Литература и русский язык являются тем полем,
которое помогает мне донести до сознания ребёнка
значимость слова.
Опыт убеждает, что именно на ступени
ознакомления с начальными понятиями важно вести
детей от обобщения, учить не только повторять и
иллюстрировать теоретические понятия, но и
пользоваться ими как инструментом познания.
Здесь большую помощь окажет исследование в ходе
изучения теоретико-литературных и языковых
понятий.
В 7-м классе по русского языку проходят тему
“Звукозапись”. Учебное пособие под редакцией
М.М.Разумовской и П.А.Леканта предлагает материал
под рубрикой “Возьми на заметку!”
Однако я предлагаю доказать практически
значимость звукозаписи, основанной на фонетике.
Учащимся предлагаю вариативные задания:
1. По словарю литературоведческих терминов установить понятие звукозаписи.
2.
1-й вариант: упр. 22 (поэтические строки А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало…”)
2-й вариант: предлагаются строки из стихотворения Ф.Тютчева “Люблю грозу в начале мая…”. Вычислите пропорциональное соотношение гласных и согласных звуков. Установите, какую картину помогает передать данная звукозапись поэтических строчках. С помощью литературоведческого словаря установите понятие о таком звуковом повторе.
Исследования помогли ребятам установить, что вычисления пропорционального соотношения
в 1-м варианте: 43(глас.)/ 57(соглас.) С–Ш–19,
во 2-м варианте: 34(глас.)/ 48(соглас.) Г–ГР–6,
свидетельствуют о том, что преимущественно использовались поэтами согласные звуки, так как они занимают доминирующее положение в звуковой системе русского языка. Ф.Тютчеву скопление согласных и преимущественно Г–ГР помогает образно описать грозу, а А.С.Пушкину глухие шипящие и свистящие С–Ш помогают создать впечатление опадающих листьев.
Изучая в 5 классе тему “Типы словосочетаний по главному слову”, ребятам предлагается инструкция-задание.
1. Определите, какой частью речи выражены
главные слова в подчинительных словосочетаниях.
Зафиксируйте графически наблюдения в таблице.
2. Предложите название каждому из видов
словосочетаний, опираясь на главное слово.
3. Оформите вывод о том, на какие типы по главному
слову делятся словосочетания.
4. Как вы думаете, на какие словосочетания
используются чаще в речи?
Для исследования по группам предложен текстовой материал.
Задание 1, 3, 5-й группам. Попробуйте описать снежинку.
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели. (И.Бунин).
Найдите слова и сочетания слов, с помощью которых поэт описывает следы мороза.
В небе – дым поблеклый,
Снег на тротуаре.
На трамвайных стёклах –
Ледяной гербарий. (И.Козбеев).
Задание 2, 4, 6-й группам. Какую роль играют глаголы и глагольные сочетания? Что стремится подчеркнуть автор в повествовании?
- Кот широко раскрыл глаза, растопырил усы и осторожно шагнул к незнакомцу. Подошёл вплотную и с опаской начал его обнюхивать.
- Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят. (Ф.Тютчев).
Материал для исследования типов словосочетаний по главному слову предлагается такой:
? |
ИМЕННЫЕ |
? |
ГЛАГОЛЬНЫЕ |
Части речи главного слова | Выводы учащихся (именуемые) именные | Части речи главного слова | Выводы учащихся глагольные |
У сухого дерева Ручкой ножа Совеем близко |
Прил. + сущ. Сущ. + сущ. Нар. + нар. |
Собирать грибы Шла домой Живёт в лесу |
Глаг. + сущ. Глаг. + сущ. Глаг. + сущ. с пред. |
Главное может быть выражено сущ., прил., нареч. | Главное выражено глаголом |
Фиксируя наблюдения, ученики приходят к выводу, что словосочетания по главному слову делятся на глагольные и те, которые выражают имя. Они назвали их именуемые. Учитель уточняет, что принято название именные.
Исследуя предложенные тексты, ученики 1, 3, 5-й групп приходят к выводу, что именные словосочетания помогают передать поэтическое описание предмета, а 2, 4, 6-й групп подчеркивают, что глагольные словосочетания и глаголы помогают передать последовательность действий предмета.
Исследование как условие развития активности познавательной самостоятельности учащихся может применяться на всех этапах обучения, а некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать как можно раньше, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.