Урок окружающего мира в учебном курсе "Мир и человек"

Разделы: Начальная школа


Тема: “ Человек и его место в природе”.

Цели.

Обучающие:

  • продолжить системную работу по формированию элементарной целостной картины мира у младших школьников;
  • познакомить с искусственными экосистемами города и села как местом жизни (обитания) человека;
  • научить видеть разницу в хозяйствах древних людей и современного человека, понимать специфику искусственных экосистем;
  • учить учащихся находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
  • сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающимся с природой.

Развивающие:

  • развивать умения познавать и понимать окружающий мир, осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
  • развивать речь, логическое мышление;

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе, экономное расходование природных ресурсов, заботливое отношение к миру.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тип обучения: проблемное.

Основные этапы урока:

  1. Введение новых знаний с опорой на предшествующий опыт.
  2. Воспроизведение новых знаний.

Оборудование:

  • видиозаписи для демонстрации экосистемы города и села;
  • рабочая страничка;
  • опорные схемы;
  • иллюстрации разумного сочетания цивилизации и природы.

ХОД УРОКА

I. Активизация знаний и постановка проблемы.

1. Ребята, сегодня у нас первый урок последнего раздела нашего учебника и всего нашего курса “Мир и человек”. Название этого раздела, на мой взгляд, немного необычно. А в чём его необычность?

На доске запись: “Как нам жить?”

Оказывается, этот вопрос волнует многих людей нашей планеты, независимо от того в какой стране они живут и на каком языке общаются между собой. Но главное, что эти люди неравнодушные к судьбе нашей планеты, нашего общего дома.

Я убеждена, что и мы с вами не должны оставаться в стороне и попытаться поискать ответ на этот вопрос.

А знаете ли вы, что такое конференция? И возможно ли наш урок назвать “урок-конференция”?

Словарик:Конференция – собрание, совещание разных, в том числе и учебных организаций, для обсуждения каких-нибудь особых вопросов”.

(Дети читают на рабочей страничке толкование слова “конференция” и обсуждают поставленный вопрос).

А теперь я предлагаю, размышляя над нашим особым вопросом “Как нам жить?” и “Человек и его место в природе”, вспомнить то, что мы знаем, изучили.

2. Блиц – викторина “Проверь свои знания”:

  1. Уральские горы разделяют Европу и Азию;
  2. Америку открыл Христофор Колумб;
  3. Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур – реки нашей страны;
  4. Южнее Антарктиды есть другие материки;
  5. Если бережно относиться к использованию воды, света, т.е. экономить электроэнергию, то природа сохраниться и людям будет жить легче;
  6. Пустыня Сахара расположена в Южной Америке;
  7. Путешественники ходили друг к другу в гости с острова на остров пешком;
  8. Собирание съедобных растений и охота на диких животных – древнейшее занятие человека;
  9. Экосистема – это такое содружество живой и неживой природы на земле, в котором все чувствуют себя как дома.
  10. Экологическая система – это ячейка живой оболочки Земли.

(Дети прослушивают данные высказывания и в таблицу на рабочей странице выставляют “+”, если они с высказыванием согласны, и “-”, если они с высказыванием не согласны. После выполнения задания учитель вывешивает на доску контрольный лист, и учащиеся проводят самоконтроль и самопроверку выполненного задания).

3. Решение кроссворда в паре.

  1. Учёный, изучающий экосистемы.
  2. Живые организмы, поедающие другие организмы.
  3. Газ, необходимый для дыхания всем живым организмам.
  4. Что получает экосистема из космоса?
  5. Мельчайшие “мусорщики”.
  6. Организмы, перерабатывающие отходы и остатки живых организмов.
  7. Орган растения, в котором происходит превращение веществ неживой природы в органический материал для всех организмов.
  8. Подкормка для повышения урожая растений.
  9. Организмы, которыми питаются “едоки”.
  10. Верхний плодородный слой земли, из которого растение получает воду и питательные вещества.

4. Проблемный диалог.

Дети, мне кажется, я слышу чьи-то голоса. Кто-то разговаривает…

Да это же наши знакомые Лена и Миша. Послушаем их…

Лена: Человек, развивая науку и технику, нарушает природные экосистемы. Значит, он может жить без них?

