Формирование и развитие личностного опыта учащихся 5—11-х классов при изучении курсов "Мировая художественная культура"и "Риторика"

Разделы: МХК и ИЗО


В психологических словарях опыт трактуется как “способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. Опыт служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта”. Отсюда, личностным опытом будет являться индивидуализированный способ познания, заключающийся в осознании действительности посредством личностно-практического освоения мира.

В данной работе мы рассматриваем формирование и развитие только одного из аспектов, включенного в понятие “личностный опыт”, а именно, функциональную грамотность.

В последнее время в развитии современной образовательной системы наряду с понятием “опыт” выводится на первый план “функциональная грамотность”. “Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде”. [Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск-Москва, 2001] Функциональная грамотность объединяет множество параметров, таких как языковая грамотность, компьютерная и информационная, правовая, гражданская, финансовая, экологическая, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.). Важное место в представлении о функциональной грамотности занимает “деятельностная грамотность” (способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности).

Чтобы знания и умения в какой-либо сфере у учащихся перешли именно в план личностного опыта, необходимо “прожить его” – ведь смысл порождается не значением, а жизнью” [Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. С. 279]. Т.М. Буякас и О.Г.Зевина утверждают, что “только когда знание будет непосредственно пережито субъектом, станет его внутренним опытом, только тогда оно из общечеловеческих ценностей превратится в личностную ценность, станет достоянием индивидуального сознания, живым участником смысловой сферы личности, только тогда субъект сможет рассказать о нём на своём собственном языке. И тогда оно начнёт функционировать в реальных жизненных связях субъекта, станет определять его отношение к миру”. [Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальном сознании.// Вопросы психологии, 1997, № 5]

Поэтому при составлении программ курсов, изучении материала, использовании определенных методов и приемов важно это учитывать. Практика показывает, что оправданным будет использование разнообразных тренингов, анализа и инсценирования предполагаемых реальных жизненных ситуаций, социально-ролевых игр и т.д.

Для формирования функциональной грамотности предмет “Риторика”, на наш взгляд, находится в выигрышном положении по сравнению c другими школьными дисциплинами. Это связанно с тем, что тематическое насыщение программы (мы рассматриваем учебные пособия по риторике для 5-9 классов под редакцией Т.А. Ладыженской и учебник “Основы риторики. 10-11 классы” А.К. Михальской) ориентируется в первую очередь на применение знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения данной дисциплины, в реальной жизни. Например, дети могут научиться не только составлять разнообразные устные и письменные тексты разных жанров (письмо, доклад, реферат, отзыв, характеристика, конспект, рецензия, инсценировка и т.д.), но и правильно и уместно произносить комплименты, похвальное слово, благодарить, отвечать на вопросы, спорить, публично выступать и т.д.

На уроках риторики необходимо создавать сначала ограниченные, а затем расширенные ситуации общения, в которых дети приобретали бы опыт использования осваиваемых знаний и умений для решения коммуникативных задач в личностно-значимых для них ситуациях. Желательно, чтобы задания начинались словами: “представьте себе…”, “вам необходимо…, что и как бы вы сказали (ответили)”, “что бы вы предприняли (сказали), если бы…” и т.д. Например, при изучении речевого этикета первоначально можно разыграть следующие ситуации: приветствие и беседа с другом, мамой одноклассника, продавцом в магазине; приглашение на праздник (день рождение, новый год и т.д.), медленный танец; благодарность однокласснику за … и т.д. В последствии советуем предложить ученикам разыграть расширенные ситуации общения, например, “мы на дне рождения у …”, “мы на дискотеке”, “мы на конференции”, “мы на экскурсии в …” и т.д. Цель данных заданий – показать умение применять изученный материал на практике, максимально используя полученные знания.

Важно отметить, что учащимся 5-7 классов (иногда и 8-9 классов), к нашему удивлению, правильно кого-то пригласить на праздник, медленный танец, извиниться, поблагодарить и т.д. (особенно когда участниками сценок становились разнополые учащиеся) вызывало затруднение. Напрямую это связанно с психологическими особенностями детей этого возраста (11-15 лет), но, по нашим наблюдениям, основной проблемой является отсутствие навыков действия в подобных ситуациях. Из этого следует, что на уроках риторики важным становится не только анализ текстов (примеры разнообразных речевых ситуаций) из художественной литературы, публицистики, и т.п., а именно, инсценирование возможных жизненных ситуаций.

Например, подобное можно воплощать следующим образом:

  • учащимся предлагается составить текст устного объявления, который бы по их просьбе зачитал диспетчер на вокзале, если бы они потерялись;
  • написать текст-послание на своей фотографии, которую бы желали подарить на память другу/подруге (бабушке, сестре, любимому учителю и т.д.);
  • составить и разыграть диалоги со словами утешения на следующие темы: а) ваш друг провалил экзамен, б) младший брат потерял любимую игрушку, в) кто-то из родителей попал под сокращение на работе, г) потерялся ребенок и т.д.;
  • составить и разыграть интервью со знаменитым актером (певцом, спортсменом, писателем и т.д.);
  • составить текст корректного и убедительного отказа (другу в принятии приглашения на день рождение, предоставлении однокласснику списывания домашнего задания и т.д.).

