотивацию работников.

Повышение качества образования будет обеспечено, если разработать систему эффективного контроля, оказывающего влияние на трудовую мотивацию педагогических работников.

Мотивы трудового поведения у разных людей различны, но нет сомнений, что каждый человек обладает некой системой индивидуальных потребностей, интересов, ценностей, удовлетворение которых осуществляется или должно осуществляться в труде.

Согласно Ф.У. Тейлору труд не предусмотрен биологической природой человека, поэтому каждый работает только по необходимости, т.е. старается работать поменьше, получать больше. Принудительная сила администратора – главный мотор производства и главная мотивация к труду.

По мнению Херцберга, “основная трудовая мотивация возникает из осознания личных достижений и ощущения роста личной ответственности. Бюрократическая ситуация обычно не способствует ни тому, ни другому” (Herzbergetal, 1959/1993, р. 125). Росту жесткости и сложности бюрократий сопутствует “снижение уровня мотивации”.

Херцберг и его коллеги отрицательно относились к попыткам мотивировать работников материальными стимулами, такими как сдельная оплата и выплата премий, которые обычно ассоциируются с научным менеджментом. Одни только экономические стимулы не мотивируют работников, а лишь позволяют им примириться с утомительной работой. Даже там, где материальные стимулы и системы надбавок к зарплате, казалось бы, видимым образом влияют на мотивацию работников, улучшения зачастую связаны, скорее, с улучшением содержания труда и повышением ответственности, чем с ростом оплаты.

Так же, как и деньги, доброжелательное руководство не может полностью компенсировать отсутствие интереса к самой работе. Вас не выручат “ни стопки газет, издающихся компанией, ни спортивные команды, ни организация питания на производстве, ни роскошные условия работы, ассоциирующиеся с “капиталистической системой благоденствия”. Просвещенное управление и привлекательные дополнительные выплаты способны удовлетворить разве что гигиенические нужды работников, но не более того.

По мнению Херцберга и его коллег, “индивид должен до некоторой степени контролировать то, каким образом он выполняет свою работу, что позволяет ему реализовывать некие достижения и расти профессионально.” (Herzberg at al, 1959/1993, p. 132). Данные авторы относятся к перепроектированию работ с целью повышения их разнообразия (которая могла бы обернуться усилением мотивации) с известной осторожностью. Они предпочитают говорить о куда более тонких вещах. “Работа должна быть организована так, чтобы вне зависимости от того интересна она или нет, индивид, занятый ею, мог прийти к выводу, что ее выполнение ведет к усилению мотивации”.

Для того, чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.

Большое значение в организации контроля на практике уделяется нами нравственным аспектам контроля: установление взаимопонимания между педагогами и администрацией, подход к учителю не как к объекту контроля, а как к равноправному субъекту школьной деятельности, и целевым аспектам: каждый учитель должен не только знать стратегические цели организации, свои задачи, помогающие достигнуть цели организации, но и систематически наблюдать за качественными изменениями, происходящими на пути достижения целей. Только в том случае, когда педагог осознает необходимость контроля для него самого и для организации в целом, можно будет говорить о результативности контроля. Основной результат контроля – это повышение качества образования, что возможно только при изменении трудовой мотивации педагогов.

Для организации контроля, направленного на повышение трудовой мотивации, необходимо четко определиться с целями школьного контроля, так как “постановка специфической цели ведет к повышению продуктивности, поскольку проясняет, что должен делать рабочий. Это, в свою очередь, может вызвать у рабочего чувство достижения, признания и ценности, поскольку он может сравнить, насколько хорошо он работает сейчас, с тем, как он работал в прошлом, и, в некоторых случаях, насколько хорошо он работает по сравнению с другими” [Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Донелли Д.Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. М., 2000, стр 181].

Цели школьного контроля мы обозначили следующие:

  • установить соответствие функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы. выявлять и реализовывать образовательный потенциал учащихся;
  • отслеживать динамику развития учащихся, создавая при этом эмоциональный комфорт и условия для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ученика;
  • Повышать и изменять трудовую мотивацию педагогов

Для того, чтобы достичь данные цели, необходимо представить систему школьного контроля в целом, в комплексе.

Программа комплексного контроля работы школы, ориентированного на повышение трудовой мотивации педагогов, состоит из семи подпрограмм. Структура программы позволяет легко определить логику анализа при данном контроле. Она такова: конечные результаты (уровень обученности, воспитанности, развития, социализации учащихся) определяется качеством учебно-воспитательного процесса и социально-правовой защитой детей, что зависит от кадровых и учебно-материальных ресурсов. А они, в свою очередь, определяются эффективностью управления школой.

Структура программы комплексного контроля работы школы

Каждая подпрограмма из данной программы состоит из стандартной и вариативной части и позволяет оперативно регистрировать как количественные, так и качественные показатели.

При организации контроля, направленного на повышение мотивации труда, большая роль отводится самоконтролю педагогов. Но произвольно отдавать на откуп самоконтролю педагогическую деятельность нельзя. Необходимо, во-первых, выявить отношение учителей к самоконтролю, а во-вторых, обучить учителей ведению самоконтроля. В качестве показателя готовности может служить тест, разработанный Г. Париновой, С.Фроловой [ Г.Паринова, С.Фролова. Тест и уровни готовности к самоконтролю//Директор школы № 10, 2001, с.31]

Нужно отметить, что уровень самоконтроля полностью совпадает с типом мотивации, определяемым по тесту Гречникова: педагоги, имеющие хозяйственный тип мотивации обладают оптимальным уровнем самоконтроля. Учителей с патриотическим и профессиональным типом мотивации необходимо контролировать на общих основаниях, но уделяя большое внимание выработке навыков самоконтроля, так как у них допустимый уровень самоконтроля. Для учителей с инструментальным и люмпенизированным типом мотивации необходимо использовать полный контроль, так как у данных педагогов недопустимый или критический уровень самоконтроля.

