Тема: “ Человек и его место в природе”.
Цели.
Обучающие:
- продолжить системную работу по формированию элементарной целостной картины мира у младших школьников;
- познакомить с искусственными экосистемами города и села как местом жизни (обитания) человека;
- научить видеть разницу в хозяйствах древних людей и современного человека, понимать специфику искусственных экосистем;
- учить учащихся находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающимся с природой.
Развивающие:
- развивать умения познавать и понимать окружающий мир, осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
- развивать речь, логическое мышление;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе, экономное расходование природных ресурсов, заботливое отношение к миру.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тип обучения: проблемное.
Основные этапы урока:
- Введение новых знаний с опорой на предшествующий опыт.
- Воспроизведение новых знаний.
Оборудование:
- видиозаписи для демонстрации экосистемы города и села;
- рабочая страничка;
- опорные схемы;
- иллюстрации разумного сочетания цивилизации и природы.
ХОД УРОКА
I. Активизация знаний и постановка проблемы.
1. Ребята, сегодня у нас первый урок последнего раздела нашего учебника и всего нашего курса “Мир и человек”. Название этого раздела, на мой взгляд, немного необычно. А в чём его необычность?
На доске запись: “Как нам жить?”
Оказывается, этот вопрос волнует многих людей нашей планеты, независимо от того в какой стране они живут и на каком языке общаются между собой. Но главное, что эти люди неравнодушные к судьбе нашей планеты, нашего общего дома.
Я убеждена, что и мы с вами не должны оставаться в стороне и попытаться поискать ответ на этот вопрос.
А знаете ли вы, что такое конференция? И возможно ли наш урок назвать “урок-конференция”?
Словарик: “Конференция – собрание, совещание разных, в том числе и учебных организаций, для обсуждения каких-нибудь особых вопросов”.
(Дети читают на рабочей страничке толкование слова “конференция” и обсуждают поставленный вопрос).
А теперь я предлагаю, размышляя над нашим особым вопросом “Как нам жить?” и “Человек и его место в природе”, вспомнить то, что мы знаем, изучили.
2. Блиц – викторина “Проверь свои знания”:
- Уральские горы разделяют Европу и Азию;
- Америку открыл Христофор Колумб;
- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур – реки нашей страны;
- Южнее Антарктиды есть другие материки;
- Если бережно относиться к использованию воды, света, т.е. экономить электроэнергию, то природа сохраниться и людям будет жить легче;
- Пустыня Сахара расположена в Южной Америке;
- Путешественники ходили друг к другу в гости с острова на остров пешком;
- Собирание съедобных растений и охота на диких животных – древнейшее занятие человека;
- Экосистема – это такое содружество живой и неживой природы на земле, в котором все чувствуют себя как дома.
- Экологическая система – это ячейка живой оболочки Земли.
(Дети прослушивают данные высказывания и в таблицу на рабочей странице выставляют “+”, если они с высказыванием согласны, и “-”, если они с высказыванием не согласны. После выполнения задания учитель вывешивает на доску контрольный лист, и учащиеся проводят самоконтроль и самопроверку выполненного задания).
3. Решение кроссворда в паре.
- Учёный, изучающий экосистемы.
- Живые организмы, поедающие другие организмы.
- Газ, необходимый для дыхания всем живым организмам.
- Что получает экосистема из космоса?
- Мельчайшие “мусорщики”.
- Организмы, перерабатывающие отходы и остатки живых организмов.
- Орган растения, в котором происходит превращение веществ неживой природы в органический материал для всех организмов.
- Подкормка для повышения урожая растений.
- Организмы, которыми питаются “едоки”.
- Верхний плодородный слой земли, из которого растение получает воду и питательные вещества.
4. Проблемный диалог.
Дети, мне кажется, я слышу чьи-то голоса. Кто-то разговаривает…
Да это же наши знакомые Лена и Миша. Послушаем их…
Лена: Человек, развивая науку и технику, нарушает природные экосистемы. Значит, он может жить без них?
Миша: Нет, Лена, ты не права. Человек, как и любой другой организм, нуждается в других членах своей экосистемы, ведь он должен дышать, питаться, участвовать в круговороте веществ.
