Исследовательский метод обучения

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Литература и русский язык являются тем полем, которое помогает мне донести до сознания ребёнка значимость слова.
Опыт убеждает, что именно на ступени ознакомления с начальными понятиями важно вести детей от обобщения, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. Здесь большую помощь окажет исследование в ходе изучения теоретико-литературных и языковых понятий.
В 7-м классе по русского языку проходят тему “Звукозапись”. Учебное пособие под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта предлагает материал под рубрикой “Возьми на заметку!”
Однако я предлагаю доказать практически значимость звукозаписи, основанной на фонетике. Учащимся предлагаю вариативные задания:

1. По словарю литературоведческих терминов установить понятие звукозаписи.

2.

1-й вариант: упр. 22 (поэтические строки А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало…”)

2-й вариант: предлагаются строки из стихотворения Ф.Тютчева “Люблю грозу в начале мая…”. Вычислите пропорциональное соотношение гласных и согласных звуков. Установите, какую картину помогает передать данная звукозапись поэтических строчках. С помощью литературоведческого словаря установите понятие о таком звуковом повторе.

Исследования помогли ребятам установить, что вычисления пропорционального соотношения

в 1-м варианте: 43(глас.)/ 57(соглас.) С–Ш–19,
во 2-м варианте: 34(глас.)/ 48(соглас.) Г–ГР–6,

свидетельствуют о том, что преимущественно использовались поэтами согласные звуки, так как они занимают доминирующее положение в звуковой системе русского языка. Ф.Тютчеву скопление согласных и преимущественно Г–ГР помогает образно описать грозу, а А.С.Пушкину глухие шипящие и свистящие С–Ш помогают создать впечатление опадающих листьев.

Изучая в 5 классе тему “Типы словосочетаний по главному слову”, ребятам предлагается инструкция-задание.

1. Определите, какой частью речи выражены главные слова в подчинительных словосочетаниях. Зафиксируйте графически наблюдения в таблице.
2. Предложите название каждому из видов словосочетаний, опираясь на главное слово.
3. Оформите вывод о том, на какие типы по главному слову делятся словосочетания.
4. Как вы думаете, на какие словосочетания используются чаще в речи?

Для исследования по группам предложен текстовой материал.

Задание 1, 3, 5-й группам. Попробуйте описать снежинку.

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели. (И.Бунин).

Найдите слова и сочетания слов, с помощью которых поэт описывает следы мороза.

В небе – дым поблеклый,
Снег на тротуаре.
На трамвайных стёклах –
Ледяной гербарий. (И.Козбеев).

Задание 2, 4, 6-й группам. Какую роль играют глаголы и глагольные сочетания? Что стремится подчеркнуть автор в повествовании?

  • Кот широко раскрыл глаза, растопырил усы и осторожно шагнул к незнакомцу. Подошёл вплотную и с опаской начал его обнюхивать.
  • Ещё в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят –
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут, и блещут, и гласят. (Ф.Тютчев).

Материал для исследования типов словосочетаний по главному слову предлагается такой:

?

ИМЕННЫЕ

?

ГЛАГОЛЬНЫЕ

Части речи главного слова Выводы учащихся (именуемые) именные Части речи главного слова Выводы учащихся глагольные
У сухого дерева
Ручкой ножа
Совеем близко
Прил. + сущ.
Сущ. + сущ.
Нар. + нар.
Собирать грибы
Шла домой
Живёт в лесу
Глаг. + сущ.
Глаг. + сущ.
Глаг. + сущ. с пред.
Главное может быть выражено сущ., прил., нареч. Главное выражено глаголом

Фиксируя наблюдения, ученики приходят к выводу, что словосочетания по главному слову делятся на глагольные и те, которые выражают имя. Они назвали их именуемые. Учитель уточняет, что принято название именные.

Исследуя предложенные тексты, ученики 1, 3, 5-й групп приходят к выводу, что именные словосочетания помогают передать поэтическое описание предмета, а 2, 4, 6-й групп подчеркивают, что глагольные словосочетания и глаголы помогают передать последовательность действий предмета.

Исследование как условие развития активности познавательной самостоятельности учащихся может применяться на всех этапах обучения, а некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать как можно раньше, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.