Большое влияние на повышение мотивации педагогов оказывает видимый ими результат деятельности.

Применение идеи управления по результатам в образовании предполагает определение ключевых результатов. Их выделяют, основываясь на общечеловеческих и национальных ценностях. Среди них: здоровье и здоровый образ жизни, воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей, образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом и евростандартом, готовность к продолжению образования и труда в рыночных условиях, готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.

Определив результаты, переходим к определению средств, с помощью которых будут достигнуты ключевые результаты и результативные цели.
Блок конечных результатов включает в себя следующее: уровень обученности, уровень здоровья, уровень воспитанности, уровень развития психических процессов, социализированность.

Для определения конечных результатов нами было проведено следующее: контрольные работы, определяющие уровень обученности, антропологические измерения, анализ уровня заболеваемости, определение уровня развития детей, определение степени социализированности учащихся.

Среднестатистические данные заносятся в матрицу [См. Приложение 1].

Для определения качества УВП использовались разные варианты анализа уроков: структурный, системный, комплексный, общедидактический, однако опыт показал, что наиболее эффективен матричный анализ уроков. Исходя из проанализированной информации, нами были выделены следующие критерии качества образования: урок должен включать в себя 4 компонента: деятельностный, компетентностный, развивающий, воспитывающий. Качество УВП удобнее всего отслеживать по матрице [См. Приложение 2].

Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

При изучении воспитательной работы необходимо использовать следующие критерии:

Критерии и качественная характеристика

Количественная оценка

1. Наличие воспитательной системы школы

1. Скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий.  
2. Их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность.  
3. Согласованность планов и действий всех лиц и коллективов, организаций и объединений, работающих в школе.  

2. Эффективность воспитательной системы школы.

1. Сформированность познавательного потенциала личности.  
2. Сформированность нравственного потенциала личности.  
3. Сформированность коммуникативного потенциала личности.  
4. Сформированность эстетического потенциала личности.  
5. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.  
6. Сформированность общешкольного коллектива.  

Показатели эффективности воспитательной работы в сочетании с критериями следующие:

Критерии

Показатели

1. Самоактуализированность личности учащегося – Умение и стремление к познанию проявлению и реализации своих способностей.
– Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
– Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.
– Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
– Обладание способностью к рефлексии.
2. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе – Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
– Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.
– Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе.
3. Конкурентоспособность учебного заведения – Усвоение учащимися образовательной программы.
– Поступление выпускников школы в ВУЗы.
– Участие учащихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях.
– Отток учащихся в другие учебные заведения.
– Репутация образовательного учреждения.

После определения критериев и показателей эффективного процесса воспитания необходимо выбрать методики изучения воспитательного процесса [См. Приложение 3]. Результаты по школе можно занести в сводную таблицу [См. Приложение 4].

Блоки социально-правовой защиты учащихся, контроля за состоянием учебно-материальной базы и контроля за качественным составом педагогических кадров являются составляющими комплексного контроля в образовательном учреждении, но их раскрытие не является целью данной работы. Краткое их содержание можно найти в приложении [См. Приложение 5].

Во время организации контроля, ориентированного на повышение трудовой мотивации большая роль отводится не только самому процессу контроля, а подготовке к нему и подведению его итогов. Выражается это в следующем:

При подготовке к контролю необходимо выполнять требования:

  • Информирование всех участников образовательного процесса о проверке того или иного участка школы.
  • Разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки.

До сведения коллектива обязательно нужно донести мысль о том, что проверяется объект школьной деятельности, учитель же является равноправным участником проверки. До тех пор, пока педагог будет воспринимать контроль как некую угрозу его положению, основная цель контроля – повышение эффективности деятельности коллектива – не будет достигнута. Такое положение будет сохраняться в коллективе до тех пор, пока все члены коллектива не примут и не осознают важность поставленных перед школой целей, а это возможно только в том случае, если эти цели выдвинуты самим коллективом.

Следовательно, прежде чем претворять в жизнь систему контроля необходимо провести большую подготовительную работу в коллективе: обозначить цели деятельности всего коллектива, определить предполагаемый результат и пути его достижения. Однако, прежде всего, необходимо сформировать коллектив единомышленников.

Сделать это можно при помощи коучинг-технологии. Если на каждом педагогическом совете, на каждом совещании в течение нескольких месяцев задавать определенные вопросы, то мышление педагогов будет более целенаправленным, четким, осознанным. Коллектив будет осознавать цели организации, соотносить их со своими личными целями и отвечать за их осуществление. Вопросы коучинг – технологии следующие:

– Что вы сделали за определенный промежуток времени для осуществления целей организации?
– Какие препятствия помешали вам приблизиться к осуществлению цели?

При наличии всех этих условий можно переходить к самому контролю, то есть сбору и обработке информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме:

Объект контроля

Вопросы контроля

Исполнитель (методы контроля)

После окончания контроля оформляются основные выводы по результатам проверки, а именно:

  1. Раскрываются основные причины недостатков (успехов)
  2. Определяются рекомендации
  3. Принимаются управленческие решения
  4. Определяются сроки последующего контроля (при необходимости)
  5. Обсуждаются итоги проверки.

Чтобы укрепить ответственность и осознанность своих сотрудников, сам руководитель должен уметь четко формулировать и доводить до подчиненных видение и цель, к которой нужно двигаться.