И вновь вот уже в третий раз мы слышим одно и тоже слово. Кто из вас обратил на него внимание? Действительно, это слово “Экосистема”. (Вывешивается на доску).
А что же такое экосистема?
(Дети справляются в словарике на рабочей страничке и дают разные определения.)
Какие бывают экосистемы?
– Естественные – природные;
– искусственные – это экосистемы, созданные
руками человека.
Приведите пример естественных экосистем; искусственных экосистем.
5. Постановка проблемы.
Дети, как вы думаете, в какой из перечисленных вами экосистем есть место для человека, для нас с вами?
II. Совместное открытие знаний.
1. Рассмотрим на нашей конференции вопросы, которые нам предстоит изучить и обсудить:
- два хозяйства человека;
- где живёт человек;
- как сказываются на жизни людей достижения науки и техники, чем они полезны, чем вредны и какие опасности таятся в их использовании.
2. Самостоятельное знакомство с двумя видами хозяйства человека по страницам учебника.
3. Коллективная работа с классом посредством проблемной беседы с целью систематизации полученных знаний:
- Чем занимались древние люди?
- Отличались ли они от диких животных по способу добывания пищи?
- Если они присваивали готовые природные богатства, то, как могло называться их хозяйство? Образуйте слово от глагола “присваивать”, отвечающее на вопрос какое хозяйство? (Присваивающее).
- Почему позже люди научились разводить домашних животных и культурные растения?
- Где люди стали жить?
- Что стало их основным занятием?
- Если люди стали производить продукты питания и другие продукты, необходимые для жизни, то, как можно назвать их хозяйство? Образуйте слово от глагола “производить”, отвечающее на вопрос какое хозяйство? (Производящее)
4. Демонстрация двух экологических пирамид:
- Какая из них символизирует присваивающее хозяйство, а какая производящее хозяйство?
- Какую из них можно соотнести с естественной экосистемой, а какую с искусственной экосистемой?
- Как бы вы назвали эту экосистему?
(Экосистема поля, сада, скотного двора, птичника, животноводческой фермы – сельскохозяйственная экосистема)
Это первая искусственная экосистема, которую создали люди. Здесь живут крестьяне, занимающиеся сельскохозяйственным трудом.
Вторая искусственная экосистема, созданная людьми для собственной жизни – экосистема города.
Если поля, сады, скотные дворы напоминают природные экосистемы, то город поражает своим несоответствием с природным окружением. Вместо шороха листьев и пения птиц, мы слышим в городе шум моторов, скрип тормозов, стук трамвайных колёс о рельсы. На равнине взмываются каменные горы из многоэтажных зданий. В городе, к сожалению, мало зелёных растений. Именно из-за недостатка или отсутствия зелени люди – горожане в выходные дни стараются уехать из города на дачу, в лес, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городских шумов. Иногда люди считают, что современный человек почти независим от природы. Это очень опасное заблуждение.
Помни! Человек в прошлом, настоящем и будущем множеством незримых нитей связан с природой. Береги её!
Но, несмотря ни на что, город – это экосистема, которую люди создали для жизни в ней.
5. Выполнение задания 2 на стр. 59.
- Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы?
- В каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы? Почему?
- В чём заключается сила человека?
- Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе?
- Круговорот в природе замкнут или нет?
- Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, сокращение плодородия земли, нехватка топлива и т. п.)
6. Выполнение задания 3 на стр. 59.
- Какие возникли последствия от применения человеком силы, которой он обладает?
- К чему это приводит?
- Что необходимо исправить?
- Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать… (экологическим).
- Что надо делать? Можем ли мы помочь?
Вернёмся к понятию “экосистема”.
(На доску вывешивается определение)
Экосистема – это такая взаимосвязь (содружество) живой и неживой природы, при которой все её обитатели чувствуют себя как дома.
7. Работа над ключевыми словами:
- Содружество
- Живая природа
- Неживая природа
- Все? Кто все?
- А как дома?
III. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
- Ответы на вопросы на стр.59.