Миша: Нет, Лена, ты не права. Человек, как и любой другой организм, нуждается в других членах своей экосистемы, ведь он должен дышать, питаться, участвовать в круговороте веществ.

И вновь вот уже в третий раз мы слышим одно и тоже слово. Кто из вас обратил на него внимание? Действительно, это слово “Экосистема”. (Вывешивается на доску).

А что же такое экосистема?

(Дети справляются в словарике на рабочей страничке и дают разные определения.)

Какие бывают экосистемы?

– Естественные – природные;
– искусственные – это экосистемы, созданные руками человека.

Приведите пример естественных экосистем; искусственных экосистем.

5. Постановка проблемы.

Дети, как вы думаете, в какой из перечисленных вами экосистем есть место для человека, для нас с вами?

II. Совместное открытие знаний.

1. Рассмотрим на нашей конференции вопросы, которые нам предстоит изучить и обсудить:

  • два хозяйства человека;
  • где живёт человек;
  • как сказываются на жизни людей достижения науки и техники, чем они полезны, чем вредны и какие опасности таятся в их использовании.

2. Самостоятельное знакомство с двумя видами хозяйства человека по страницам учебника.

3. Коллективная работа с классом посредством проблемной беседы с целью систематизации полученных знаний:

  • Чем занимались древние люди?
  • Отличались ли они от диких животных по способу добывания пищи?
  • Если они присваивали готовые природные богатства, то, как могло называться их хозяйство? Образуйте слово от глагола “присваивать”, отвечающее на вопрос какое хозяйство? (Присваивающее).
  • Почему позже люди научились разводить домашних животных и культурные растения?
  • Где люди стали жить?
  • Что стало их основным занятием?
  • Если люди стали производить продукты питания и другие продукты, необходимые для жизни, то, как можно назвать их хозяйство? Образуйте слово от глагола “производить”, отвечающее на вопрос какое хозяйство? (Производящее)

4. Демонстрация двух экологических пирамид:

  • Какая из них символизирует присваивающее хозяйство, а какая производящее хозяйство?
  • Какую из них можно соотнести с естественной экосистемой, а какую с искусственной экосистемой?
  • Как бы вы назвали эту экосистему?

(Экосистема поля, сада, скотного двора, птичника, животноводческой фермы – сельскохозяйственная экосистема)

Это первая искусственная экосистема, которую создали люди. Здесь живут крестьяне, занимающиеся сельскохозяйственным трудом.

Вторая искусственная экосистема, созданная людьми для собственной жизни – экосистема города.

Если поля, сады, скотные дворы напоминают природные экосистемы, то город поражает своим несоответствием с природным окружением. Вместо шороха листьев и пения птиц, мы слышим в городе шум моторов, скрип тормозов, стук трамвайных колёс о рельсы. На равнине взмываются каменные горы из многоэтажных зданий. В городе, к сожалению, мало зелёных растений. Именно из-за недостатка или отсутствия зелени люди – горожане в выходные дни стараются уехать из города на дачу, в лес, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городских шумов. Иногда люди считают, что современный человек почти независим от природы. Это очень опасное заблуждение.

Помни! Человек в прошлом, настоящем и будущем множеством незримых нитей связан с природой. Береги её!

Но, несмотря ни на что, город – это экосистема, которую люди создали для жизни в ней.

5. Выполнение задания 2 на стр. 59.

  • Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы?
  • В каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы? Почему?
  • В чём заключается сила человека?
  • Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе?
  • Круговорот в природе замкнут или нет?
  • Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, сокращение плодородия земли, нехватка топлива и т. п.)

6. Выполнение задания 3 на стр. 59.

  • Какие возникли последствия от применения человеком силы, которой он обладает?
  • К чему это приводит?
  • Что необходимо исправить?
  • Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать… (экологическим).
  • Что надо делать? Можем ли мы помочь?

Вернёмся к понятию “экосистема”.

(На доску вывешивается определение)

Экосистема – это такая взаимосвязь (содружество) живой и неживой природы, при которой все её обитатели чувствуют себя как дома.