Как мы видим, подбор приемов и методов для формирования и развития личностного опыта на уроках риторики очень широк, но на уроках мировой художественной культуры, на наш взгляд, провести подобное намного сложнее. Это связанно с тем, что культурным ценностям сложно научить, их нельзя навязать силой, они должны быть добровольно выбранными индивидуумом.

Здесь мы сталкиваемся с такой категорией, как "функциональная культура", утверждающая, что личность должна не только усвоить совокупность определенных фундаментальных культурологических знаний, но и эффективно использовать их в разнообразных сферах деятельности (профессионально-трудовой, общественно-политической, бытовой и т.д.). Другими словами, человек приобщаясь к культурным ценностям непосредственно переводит их в сферу личностного опыта. Учитывая это, процесс приобщения учащихся к культуре должен концентрироваться на образцах, отражающих сложившиеся в обществе эталоны, которым стремятся подражать. Каждая культура, каждая эпоха вырабатывает свои идеалы, свои эталоны, свои нормативные образцы, различать и оценить которые и должен научиться современный школьник.

Приведем некоторые практические задания (рассчитаны на учащихся 10-11 классов).

  • Cоставьте коллаж на тему “Я и МХК” (каким я вижу этот предмет; чем он является для меня; что я потерял бы, не изучая данный предмет и т.д.);
  • Подготовьте и проведите воображаемую экскурсию по… (например, родному городу, одному из городов России, средневековой деревне, Афинскому Акрополю, музею, картинной галерее, мастерской скульптора и т.д.);
  • Разработайте рекламную компанию, презентацию творчества современных деятелей искусства;
  • Поставьте спектакль”, “снимите кино” по сюжету любого произведения (создать сценарий, подобрать актеров, художников, постановщика и т.д. и сымитировать кинопостановку или постановку спектакля);
  • Создайте воображаемый музей (подобрать экспонаты, здание и интерьер музея, подготовить анализ, акцентируя на их эстетической ценности; аргументировать свой выбор);
  • Разыграйте заседание редакционного совета по поводу издания … (например, альбома художника, хрестоматии …, энциклопедии мирового искусства). Цель – определить целесообразность издания книги, необходимость некоторых составляющих издания (иллюстрации, репродукции, портреты, критический анализ произведений, биографические статьи, вступительные и заключительные статьи, макет обложки, список рекомендованной литературы по теме). Ученики должны четко мотивировать свой выбор;
  • Разыграйте заседание художественного совета театра (рассматриваются 2 или 3 театральные постановки разных режиссеров одного произведения). Анализируется игра актеров, декорации, костюмы, музыка, оригинальность интерпретации режиссера авторского замысла и т.д.;
  • Разыграйте риторический агон (при изучении темы “Античность”) древнегреческих философов (натурфилософов). Урок строится в форме ролевой игры. Обращение к философии вызывает большой интерес у учащихся, особенно если им приходится доказывать (вступая в диспут) чужие взгляды;
  • Подготовьте материал к обобщающему уроку по теме “Древний мир”, который строится в виде ролевой игры (предварительная подготовка занимает 2-3 недели). Весь класс делится на 9 групп и представляют собой советников, которые отчитываются перед правителем. Советники: по строительству, религии, торговле, искусству, науке, образованию, развлечениям, военный советник, законодатель мод. Учащиеся анализируют культуру первобытного общества, Месопотамии, Египта, американских индейцев, аборигенов Африки и Австралии, отбирая материал, отвечающий названию группы и не представленный на предыдущих уроках. Кроме письменных докладов ученики готовят макеты (рисунки, схемы, планы, трехмерные предметы-атрибуты ответов);
  • Подготовьте проекты к заключительному уроку по теме “Стили и направления в мировой культуре XVII-XVIII веков” (форма урока – “Бал в Версале”). Класс делится на несколько групп, которые изучают историю создания дворца, специфику бала XVII-XVIII века, интерьер, скульптуру, росписи и живописные полотна дворца, музыку, моду, этикет, фонтаны, парковое искусство, гастрономические пристрастия придворных. Каждая группа выступает, следуя сценарию урока, позволяющему участникам окунуться в атмосферу жизни императоров, придворных дам и кавалеров, прислуги.

В данной работе мы рассмотрели некоторые практические приемы формирования и развития личностного опыта (“функциональную грамотность” и “ функциональную культуру”) учащихся 5-11 классов при изучении курсов “Мировая художественная культура” и “Риторика”.