- Выполнение 2–3 заданий по выбору (1, 4, 5, 7, 8).
- Заполни таблицу на рабочей страничке. Подсчитай сумму баллов, и ты узнаешь, хорошо ли ты заботишься о природе в экосистеме города.
Я выключаю свет, когда выхожу из комнаты. | 1 | |
Я выключаю кран, когда выхожу из ванной. | 1 | |
Я стараюсь не рвать цветы в лесу и парке. | 1 | |
Я не ломаю деревья для костра, а беру валежник. | 1 | |
Я всю зиму кормил птиц. | 2 | |
Я не беспокою птиц у гнезда. | 1 | |
Я сделал жилой домик для гнездования птиц. | 3 | |
Я ухаживаю за домашними растениями и животными. | 1 | |
Я посадил дерево. | 5 |
13–16 баллов – ты большой молодец, защитник природы. Все могут брать с тебя пример.
9–12 баллов – ты умеешь дружить с природой.
Меньше 9 баллов – тебе есть о чём призадуматься. Постарайся бережнее относиться к окружающей тебя природе.
IV. Подведение итогов урока – конференции.
- Обмен мнениями по выполнению заданий;
- Что нового узнали на уроке?
- Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?
У человека два пути. Первый – всем людям вместе улететь в космос и расселиться на других планетах. Но если это и станет возможным, то ещё очень не скоро, может через сотни и сотни лет.
Второй путь – приспосабливаться к природе, учиться не разрушать её, не нарушать налаженного хозяйства, попытаться начать восстанавливать погубленное, испорченное. А к нынешней природе относиться бережно, охраняя то, что осталось. Пожалуй, этот путь – единственно возможный.
V. Домашнее задание.
Урок № 12, задание 6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
07.04.2004.
РАБОЧАЯ СТРАНИЧКА
Ученика (цы)____________________________
ТЕМА: “Как нам жить?Человек и его место в природе”.
План.
- Два хозяйства человека.
- Где живёт человек.
- Как нам жить.
Задание 1. Блиц – викторина.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
Задание 2. Кроссворд.
- Учёный, изучающий экосистемы.
- Живые организмы, поедающие другие организмы (растения и животных).
- Газ, необходимый для дыхания всем живым организмам.
- Что получает экосистема из космоса?
- Мельчайшие “мусорщики”.
- Организмы, перерабатывающие отходы и остатки живых организмов.
- Орган растения, в котором происходит превращение веществ неживой природы в органический материал для всех организмов.
- Подкормка для повышения урожая растений.
- Организмы, которыми питаются едоки.
- Верхний плодородный слой земли, из которого растение получает воду и питательные вещества.
Задание 3. Открытие новых понятий.
1.____________________
2.____________________
3.____________________
4.____________________
5.____________________
6.____________________
7.____________________
8.____________?_______
Задание 4. Таблица – тест.
Полезное дело | Знак выполнения | Баллы |
Я выключаю свет, когда выхожу из комнаты. | 1 | |
Я выключаю кран, когда выхожу из ванной. | 1 | |
Я стараюсь не рвать цветы в лесу и парке. | 1 | |
Я не ломаю деревья для костра, а беру валежник. | 1 | |
Я всю зиму кормил птиц. | 2 | |
Я не беспокою птиц у гнезда. | 1 | |
Я сделал домик для гнездования птиц. | 3 | |
Я ухаживаю за домашними растениями и животными. | 1 | |
Я посадил дерево. | 5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СЛОВАРИК.
КОНФЕРЕНЦИЯ – собрание, совещание разных, в том числе и учебных организаций, для обсуждения каких-нибудь особых вопросов.
ЭКОСИСТЕМА – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они чувствуют себя как дома.
ЭКОСИСТЕМА – маленькая часть биосферы. В этой системе можно найти многие элементы биосферы: воздух, почва, вода, горные породы.
ЭКОСИСТЕМА – единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
ЭКОСИСТЕМА – это сообщество живых организмов в единстве с местом, в котором они обитают.
ЭКОСИСТЕМА – это такая взаимосвязь живой и неживой природы, при которой все обитатели чувствуют себя как дома.