7. Работа над ключевыми словами:

  • Содружество
  • Живая природа
  • Неживая природа
  • Все? Кто все?
  • А как дома?

III. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

  • Ответы на вопросы на стр.59.
  • Выполнение 2–3 заданий по выбору (1, 4, 5, 7, 8).
  • Заполни таблицу на рабочей страничке. Подсчитай сумму баллов, и ты узнаешь, хорошо ли ты заботишься о природе в экосистеме города.
Я выключаю свет, когда выхожу из комнаты.   1
Я выключаю кран, когда выхожу из ванной.   1
Я стараюсь не рвать цветы в лесу и парке.   1
Я не ломаю деревья для костра, а беру валежник.   1
Я всю зиму кормил птиц.   2
Я не беспокою птиц у гнезда.   1
Я сделал жилой домик для гнездования птиц.   3
Я ухаживаю за домашними растениями и животными.   1
Я посадил дерево.   5

13–16 баллов – ты большой молодец, защитник природы. Все могут брать с тебя пример.

9–12 баллов – ты умеешь дружить с природой.

Меньше 9 баллов – тебе есть о чём призадуматься. Постарайся бережнее относиться к окружающей тебя природе.

IV. Подведение итогов урока – конференции.

  • Обмен мнениями по выполнению заданий;
  • Что нового узнали на уроке?
  • Почему могущество человека – большая угроза всему окружающему миру?

У человека два пути. Первый – всем людям вместе улететь в космос и расселиться на других планетах. Но если это и станет возможным, то ещё очень не скоро, может через сотни и сотни лет.

Второй путь – приспосабливаться к природе, учиться не разрушать её, не нарушать налаженного хозяйства, попытаться начать восстанавливать погубленное, испорченное. А к нынешней природе относиться бережно, охраняя то, что осталось. Пожалуй, этот путь – единственно возможный.

V. Домашнее задание.

Урок № 12, задание 6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

07.04.2004.

РАБОЧАЯ СТРАНИЧКА

Ученика (цы)____________________________

ТЕМА: “Как нам жить?
Человек и его место в природе”.

План.

  1. Два хозяйства человека.
  2. Где живёт человек.
  3. Как нам жить.

Задание 1. Блиц – викторина.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

                   

Задание 2. Кроссворд.

  1. Учёный, изучающий экосистемы.
  2. Живые организмы, поедающие другие организмы (растения и животных).
  3. Газ, необходимый для дыхания всем живым организмам.
  4. Что получает экосистема из космоса?
  5. Мельчайшие “мусорщики”.
  6. Организмы, перерабатывающие отходы и остатки живых организмов.
  7. Орган растения, в котором происходит превращение веществ неживой природы в органический материал для всех организмов.
  8. Подкормка для повышения урожая растений.
  9. Организмы, которыми питаются едоки.
  10. Верхний плодородный слой земли, из которого растение получает воду и питательные вещества.

Задание 3. Открытие новых понятий.

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________

5.____________________

6.____________________

7.____________________

8.____________?_______

Задание 4. Таблица – тест.

Полезное дело Знак выполнения Баллы
Я выключаю свет, когда выхожу из комнаты.   1
Я выключаю кран, когда выхожу из ванной.   1
Я стараюсь не рвать цветы в лесу и парке.   1
Я не ломаю деревья для костра, а беру валежник.   1
Я всю зиму кормил птиц.   2
Я не беспокою птиц у гнезда.   1
Я сделал домик для гнездования птиц.   3
Я ухаживаю за домашними растениями и животными.   1
Я посадил дерево.   5

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СЛОВАРИК.

КОНФЕРЕНЦИЯ – собрание, совещание разных, в том числе и учебных организаций, для обсуждения каких-нибудь особых вопросов.

ЭКОСИСТЕМА – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они чувствуют себя как дома.

ЭКОСИСТЕМА – маленькая часть биосферы. В этой системе можно найти многие элементы биосферы: воздух, почва, вода, горные породы.

ЭКОСИСТЕМА – единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

ЭКОСИСТЕМА – это сообщество живых организмов в единстве с местом, в котором они обитают.

ЭКОСИСТЕМА – это такая взаимосвязь живой и неживой природы, при которой все обитатели чувствуют себя как дома.